Среднебельский епархиальный женский монастырь Албазинской иконы Божией Матери - Благовещенская епархия

Среднебельский епархиальный женский монастырь Албазинской иконы Божией Матери

Адрес: 676910, Амурская область, Ивановский район, село Среднебелая, улица Лазо, 15
Телефон: 8-929-477-46-12
Настоятельница: игумения Даниила (Мясникова)
Клирик: иеромонах Савва (Кристинин)



Создание первого женского монастыря в Амурской области

«…бывают особливые времена или особливые обстоятельства, когда духовная жизнь наша подвергается опасности полного угашения. И тогда-то ярко сияют пред нашими очами подвиги иноков, — и благо стране, народу, если в годину общего увлечения житейскими и плотскими попечениями среди народа являются люди, которые молчаливо, в духе веры, любви, смирения и терпения отдаются служению духу и являются земными Ангелами и небесными человеками. Это — монахи, монахини и монастыри».
.

Эти слова принадлежат одному из самых ярких и искренних проповедников начала ХХ в. священномученику протоиерею Иоанну Восторгову. Произнесены они 24 июня 1911 года и обращены к сестрам первого женского монастыря Амурской области – Градо-Благовещенского Албазинского монастыря. Эти слова не теряют своей актуальности и сейчас, спустя более ста лет, и, вряд ли потеряют ее в дальнейшем.

Пережив страшные десятилетия самых разных исторических потрясений, после всевозможных попыток навсегда искоренить из сознания людей само понятие о духовной жизни, речь уже не идет об опасности ее угашения. Сегодня речь идет о величайшем чуде того, что эта духовная жизнь, несмотря ни на что все же теплится маленькими искрами до сих пор. То она проявляет себя в неожиданно красивых поступках людей.  То вспыхивает яркими огнями в появлении носителей самой настоящей святости – как священнослужителей, так и обычных мирян. То проявляется в возрождении или создании новых православных храмов и монастырей.

Увы, пока ни о каком повсеместном духовном горении говорить не приходится. Всегда остается опасность полного угашения этого святого пламени. Поэтому оберегать и разжигать его необходимо всеми силами.

Но и тогда, более ста лет назад духовная жизнь в людях только что – теплилась. Об этой беде и опасности криком кричали редкие подвижники и проповедники.

«Люди на Амуре оригинальные, жизнь интересная, не похожая на нашу. Только и разговоров, что о золоте. Золото, золото и больше ничего», – поделится своими впечатлениями о пребывании в  Благовещенске  А.П. Чехов в письме своему другу Суворину в 1890 года.

«Будем откровенны: Сибирь подавляла дух человека своей суровой борьбой с природой, своими суровыми условиями жизни. Сибирь являлась — при крайне малом, прямо ничтожном, населении, разбросанном на огромных пространствах, — являлась родиной и как бы естественным местом безцерковья. Но то, что дал так называемый Дальний Восток в этом отношении, не идет и в сравнение с коренной Сибирью. Войны, жадность наживы, золотая горячка, спешная торговля, быстро растущая, рассчитанная на хищничество и быстрое обогащение, вздорожание жизни — все это пропитало жизнь грубо материальными и чувственными интересами, заботами, стремлениями. Эти быстро выросшие города, эти внезапно разбогатевшие целые семьи и отдельные лица, эти театры, рестораны, веселье, кутежи, безумные денежные траты — все указывает на то, что здесь плотские интересы сильно и опасно обострились. Духу и духовной жизни уделяется слишком мало места в новой «культурной» жизни Дальнего Востока», – так охарактеризовал атмосферу тех лет тот же отец Иоанн всего за шесть лет до разрушительных событий революции 1917 года.

Для того, чтобы воспрепятствовать процессу духовного оскудения, как раньше, так и сейчас необходимы не только действующие православные приходские храмы. Необходимы монастыри – общины людей, посвятивших всю свою жизнь служению Богу. Эти обители всегда и сейчас являются хранителями священного духовного огня православной веры, многолетнего личного опыта жизни по заповедям Святого Евангелия. Даже если этот опыт далек от идеала, он невероятно ценен для тех, у кого этого опыта нет вообще.

Понимая это, самые ревностные служители Православной Церкви во все времена уделяли огромное внимание делу строительства монастырей – как мужских, так и женских.

Один из таких подвижников нашей Амурской земли – Преосвященный Никодим (Боков), возглавлявший Благовещенскую епархию с 1900 по 1906 год. Именно он в 1901 года выступил с предложением создания в Амурской области первого женского монастыря. Позже в 1905 году при его же содействии был учрежден Будундинский мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Создание в городе Благовещенске «женской общины с уставом иноческого общежития» виделось Преосвященному Никодиму, как наилучшее решение насущной проблемы – необходимости пристанища для женщин и девушек, переходящих из сектантства в Православие. В дальнейшем предполагалось создать при обители еще и  ремесленно-воспитательный приют для девочек-сирот. Назвать общину Владыка хотел в честь Албазинской иконы Божией Матери, что являлось знаком благодарности Пресвятой Богородице за явное чудо защиты города во время осады 1900 года. Епископ Никодим принял самое деятельное участие в воплощении этой идеи: первым внес из личных средств денежное пожертвование на создание женского монастыря, сам выбрал место для предполагаемого строительства за чертой города, ходатайствовал перед Городской Думой об отводе земель.

Дело создания первого женского монастыря Амурской области шло очень сложно. Он был учрежден указом Святейшего Синода только в 1908 году А действовать начал с 1910 года, когда в Благовещенск прибыла из европейской России первая настоятельница новой обители игумения Палладия. Вместе с ней приехали тридцать две сестры. Благовещенскую епархию в это время возглавлял уже новый епископ Преосвященный Евгений (Бережков) (1910-1914).

Чтобы создать приют для жительниц «золотой» Амурской области, сестры вынуждены были сами на несколько лет стать бесприютными, не имея на новом месте ни жилья, ни земли. Первое время сестры скитались по частным квартирам, пока, наконец, не поселилась в деревянном домике при Свято-Троицкой церкви.

По прошению Владыки Евгения и с согласия строителя Свято-Троицкой церкви С.С.Шадрина, в 1910 году Святейший Синод принял решение официально причислить эту церковь к Богородично-Албазинскому монастырю. Рядом начали возводить корпус для размещения сестер и будущего приюта для девочек-сирот.

Это долгожданное первое и последнее здание новой обители было достроено в 1916 году. Строительству мешал судебный спор об участке земли между епархией и городской управой. Разрешить его получилось только после вмешательства самого императора – тогда монастырь получил еще и лесные угодья в районе Тыгды.

Фактически монастырь просуществовал всего десять лет, большую часть из которых требовалось решать лишь вопросы выживания. Ни о каких высоких миссиях по служению обществу в такой ситуации речи быть не могло. За это время сменилось три настоятельницы. Игумения Палладия отошла ко Господу в 1912 году. Ее сменила монахиня Антония из московской Покровской общины сестер милосердия. В 1916 году она ушла на покой по преклонности лет и расстроенному состоянию здоровья. До 1919 года монастырь возглавляла игуменья Евстолия из московского Зачатьевского монастыря.

В 1920-е годы монастырь уже был закрыт новой послереволюционной властью. В его здании разместилось горнопромышленное училище.  Украшение города – Свято-Троицкая церковь (Шадринский собор) была взорвана в середине 1930-х годов. Дальнейшая судьба сестер на сегодняшний день неизвестна.

На этом история первого женского монастыря Амурской области должна была бы закончится и уйти в небытие, так и не осуществив светлых планов, о которых мечталось при ее основании. Казалось, что осталось одно – сожалеть о жертвенно потраченных силах, средствах, времени. Но это было только начало.

Начало новой истории монастыря

Любая буря когда-нибудь заканчивается. Так ушли в прошлое революция 1917 года, Великая Отечественная война. А живое продолжает жить дальше.

Идея создания женского монастыря в честь главной святыни Приамурья – Албазинской иконы Божией Матери – должна была осуществиться спустя много лет.

В 1993 году снова была восстановлена Благовещенская епархия.

В октябре 2001 года по ходатайству архиепископа Благовещенского и Тындинского Гавриила (Стеблюченко) определением Священного Синода Русской Православной Церкви, было решено возобновить женскую Богородицко-Албазинскую обитель на новом месте. Возрождение ее на историческом месте было уже невозможно, да и нецелесообразно.

Первым пристанищем монахинь стали полуразрушенные казармы на территории бывшей военной базы в районе аэропорта Зеи. Место это было малопригодно для развития обители, поэтому в марте 2003 года монастырь переехал в бывшее подсобное хозяйство Зейской ГЭС в урочище «Теплый ключ» и стал именоваться Богородично-Албазинским Свято-Никольским женским монастырем. К 2011 году здесь был построен храм. Сами сестры проживали в ветхих деревянных строениях, сохранившихся от прежних хозяев.

Но и это место не давало желаемых перспектив для дальнейшего развития обители. Местоположение монастыря было слишком удалено от областного центра. Конечно, это дарило сестрам возможность заниматься внутренним монашеским деланием в тишине и уединении. Но это же создавало очень серьезные хозяйственные проблемы, которые отнимали силы и драгоценное время молитвенной жизни не меньше, чем городская суета.

Но главное, в самой основе идеи создания Богородицко-Албазинского женского монастыря, лежала задача служения обители людям, находящимся в беде. В первую очередь в основной беде ХХI века – бездуховности, которая неизбежно приводит к отчаянию, душевной опустошенности.

Было необходимо такое расположение обители, при котором суета города оставалась бы достаточно далеко. Но при этом, доехать до монастыря, не должно было бы составлять большого труда.

Решить эту задачу предстояло Преосвященному Лукиану (Куценко), возглавившему Благовещенскую и Тындинскую епархию в 2011 году. При всех многочисленных проблемах, встретивших владыку Лукиана на Амурской земле, одной из первых и главных владыка определил именно приведение в порядок жизни и устройства трех амурских монастырей, которые уже были открыты на тот момент его предшественником.

В поисках более удачных мест для размещения монастырей владыка Лукиан объезжал множество населенных пунктов. После 1990-х годов печальных событий «Перестройки», как и по всей стране, села были богаты заброшенными участками земли, пустующими, разрушающимися зданиями.

В одну из таких поездок владыка обнаружил место идеально подходящее для дальнейшего развития женского монастыря в честь Албазинской иконы Божией Матери. Это был комплекс двух зданий бывших детских садов села Среднебелая Ивановского района. На этом месте владыка и остановил свой выбор.

Администрация Среднебельского сельсовета поддержала предложение владыки о создании на месте образовавшегося в селе пустыря женской обители с центром помощи женщинам, попавшим в трудные жизненные ситуации.

В июле 2012 года в Среднебелой был организован первый архиерейский субботник, на котором десятки прихожан Благовещенских храмов и верующие жители села во главе с самим архиереем привели в порядок заброшенную территорию будущей обители.

28 августа 2012 года в праздник Успения Пресвятой Богородицы на площадке рядом с пустующими корпусами владыкой был отслужен молебен перед началом строительства на этом месте храма. Буквально через несколько дней началось строительство. Средства на постройку были выделены предпринимателями Благовещенска, Санкт-Петербурга и Москвы – духовными чадами владыки Лукиана. Одновременно начались первые работы по ремонту существующих помещений старых детских садов. Были заменены старые кровли на зданиях. В одном из них проведены коммуникации, подключено отопление. С первых дней владыка лично внимательно следил не только за строительными работами, но и за тем, чтобы первые насельники и работники строящейся обители не мерзли и не голодали, при всей скромности их быта.

16 июля 2013 года Священный Синод, рассмотрев ходатайство владыки Лукиана, постановил перенести женский монастырь на новое место в село Среднебелая.  На старом месте пребывания обители в Зейском районе организовано монастырское подворье в честь св. вмц. Варвары, преобразованное впоследствии в приходской храм.

Первые насельники монастыря

Здания, переданные Благовещенской епархии для дальнейшего обустройства монашеской обители, пустовали более двадцати лет. К 2012 году они были малопригодны как для жилья, так и для работы. Вдобавок они много лет служили пристанищем для тех деревенских жителей, кто привык находить радость в употреблении наркотиков и алкогольных напитков. Для женщин-монахинь пребывание в таких условиях было бы не только трудно, но и небезопасно. Поэтому первыми насельниками строящейся обители стали братия будущего Троицкого мужского монастыря, приехавшие в 2011 году из Ленинградской области вместе с владыкой Лукианом – своим духовным отцом. Они следили за порядком, приводили помещения в жилое состояние, помогали решать хозяйственные проблемы строителям храма. Одновременно была оборудована столярная мастерская, в которой началась работа над изготовлением иконостаса в строящийся храм.
Сестры монастыря временно продолжали служить на прежнем месте в Зейском районе и в новооткрытом подворье монастыря в Благовещенске – в храме свв. мцц. Веры, Надежды, Любови и м. Софии.

В октябре 2012 года по благословению владыки из Покрово-Тервенического монастыря Ленинградской области приехала монахиня Даниила (Мясникова), ставшая впоследствии игуменией Среднебельского епархиального женского монастыря Албазинской иконы Божией Матери.

Когда в корпусах обители удалось привести в относительно жилое состояние некоторые из комнат, в Среднебелую переехали первые сестры.

В 2014 году строительство храма было завершено. Вокруг монастырского комплекса была возведена ограда. Братия переехали в село Троицкое Ивановского района, где в 2013 году началось строительство мужского монастыря. А в Среднебелую наконец-то собрались сестры-монахини, чтобы дальше продолжать начатое дело устройства обители.

4 ноября 2014 года в праздник Казанской иконы Божией Матери храм был торжественно освящен Преосвященнейшим Лукианом. С этого дня в храме проходят регулярные богослужения, ежедневно утром и вечером сестры собираются на молитвенное правило.

Главная святыня монастыря – старинный список Албазинской иконы Божией Матери. К сожалению, сведений о его истории пока найти не удалось. Все, что о нем известно это возраст написания – начало ХХ век. После восстановления Благовещенской епархии, он находился в единственном тогда действующем в Благовещенске храме в честь Архангела Гавриила. Впоследствии Преосвященным Лукианом образ был передан Богородицко-Албазинскому женскому монастырю, во время его нахождения в Зейском районе. В 2014 году икона Божией Матери вместе с монастырем переехала в Среднебелую и сразу стала самой дорогой святыней сестер, поддерживающей насельниц обители в самых разных жизненных ситуациях. Молитва перед ней связывает нас с теми людьми, которые в самые сложные годы минувшего столетия прибегали к заступничеству Пресвятой Богородицы. И, кто знает, может у нее молились и наши предшественницы – сестры первого женского монастыря Амурской земли.

Кроме образа Пресвятой Богородицы в храме находятся ковчеги с частицами мощей святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна, святой великомученицы Анастасии Узорешительницы, святых мучениц Урсулы Кельнской, Галины Коринфской, Агафьи Панормской, Сиры Персидской, Агнии Римской, священномученика Григория просветителя Армении, святых мучеников Виталия и Сильвана Римских, святого мученика Констанция Фивейского. Все эти святыни были переданы обители владыкой Благовещенским и Тындинским Лукианом.

Албазинская икона Божией Матери, в честь которой освящен монастырский храм – главная святыня Амурской области. Поэтому празднование этому образу  всегда торжественно проходит в областном центре – Благовещенске.

В 2016 году Преосвященным Лукианом архиепископом Благовещенским и Тындинским было принято решение храмовый праздник монастыря перенести на День Успения Пресвятой Богородицы, как основной богородичный праздник и как день основания Среднебельской обители. В этот день в 2012 году было освящено место строительства храма и началось устроение обители. По благословению владыки в дни Успенского поста в монастырь из Благовещенска привозится историческая Албазинская икона Божией Матери и находится в обители до праздника Успения.

Жизнь монастыря сегодня

Повседневная жизнь сестер обители наполнена самыми различными делами. Первое дело монаха – это молитва. Ежедневно утром и вечером сестры собираются в храм на общее молитвенное правило. По субботним и  воскресным дням, а так же во все большие церковные праздники в монастыре совершаются уставные богослужения.

В будние дни все сестры заняты самой разной работой по монастырю: на огороде, ферме, на ремонтных работах, в пекарне. В монастыре работает иконописная мастерская, где сестры пишут иконы как для монастыря, так и для храмов Благовещенской епархии.

Служение

Главная цель, ради которой люди во все времена уходили в монастырь – это достижение единства с Богом. Любая деятельность человека каким-то образом влияет на окружающий мир – либо благотворно, либо губительно. Как бы не уединялись монахи от мира, их служение во все времена несло благо не только им самим, но и окружающим людям. И как бы борцы с православной верой не изощрялись в обвинениях в адрес Церкви и монашества, факты упрямая вещь – в самые трудные времена и в самых безнадежных обстоятельствах, монастыри всегда служили людям опорой, давали помощь, пристанище, надежду. Монастыри всегда были и остаются тем ресурсом, который дает решение множеству «неразрешимых» задач светского общества.

Не ставя перед собой цели решать накопившиеся социальные проблемы, любой из действующих монастырей какую-то из этих проблем да решает. Это служение осуществляется даже не по выбору людей, а, видимо, по Промыслу Божию. Как бы «сама собой» складывается ситуация, в которой необходимо решать возникшую проблему, собираются люди, имеющие соответствующие знания и таланты. Из всех этих составляющих и складывается служение монастыря окружающему миру.

Изначально, планируя перевести женский монастырь в селе Среднебелая, владыка Лукиан предполагал, что при обители будет осуществляться помощь женщинам, попавшим в трудные жизненные ситуации. По сути, это тот же род служения, о котором заботился еще в начале ХХ века Преосвященный Никодим Боков, принимая решение об открытии женского монастыря в Приамурье. И вот теперь, спустя более ста лет этим мечтам, похоже, суждено осуществиться.

Уже с первых лет своего появления в Среднебелой, монастырь в честь Албазинской иконы Божией Матери стал островком спасения для жительниц Амурской области. При самых скромных возможностях, обитель помогла уже десяткам женщин, оказавшихся в самых разных «тупиковых» ситуациях от потери жилья до потери отношений с родными или смысла жизни. Последнее оказалось самой насущной проблемой сегодняшнего дня. Жизнь людей превращается в полный хаос от пренебрежения духовными законами, от отсутствия понимания цели жизни и нравственных норм. Накормить и одеть человека сегодня не так сложно. Гораздо важнее и неизмеримо сложнее помочь человеку преодолеть духовный голод.

Год от года при монастыре складывается система помощи людям начиная от духовной, кончая материальной. Для этого в монастыре почти сразу была устроена гостиница для женщин, желающих пожить некоторое время в обители, чтобы поменять образ жизни, круг общения, получить возможность регулярного участия в богослужениях. При монастыре сформировался небольшой склад одежды, бытовых принадлежностей, которые жертвуют для нуждающихся прихожане храмов Благовещенска. Благодаря этому у монастыря есть возможность обеспечивать одеждой и предметами быта неимущих.

Благодаря тому, что многие из сестер обладают различными художественными талантами, в монастыре есть иконописная мастерская. Идет работа над созданием керамической и швейной мастерской, в которых планируется не только изготовление необходимых для монастыря изделий, но и обучение, а так же дальнейшее трудоустройство паломниц монастыря и сельских жительниц.

В 2021 году неожиданно сформировалось еще одно важное направление в служении обители. Великое благо – дети села оказались для строящегося монастыря большой проблемой. Оставаясь без должного внимания со стороны взрослых, маленькие сельчане причиняли обители множество беспокойства мелким воровством, неуместными шалостями. Приходилось применять строгие меры по пресечению этих действий, что не приносило никому ни радости, ни особой пользы.
Одновременно за несколько лет у сестер обители сложились дружеские отношения с благовещенскими художниками Декоративно Прикладного искусства – членами Содружества Амурских мастеров.

Постепенно родилась идея создания при монастыре комплекса ремесленных мастерских, где могли бы обучаться различным искусствам дети и взрослые. Так у стен монастыря в начале октября 2021 года появилась «Деревня мастеров «Толока»».

С этого времени здесь регулярно проходят различные праздничные мероприятия, ярмарки, концерты, мастер-классы. Праздники в основном приурочиваются к основным православным праздникам, возвращая в жизнь сельчан нашу традиционную культуру, связанную с православной верой. Такие праздники как Пасха Господня и Рождество Христово начинаются в храме монастыря, где служащий священник рассказывает о смысле праздников, культурных традициях, связанных с ними. В обычные дни в течение года в мастерских и на площадке Толоки с детьми проводят занятия сестры монастыря, священники, приезжие волонтеры. Всего за год это работа внесла долгожданный мир и согласие в отношения монастыря и сельчан.

Удивительно, что открытие Деревни мастеров совпало с обнаружением места захоронения первой настоятельницы женского Градо-Благовещенского Албазинского монастыря игумении Палладии и завершением строительства храма на месте уничтоженной в послереволюционные годы обители – предшественницы нынешнего Богородицкого Среднебельского монастыря. Ту работу, которую начали вести первые сестры Амурской земли, теперь довелось продолжать сестрам возрожденного монастыря.

В 2022 году стараниями Высокопреосвященнейшего Лукиана, архиепископа Благовещенского и Тындинского, при поддержке правительства Амурской области и жителей города Благовещенска на месте разрушенной Свято-Троицкой соборной церкви был построен и освящен храм в честь Албазинской иконы Божией Матери. В 2023 году место бывшего монастыря с новопостроенным храмом стало подворьем Среднебельского женского монастыря.

Подворье монастыря

Храм Албазинской иконы Божией Матери – подворье Среднебельского Албазинского женского монастыря стал не только украшением города Благовещенска, но и новым местом душевного отдыха и духовной поддержки для горожан. В храме регулярно проходят богослужения, совершается монашеская молитва. Устроителем храма – архиепископом Лукианом подворью были переданы святыни: частицы мощей святой мученицы Людмилы Чешской и святителя Патрика Ирландского. Ведется работа по дальнейшему благоустройству прихрамовой территории.

История женского монастыря в честь Албазинской иконы Божией Матери, начавшись в начале ХХ века, продолжается сейчас. Оглядываясь назад, понимаешь, что в той ситуации и на том месте, где была первоначально основана первая женская обитель Амурской области, у нее не было перспектив для дальнейшего развития по вине самих же ее современников. Но те силы, которые легли в ее основание, не пропали даром. Это было то семечко, брошенное на непростую, но плодородную Амурскую землю, которому было суждено прорасти сегодня. Те прекрасные идеи, о которых мечтали наши славные предшественники, дано воплотить нам. Нам – это не только людям, посвятившим себя служению Богу: епископам, священникам, монахам. Нам – людям, живущим здесь и сейчас, потому что православные храмы и монастыри это единственное, что способно объединить всех людей без исключения, независимо то возраста, пола, рода занятий, интересов.

Среднебельский монастырь Албазинской иконы Божией Матери и благовещенское подворье обители продолжают строится и не перестают остро нуждаться в помощниках и благотворителях. А со своей стороны они оказывают духовную и душевную помощь нашим современникам, которые в ней нуждаются не менее остро.

Храмы и монастыри во все времена помогали людям обрести надежду, опору и смысл в их жизни. Без них никакое материальное благополучие не будет долговечным и не принесет желанного счастья.

Каждый человек волен стать как участником возрождения наших святынь, так и игнорировать этот процесс. Но от этого зависит, будет ли начавшийся ХХI век следующим веком разрушения или долгожданным веком созидания.