"Служение Богу через искусство". ИНТЕРВЬЮ со скульптором-форматором иеромонахом Мартином (Токаевым) - Благовещенская епархия

Новости

03.02.2020

«Служение Богу через искусство». ИНТЕРВЬЮ со скульптором-форматором иеромонахом Мартином (Токаевым)

Въезд в Благовещенск. Раннее утро. Одно из самых оживленных мест Приамурья. Скоро неподалёку откроется развязка, которая соединит дорожным витком два государства – гиганта: Россию и Китай. Над бурным шумящим потоком машин вот уже 8 лет возвышается каменная стела Богородицы. Многие проезжающие мимо люди привычно крестятся, уповая на помощь Божией Матери в пути.
А в нескольких десятках километров отсюда – тишина и благодать. Здесь, в Свято-Троицком епархиальном мужском монастыре живёт и трудится иеромонах Мартин (Токаев). Священник, который по благословению архиепископа Благовещенского и Тындинского Лукиана повествует людям истины Святого Евангелия не только словом, но и с помощью скульптурного искусства.

«Любимому человеку мы можем подарить подарок, а дорогой нашему сердцу образ изготовить, к примеру, в особой технике или из особого материала. Мы вкладываем в него усилие, внимание, любовь и молитву.» — говорит отец Мартин. Как Богомладенец Христос появился на свет в обыкновенных яслях, так и здесь, в небольшой монастырской мастерской, рождаются мраморные образы Божией Матери, Доброго Пастыря, Целителя Пантелеймона и других святых. Их иеромонах Мартин изготавливает из особого материала.
«Берется форма, сюда отливается, и получается такая миниатюрная работа Божией Матери. Это тот же мрамор, только искусственный. Все это делаем самостоятельно, в том числе, формы. Вот образ Доброго Пастыря. Его форма побольше.»
Искусственный мрамор позволяет сделать долговечную и красивую скульптуру. Полиэфирная смола смешивается с гранитной крошкой разной фракции. Затем заливается в форму и застывает в течение суток. После мастер бережно извлекает деталь и дорабатывает с помощью шлифовального станка и скульптурных ножей.
«Сначала выглядит, грубовато. Дорабатывается вручную. Материалы требуют аккуратного обращения с ними. Мы подчищаем тонкий верхний слой смолы и придаем окончательный вид. Проявляется текстура. На свету она будет бликовать, как обычный мрамор.»
Маленькие работы дорабатываются вручную. Некоторые инструменты мастер делает самостоятельно. Важная задача – сохранить оттиск, поэтому обрабатывать поверхность нужно кропотливо и осторожно. Есть скульптуры цельнолитые, а есть составные. Их детали отливаются по отдельности и соединяются позже.
«Бывает, что работа не получается совсем. Причин много, но главную нужно искать в себе. Материал, инструменты те же самые. Вопрос в том, кто ими пользуется. Тот же человек внешне, а внутри – другой. Лучше не браться за работу в негативном состоянии, плохом настроении, а успокоиться и помолиться.»
Искусство работы с камнем иеромонах Мартин (Токаев) стал познавать еще послушником Свято-Троицкого Александро-Свирского мужского монастыря. Архимандрит Лукиан благословил отца Мартина создать при монастыре скульптурную мастерскую. Будущий мастер по крупицам копил нужные знания и перенимал опыт у знаменитых скульпторов Санкт-Петербурга. Сейчас он – скульптор-форматор. Его задача — отлить фигуру по образцу, а после придать ей окончательный вид. Он фактически вдыхает жизнь в изначальную идею, обогревает теплом своих рук.
«Даже если это маленькая работа, она все равно имеет художественное значение и несёт духовное состояние. Когда человек берет её в руки он видит, что это не игрушка. Очень важно, чтобы человек почувствовал, что это не просто камень, а частица жизни и духа, которую каждый художник или скульптор оставляет в своей работе.»
Для отца Мартина скульптура – особый вид проповеди. Каждую статуэтку батюшка сравнивает со страницами Святого Писания.«Я создаю для людей не просто красивое изделие, а духовное наставление. Чтобы это было наглядно. Образ Христа, который несёт овечку на плечах. Например, дети спрашивают, кто этот Пастырь? Кто эта овечка? Я говорю детям: «Овечка – это ты». Они удивляются: «Как? Я что, барашек что ли?» Я говорю, что да, перед Богом мы все такие овечки. Заблудилась овечка, потерялась, а Он – спасает и несет её на своих плечах. Так передаётся духовное настроение. Это не заменит Евангелие, но поможет раскрывать его еще и в визуальной форме. Моя задача передать эту информацию через образы.»
О детях отец Мартин говорит с особенным воодушевлением. Считает, что если воспитывать в человеке духовную культуру сызмальства, то она укрепится и даст свои плоды.
«Как-то девочки приехали и мы подарили им образ Божией Матери. И позже одна из них рассказала, что поставила статуэтку на своем письменном столе и перед тем, как делать уроки, молится Богородице. Если с такого возраста ребенок начинает молиться Божией Матери перед тем, как делать уроки, то у него есть стремление духовно расти.
Сейчас много страшных игрушек, но когда ребенок говорит о Божией Матери, Ангеле-хранителе, Добром Пастыре и находится в общении с ним, то это как раз то, что нам нужно. Чтобы рядом с ребёнком находились те образы, которые будут вдохновлять и укреплять его духовно, а не пугать и разрушать.»

Искусство должно трогать человеческие чувства, говорит батюшка. Только есть скульптуры, посвящённые событиям страшным, вызывающие печальные воспоминания. А скульптура духовная должна вызывать трепет благоговейный.

Богородичная статуя на подворье Свято-Троицкого мужского монастыря в г. Благовещенске.

Для этого в Благовещенской епархии установлены Богородичные стелы – по подобию Молвинской колонны, прообразом которой стала Санкт-Петербургская скульптура авторства знаменитого французского архитектора Монферрана. А также скульптуры Покрова Пресвятой Богородицы, Спаса Нерукотворного и другие. Выполненные в академическом стиле образы приводятся в соответствие Православным канонам. Только после этого отливаются скульптуры. Культурную ценность представляет и весь комплекс, окружающий образ: постамент и облагороженная территория. Устанавливают такие статуи по просьбам верующих жителей населенных пунктов. И там, где Богородичные колонны и фигуры святых стоят уже несколько лет – отмечают их благотворное влияние.
«В Тыгде было так: сначала дети бегали вокруг и говорили о том, как это красиво. Потом – стали спрашивать, кто это изображен. В Воскресной школе отец Игнатий объяснил кто это. И проходя мимо колонны, дети стали осенять себя крестным знамением. Если раньше бегали, то теперь останавливаются благоговейно и дальше идут спокойно.»
Сейчас в мастерской больших работ нет, зато множество миниатюр: статуэток разного размера, барельефов и панно. Навыки скульптора дают огромный простор для самовыражения. Отлить из искусственного мрамора можно не только святые образы, но любую фантазию автора. Используя эту технику была изготовлена скульптура Амурского тигра, которая установлена в сквере Мухина г. Благовещенска.

Освящение Богородичной стелы в с.Тыгде 2019 г.

«Я не могу посвящать все свое время мастерской, так как мы совершаем Богослужения, работаем на территории монастыря. Сейчас мы будем привлекать людей, которые в моё отсутствие будут трудиться здесь. На мне сейчас более серьезная ответственность, нежели когда я был послушником. В первую очередь перед Богом и теми людьми, с которыми я соприкасаюсь как священник.»
Недавно мастерская из Благовещенска «переехала» в Свято-Троицкий епархиальный мужской монастырь. И летом здесь ждут тех, кто сам хочет заниматься скульптурой. В ближайшее время фонд мастерской обогатится новыми формами.
Сама же мастерская на первое время уже оборудована всем необходимым. В том числе системой вентиляции. Главное — чтобы было кому трудиться в этих стенах – говорит отец Мартин. Ведь это еще одна возможность укрепить и наполнить духовное состояние Приамурья и его жителей.