Выше неба: интервью со священником о земном и небесном - Благовещенская епархия

Выше неба: интервью со священником о земном и небесном

 
Можно ли расторгнуть церковный брак с алкоголиком? Есть ли ангел-хранитель у некрещеного человека? Стоит ли верить вещим снам? Эти и другие вопросы наших читателей мы адресовали клирику Благовещенского кафедрального собора иерею Святославу Шевченко. 

Дела семейные

— Отец Святослав, сколько раз можно венчаться в церкви?

— Венчаются один раз и на всю жизнь. Церковные таинства обратной силы не имеют, то есть муж и жена будут отвечать перед Богом за то, что не сохранили брак. В древности второбрачие было с церковной точки зрения недозволительным. Но со временем в качестве снисхождения  дозволялось венчать второй и даже третий раз, правда, для этого требовались очень серьёзные причины вроде смерти одного из супругов или ухода его в другую семью. Причём второй и последующие браки имели уже не радостную тональность, а покаянную, к примеру, вступающих в брак не первый раз даже отлучали от причастия. Ну а четвертый и далее браки по церковным правилам вообще невозможны.

— Можно ли венчаться в субботу и во время поста?

— Нет. Венчания в эти дни не дозволяются церковным уставом. Дни поста — это время покаяния, а не радости, что подразумевает свадьба, а суббота следует накануне малой Пасхи, воскресного дня, когда верующие обязаны быть за литургией в храме, а не в каком другом месте.

— Кому и по каким причинам может быть отказано в венчании? 

— Близким родственникам, включая до четвертой степени родства (троюродные братья-сестры), некрещеным, иноверцам и инославным, гомосексуалистам, несовершеннолетним, а также людям, находящимся в алкогольном, наркотическом или другом опьянении.

— Правда ли, что с недавнего времени Церковь разрешила развенчивать брак с зависимыми от алкоголя и наркотиков?

— Действительно, «Основами социальной концепции Церкви», утверждёнными в 2000-м году, перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа.

— Обязательно ли знать молитвы или можно просто обращаться к Богу в свободной форме?

— Самая искренняя молитва получается своими словами или даже без них. Это порыв души, устремлённый к Богу. Проблема в том, что у человека не всегда могут найтись нужные слова в разговоре с Господом. Вот тут ему на помощь придут молитвы, составленные святыми людьми.

На вечную память

— Как правильно поминать усопших?

— В понимании многих, поминание — это напечь блинов или выпить рюмочку. Никто этого не запрещает, однако самое главное — все-таки ваши молитвы за усопшего и панихиды за упокой его души. Если человек был некрещеный, можно поставить в храме свечку за него или помолиться перед иконой дома. От этого для души ушедшего пользы будет гораздо больше, чем от съеденного вами. Хотя поминальные обеды возникли как форма милостыни за помин души. Причём старались накормить бедных, больных, хромых, а не устроить семейные посиделки.

— Считается, что, если покойник снится, его нужно помянуть. Так ли это?

— За него нужно, как минимум, помолиться, потому что молитвой плохо точно не сделаешь. В христианской традиции существует очень осторожное отношение к снам. Если нам снятся покойные, то не обязательно нестись сломя голову исполнять их «поручения». Может случиться так, что в обличье умерших родных нами пытаются манипулировать различные инфернальные сущности, которые в церковной традиции именуются падшими духами или бесами. Это может быть попыткой завладеть нашим доверием и мыслями, чтобы через сны руководить поступками. Поэтому, если вам вдруг приснился покойный и попросил что-либо ему передать, помянуть или сделать для него что-то, ограничьтесь искренней молитвой о его упокоении, а не торопитесь выполнять просьбу «с того света». А ещё попросите от сердца: «Господи, если это не от тебя, пусть это прекратится».

— Нужны ли пышные похороны и поминки?

— Опять же это личное дело родственников покойного. Самому умершему цветы, венки и оркестры совершенно без надобности. Его душе необходимо, чтобы за нее помолились. Молитва — это способ связи нашего мира с тем, загробным. Впрочем, ничего плохого в традиции поминать обедом нет, как мы уже упомянули выше, это форма милостыни. Что же касается обычая завешивать в доме умершего зеркала, выставлять перед его портретом рюмку водки с хлебом и прочее — это все суеверия, не имеющие с православной верой никакой связи.

— Имеет ли смысл привозить на могилки кутью, пасхальные яйца, угощения и «завтраки»?

— К православию эти обычаи отношения не имеют. Это рудимент, передающийся еще от язычества, в котором практиковались тризны на могилах. Можно по-христиански переформатировать этот обычай в своеобразную форму милостыни и нести угощение на кладбище, чтобы его могли взять живые — бездомные, нуждающиеся. Но не ради того, чтобы покойник перекусил. Кстати, согласно церковным правилам на кладбище стоит ехать только на девятый день после Пасхи — на Радоницу. Не можете сразу расстаться с семейными традициями и хотите отвезти на погост печенье и конфеты? Ваше право. Но вот водку наливать — это уже точно лишнее.

Святой ритуал

— Какое крещение может считаться недействительным? Сколько раз можно креститься в храме (к примеру, если человек не уверен, что был крещен ранее)?

— Креститься человек может единожды в жизни. Если человек не уверен в том, был ли он крещен или нет, то он должен сообщить священнику, который совершит священнодействие со специальной формулой «аще не крещен есть». Таинство Крещения совершает Бог, и только Бог доподлинно знает, когда оно совершается, а когда нет.

— Можно ли крестить умершего человека? 

— Нет, таинство Крещения совершается только над живым человеком, поскольку мертвое тело — это уже не человек, а лишь его телесная оболочка. Нужно постараться успеть совершить Крещение до летального исхода. Впрочем, в исключительных случаях, когда поблизости нет священника, мирянским чином это может совершить православный христианин. Если смертельная опасность миновала, то довершить таинство должен  представитель духовенства.

— Как выбрать имя, которое будет дано при крещении?

— Есть благочестивая традиция выбирать имя по святцам сразу после дня рождения. Имя для мальчиков выбирается по месяцеслову среди имен святых в период семи календарных дней от рождения, а для девочек — в периоде сорока дней.

— Неужели всем некрещеным людям закрыт путь в рай?

— Это знает только Бог. Что знаем мы? Христос сказал дословно: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мк. 16,16). 

— То есть, если человек, скажем, до 60 лет грешил, а потом прошел таинство Крещения, то все набедокуренное ранее будет ему списано и в загробной жизни его ждет лучший из миров?

— Это слишком упрощённое понимание таинства. Крещение подразумевает акт веры человека, который делает шаг навстречу к Богу, решая расстаться с греховной жизнью. За малыша это делают крёстные родители, которые обещаются за него Господу.

— Стоит ли крестить младенца или все-таки дать ему возможность вырасти и самому выбрать себе вероисповедание?

— А может, тогда стоит подождать, когда ребёнок вырастет и выберет себе имя, родителей, Родину, что кушать, во что одеваться? Так же и с верой. Родители дают ребенку все то самое лучшее, в чем уверены сами. А после и малыш сделает свой осознанный выбор.

— Сколько крестников разрешено иметь?

— Церковными канонами это никак не регламентировано. Единственное, что крестный родитель должен понимать, что за каждого своего крестника ему придётся дать ответ перед Богом. Думаю, такая степень ответственности поумерит «крестный» пыл.

— Бытует мнение, что, если у женщины более трех крестников, она может никогда не стать матерью…

— Впервые слышу. Это не более, чем суеверие.

— Как выбрать «своего» святого?

— Это святой, который имеет такое же или близкое по звучанию имя — расположенный в месяцеслове сразу за вашим днем рождения или днем Крещения. 

— Правда ли, что у некрещеного человека нет ангела-хранителя?

— Не знаю, есть ли у него персональный, но из Священного Писания известно, что ангелы есть у каждой страны, города. Однажды в детстве со мной произошел такой случай. Я сорвался с высокого строения и падал спиной на бетон. Но перед падением меня будто кто-то подхватил. Так вот, я тогда ещё не был крещеным. Вполне возможно, что существуют некие дежурные ангелы, которые присматривают и за некрещеными. Тем более, за будущими священниками (смеётся).

— Действительно ли потеря крестика — к большому несчастью?

— Это бытовое суеверие. Иногда мы теряем крестик по банальным причинам — веревка перетерлась, цепочка отстегнулась или порвалась. Нужно купить себе другой и не думать больше об этом. 

Обыкновенные чудеса

— Как церковь относится к вещим снам?

— Христианство разделяет сны на три категории. Первая — сны физиологические, во время которых мозг пытается отдохнуть или перенастроиться и показывает нам «кино». Вторая — бесовские сновидения, к примеру, кошмары либо видения, маскирующиеся под вещие сны. Их подкидывают нам те самые падшие духи, интеллект которых выше человеческого в разы. Через сны им весьма удобно манипулировать человеком, диктовать ему определенное отношение к другим людям и событиям, программировать его на определенные действия. Нередко сущности являются нам в снах под видом умерших родственников, ведь мы всегда послушаемся и убоимся тех, кто прежде был нам дорог. Мой совет — относиться к подобным видениям, как к спаму в электронной почте, который мы удаляем и забываем о нем. Но есть и сны-откровения, только вот приходят они от Бога к людям, ведущим святой образ жизни. Если вы к таковым себя не относите, увы, откровения вам снизойдут вряд ли.

— Способности к предвидению и лечению людей нетрадиционными методами, что это все-таки — дар или греховные занятия?

— К сожалению, это все бесовские штучки. Падшие ангелы не ограничены пространством и временем, их возможности обычному человеку даже представить сложно. Они и подсказывают так называемым «экстрасенсам» всю ту информацию, которую те потом выдают потрясенным слушателям. В итоге под влияние попадают как колдуны, маги и им подобные, так и те, кто к их помощи прибегает. Призраки, полтергейсты, домовые и прочая нечисть — это все те же самые сущности. Мне как священнику довольно часто приходится сталкиваться с подобными явлениями. Инфернальные существа могут прицепиться к любому и начать его «обрабатывать». 

Просто помните: не все мысли, которые приходят нам в голову, особенно плохие, принадлежат нам. А про «бабок» могу сказать с уверенностью — очень много людей после «лечения» у них приходят потом в церковь как в последнюю инстанцию. И жалуются на довольно жуткие вещи — голоса в голове, невидимые прикосновения, постоянные ночные кошмары и прочее. Просто так в духовных сферах ничего не проходит,  и «бабки» не лечат, а калечат… душу. 

— Но про некоторых «бабок» говорят, что они лечат молитвами и денежную мзду не берут… 

— Ну, действительно, можно предположить, что кроме откровенных аферистов есть и те, кто просто искренне заблуждается. По крайней мере, хочется на это надеяться. Молитва как форма общения с Богом — действительно способна исцелять. Тогда возникает резонный вопрос: зачем в таком случае нужна какая-то «бабка»? Молитесь — больше проку будет. 

— Что делать, если в церкви человеку становится плохо? 

— Лучше это состояние перетерпеть. Сходить на исповедь, причаститься, чаще искренне молиться. Некие силы пытаются вытолкнуть вас из храма, сбить с пути, ведущего к Богу. На самом деле, жалобы на неважное самочувствие в церкви не такая уж редкость. Кто-то вдруг начинает смеяться, кто-то рыдает, кому-то кажется, что образа начинают шевелиться, кто-то принимается говорить не своим голосом. Случается, человек словно отключается и приходит в себя уже на улице, за несколько кварталов от церкви, причем, как он там оказался, не помнит. Все это проявления духовного мира, о котором многие не догадываются.

Источник: «Моя Мадонна», автор Светлана Кобыш.