"Во успении мира не оставила еси": Успение Пресвятой Богородицы - Благовещенская епархия

Новости

24.08.2020

«Во успении мира не оставила еси»: Успение Пресвятой Богородицы

28 августа 2020 года православные христиане всего мира с благоговением и внутренним трепетом встретят праздник Успения Пресвятой Богородицы. В Русской Православной Церкви это событие всегда отмечается 28 августа по новому стилю (15 августа по старому стилю). К нему христиан ведет двухнедельный Успенский пост, по строгости сравнимый с Великим постом. Полное название праздника — Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Интересно, что Успение – последний двунадесятый праздник православного церковного года (заканчивающегося 13 сентября по новому стилю).
В канонических текстах нельзя прочитать об обстоятельствах, в которых Преблагословенная Дева, послужившая Великой Тайне Боговоплощения и Жертве во имя Спасения Мира, отошла ко Господу и была погребена. Все, что известно, заключено в Священном Предании, одном из основных источников нашего вероучения.

В Новом Завете сказано, что Спаситель, распятый на кресте, попросил своего ближайшего ученика — апостола Иоанна Богослова — заботиться о Марии: Увидев матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! Се, сын твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе (Ин 19:26-27). После распятия Христова Богородица вместе с учениками своего Сына пребывала в молитве и посте. В день Сошествия Святого Духа на апостолов (Пятидесятницу) она тоже получила дар Святого Духа.
Тем не менее, в письменных памятниках начиная с IV века мы находим упоминания о том, что Божия Матерь была телесно восхищена (то есть взята) с земли на небо. За три дня до смерти Богородице явился Архангел Гавриил и возвестил о предстоящем Успении. В то время она пребывала в Иерусалиме. Все случилось именно так, как сказал Архангел. После смерти Пречистой Девы апостолы погребли ее тело в Гефсимании, там же, где покоились родители Богородицы и ее супруг — праведный Иосиф.

На погребении присутствовали все, кроме апостола Фомы. На третий день после погребения Фома захотел увидеть ее гроб. Гроб открыли, но тела Богородицы в нем уже не было — лишь ее плащаница. В VI веке Григорий Турский пишет следующее: «Когда Мария была при конце Своего поприща земного, собрались по божественному внушению все апостолы из всех стран в Ее дом иерусалимский. Вот тогда явился Иисус со Своими ангелами, взял душу от Нее и передал ее архангелу Михаилу. Апостолы перенесли бездушное тело на следующее утро в гробницу. И пока они там стояли, опять внезапно появился Господь, взял тело в облако и принес его в рай, где душа опять с ним соединилась.»

В конце VI века появились достоверные сведения о праздновании Успения Пресвятой Богородицы. Большинство церковных историков полагают, что праздник установили при византийском императоре Маврикии, который правил в 592–602 годы.
Успению Пресвятой Богородицы посвящено множество икон. Традиционно иконописцы изображают Богородицу в центре образа. Божия Матерь лежит на смертном одре, по сторонам от нее — плачущие апостолы. Чуть позади ложа стоит Спаситель с душой Богоматери, изображаемой в виде спеленутого младенца.

В XI веке распространился расширенный вариант иконографии Успения, так называемый «облачный тип». Мы можем увидеть его, например, на фреске из церкви Святой Софии в Охриде в Македонии. В верхней части такой композиции изображаются апостолы, летящие к смертному одру Богоматери на облаках. Самый древний пример «облачного Успения» на Руси — это икона начала XIII века, которая происходит из новгородского Десятинного монастыря. В верхней части иконы изображен голубой полукруглый сегмент неба с золотыми звездами и фигуры ангелов, уносящих душу Богоматери. Сейчас этот образ хранится в Третьяковской галерее.

Существует особая Служба погребению Богоматери. Ее совершают по подобию службы Утрени Великой Субботы; во время нее читают 17-ю кафизму — «Блаженни непорочнии». В настоящее время Чин погребения Богоматери можно увидеть во многих кафедральных и приходских храмах на второй или третий день праздника. Богослужение начинается со всенощного бдения.

На великом славословии духовенство храма выходит к лежащей посреди храма плащанице с изображением Богоматери; кадит ей, а потом обносит ее вокруг храма. После этого всех молящихся помазывают елеем (освященным маслом). И наконец читаются ектении (ряд молитвенных прошений) и отпуст (благословение молящихся на выход из храма по окончании богослужения).
Богослужения в этот день будут совершаться во всех храмах Благовещенской епархии. Особенно праздничная Божественная литургия, совершаемая архиерейским чином будет в Албазинском епархиальном женском монастыре в с. Среднебелом. Туда будет принесена главная дальневосточная святыня: чудотворный Албазинский образ Божией Матери «Слово плоть бысть». Божия Матерь, любимая и почитаемая Заступница Амурской земли, в день своего Успения вновь услышит многочисленные молитвы исполненных благодарности и чающих Ее благословения людей. А воспоминание о Вознесении благороднейшей из Жен, ставшей образцом веры, послушания и духовной крепости, не исчезнет в веках.

Пресс-служба Благовещенской епархии