В заседании Православной гостиной принял участие руководитель миссионерского отдела Благовещенской епархии - Благовещенская епархия

Новости

24.08.2022

В заседании Православной гостиной принял участие руководитель миссионерского отдела Благовещенской епархии

«Православие и здоровье человека» — так называлась тема очередной встречи Православной гостиной 20 августа в областной библиотеке. Несколько десятков пожилых людей уже много лет встречаются каждый месяц для обсуждения разных тем православной жизни, пьют чай, читают стихи, ездят в паломнические поездки по области. Как для людей советской школы и закалки, для участников Православной гостиной научное звучание обсуждаемых вопросов выступает необходимой формой, привычным критерием истины, поэтому на встречах часто затрагиваются вопросы, лежащие на стыке веры и знания, науки и религии, физических законов и чуда. Соблюсти правильную грань между этими областями человеческой деятельности, избежать оккультизма и лженауки помогают священники Благовещенской епархии, которые по традиции принимают участие в заседаниях Православной гостиной. В этот раз участие в дискуссиях принял руководитель миссионерского отдела епархии о. Викторин (Селивановский).
На заседании прозвучали несколько докладов о «Единстве науки и православия», о вреде многословия, о целебной силе колокольного звона и других практических вещах на пользу здоровью человека. Каждый доклад сопровождался комментарием священника и короткой дискуссией. Участники встречи пришли к выводу, что единство религии и науки следует понимать как их непротиворечивость, возможность совмещения в личном сознании. Учёные могут допустить существование Творца, вместе с тем однозначных научных доказательств бытия Бога обнаружить невозможно, поскольку это нарушило бы свободу человеческого выбора между верой и неверием, а христианское учение утверждает, что Бог создал человека свободным.
Разговоры о целебной силе молитвы довольно часто звучат в инетрнет-простарнстве как факт религиозного опыта, и даже с претензией на научность, как факт изменённой работы головного мозга, фиксируемый приборами. Вместе с тем, стоит задуматься, что или кто является источником этой целительной силы? Если лечит сама по себе молитва, независимо от её адресата, значит, целительной силой обладали бы любые молитвы, молитвы язычников и даже сатанистов. Всё дело было бы в психофизической настройке организма на трансцендентное. Если же всё-таки исцеляет Бог-Творец в ответ на молитву-просьбу человека, то нужно говорить о Его целебной силе благодати, а не о молитве как самоисцелении.
То же самое можно сказать и о колокольном звоне, целебную силу которого обсуждали участники Православной гостиной. Вполне можно допустить, что научные приборы фиксируют гибель микробов в атмосфере, где звучит колокол. Что губит болезнетворных микробов, благодать Святого Духа, которая наполняет звук колокола, или звук сам по себе? Если благодать, то речь идёт о чуде. Чудо не входит в компетенцию науки, потому что наука занимается естественными законами, а не сверхъестественными явлениями. Если же болезнетворных микробов губит звук колокола как таковой, определённая частота и сила звука, то этот эффект будет сопровождать любой колокол: колокол пожарной охраны, корабельную рынду и другие колокола подходящего размера. Тогда религия здесь не при чём. Верующие люди относят целебную силу к благодати Святого Духа, которая как невидимая и не фиксируемая приборами сверхъестественная энергия наполняет и освящает земное вещество: воду, масло, тело человека, цветы, фрукты, квартиры, автомобили. Воздух и звук тоже может освящаться благодатью, в том числе и звук колокола.
Влияние слов – ещё одна тема дискуссии на грани науки и религии. Каким образом слово влияет на организм человека, опосредованно человеческим сознанием или непосредственно с помощью частоты звуковых волн? Одно и то же слово может быть произнесено на разных частотах, и даже с заиканием, но вызывает оно одну и ту же реакцию, связанную с его значением, теми образами и ассоциациями, которые оно вызывает в сознании. Поэтому утверждения о непосредственном влиянии частоты звучащего слова на организм кажутся сомнительными, как и защитники этих теорий, которых не принимает научное сообщество. Участники встречи Православной гостиной были единодушны в том, что матерные слова – призыв, обращённый к бесам, с чем и связано их пагубное влияние на нашу жизнь. Широкое употребление матерной речи в обиходе современного общества тревожит православных, ставит на повестку дня вопрос культуры речи и лежащую в основе этой культуры православную христианскую этику.