В неделю о мытаре и фарисее в кафедральном соборе звучала проповедь о смирении - Благовещенская епархия

Новости

23.02.2016

В неделю о мытаре и фарисее в кафедральном соборе звучала проповедь о смирении

21 марта, в воскресение, в храме Благовещения Пресвятой Богородицы прошла Божественная литургия, которую совершили клирики собора.

Слово перед причастием на евангельское чтение дня (Лк. 18:10-14) произнес руководитель миссионерского отдела Благовещенской епархии Виктор Селивановский.

— Сегодня мы слушали Евангелие о мытаре и фарисее. Так называется и эта неделя, с которой начинается подготовка к Великому посту. Мы привыкли воспринимать фарисея как негативный пресонаж. Но если вдуматься, это не совсем так, его внешнее поведения может быть образцом и для нас. Он был ревностным хранителем отеческой веры, патриотом своей страны, отдавал десятину от доходов даже сверх положенного, помогал нуждающимся и не забывал благодарить Бога. Побольше бы в церкви людей с таким внешним поведением.

Беда фарисея в его внутреннем духовном состоянии, в том, что он был гордый, считал себя выше других. А мытарь, наоборот, считал себя хуже других, и в этом был близок к тому состоянию, которое мы называем смирением. Что такое смирение, точно определить невозможно, как пишут отцы Церкви, это невыразимое блаженное состояние души. Но оно проявляет себя в чувствах и мыслях. Это стремление отречься от своей воли, видение себя хуже других, безгневие, принятие оскорблений как лекарства души, стремление к молитве, стремление к безмолвию и безвестности, и, как пишет святитель Игнатий Брянчанинов, стремление «сделаться каким-то несуществующим и неначинавшим существовать, даже неизвестным для самой души своей». Если этого нет, то нет смирения. Это и не удивительно, потому что родиться смиренным – редкий дар. Мы призваны воспитать в себе смирение. Это трудный путь и борьба начинается с помыслов.

Если поймал себя на мысли, что хочешь осудить кого-то, то найди в чём этот человек лучше тебя. Например, у него двое детей, а у тебя один, или ни одного. У него семья, а ты разведён или разведена. Или ссоришься с мужем или женой, а у него мир в семье. Отцы рекомендуют вспоминать о своих грехах, как аборт сделала, например, или ты жену подговорил аборт сделать, а, человек, которого хочешь осудить, такого греха не совершал. Или Бог дал ему дар, а тебе не дал, потому что ты не справишься с ним, а он справляется.

Такое усилие очень важно совершать, чтобы научиться не осуждать никого. Иоанн Лествичник пишет об александрийском вельможе, который захотел стать монахом, и его по гордости нрава поставили привратником с требованием кланяться всем входящим в монастырь. Первый год он это делал с усилием, преодолевал себя. Второй год он это делал уже без скорби, а на третий год уже искренне считал себя хуже всех остальных монахов.

В этой душевной борьбе нам на помощь скоро придёт уставная молитва, которой можно молиться всегда, а не только в Великом посту: «даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь».

Неделя о мытаре и фарисее – первая из недель перед Великим постом, которая начинает постепенно готовить верующих к подвигу. Для пробуждения чувств покаяния и сокрушения о грехах на воскресной утрене, начиная с этого воскресенья и заканчивая пятым воскресеньем Поста, пред каноном поются умилительные стихиры (тропари) «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», «На спасения стези настави мя, Богородице», «Множество содеянных мною лютых».

В основу первой стихиры – «Покаяния отверзи ми двери» — положена притча о мытаре: из нее взяты сравнения для изображения покаянного чувства. В основе второй песни – «На спасения стези» — лежит притча о блудном сыне. В основе третьей — «Множество содеянных мною лютых» — предсказание Спасителя о Страшном Суде.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен; но яко Щедр очисти благоутробною Твоею милостию.

И ныне и присно и во веки веков, аминь: На спасения стези настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехми и в лености все житие мое иждих; но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты.

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое!
Множества содеянных мною лютых помышляя окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго, но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу:  Жизнодавец! открой мне двери покаяния, ибо душа моя с раннего утра стремится к Твоему святому храму, так как ее храм телесный весь осквернен; но Ты, как щедрый, очисти его по Твоей безмерной милости.

И ныне и присно и во веки веков, аминь:  Богородица! наставь меня на путь спасения, ибо я осквернил душу свою постыдными грехами и всю жизнь свою провел в лености; но Ты Своими молитвами избавь меня от всякой нечистоты.

Я, несчастный, помышляя о множестве совершенных мною беззаконий, трепещу страшного дня суда; но, надеясь на Твою безмерную милость, как Давид, взываю к Тебе: помилуй меня, Боже, по великой Твоей милости.

Притча о мытаре и фарисее задает тон на весь пост. Чтобы посрамить гордыню фарисея, который придавал значение своему посту, Церковь отменяет пост в среду и пятницу следующей за этим воскресеньем недели (поэтому она называется «сплошной седмицей»), показывая, что не пост или какое-либо другое дело спасает человека, а Бог, ищущий смиренное сердце.