Началась передача Благовещенской епархии Успенского храма, спроектированного святителем Иннокентием (Вениаминовым) и дома, в котором жил первосвятитель земли Амурской - Благовещенская епархия

Новости

02.03.2022

Началась передача Благовещенской епархии Успенского храма, спроектированного святителем Иннокентием (Вениаминовым) и дома, в котором жил первосвятитель земли Амурской

В городе Благовещенске началась процедура передачи Благовещенской епархии Русской Православной Церкви придомового Успенского храма, спроектированного по благословению святителя Иннокентия (Вениаминова), а также дома, в котором жил и писал труды сам первосвятитель земли Амурской. Примечательно, что это событие происходит в юбилейный, 225-й год со дня рождения святителя Иннокентия.
По благословению Высокопреосвященнейшего Лукиана архиепископа Благовещенского и Тындинского, на этом историческом месте будет возрожден православный приход, а также создан мемориал в честь святителя Иннокентия (Вениаминова).


Историческая справка:

Подписание Айгуньского договора о разграничении территории между Российской и Цинской империями (16 мая 1858 г.) создало правовые основания для перемещения в Приамурье центра обширной Камчатской, Курильской и Алеутской епархии. Её правящий архиерей святитель Иннокентий (Вениаминов), принимавший непосредственное участие в решении «амурского вопроса», выбрал местом своего пребывания ново учреждённый город Благовещенск. 21 декабря 1858 г. император Александр II высочайше повелел: «Камчатской епархиальной кафедре быть в городе Благовещенске, близ устья реки Зея, на левом берегу Амура» .
На фактическое перемещение кафедры из Якутска в Благовещенск ушло несколько лет. На новом месте необходимо было построить комплекс зданий для расположения архиерея и его помощников. Подходящее место было выбрано в 4-х верстах от Благовещенска, на берегу реки Зея. Архиепископ Иннокентий сам разработал проект своей резиденции: она должна была включать шесть деревянных зданий. В главном корпусе размещались покои архиерея, комнаты его помощников, канцелярия, ризница и домовая церковь. К нему примыкали кладовые, баня и кухня. Во втором корпусе размещалась крестовая братия, третий и четвертый занимала прислуга, а в пятом и шестом хранились «жизненные припасы» .
Возведение первых зданий началось летом 1859 г. При недостатке материалов и рабочих рук строительство продвигалось медленно. Поэтому не дожидаясь полного завершения строительных работ, в сентябре 1862 г. архиепископ Иннокентий окончательно перебрался в Благовещенск. Отныне благоустройство резиденции велось под его непосредственным руководством.
Уже 23 сентября в архиерейском доме была освящена церковь – в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Богослужения в ней совершались каждый день, по монастырскому чину. На территории резиденции росла березово-осиновая роща с диким орешником. Владыка Иннокентий облагородил её, устроил аллеи и дорожки, разбил сад с плодовыми деревьями и завёл огород. На реке Зее была устроена пристань, с которой правящий архиерей отправлялся в поездки по епархии, собственноручно управляя катером .
Преемники святителя Иннокентия продолжили благоустройство этого места. При епископе Вениамине (Благоразумове) и епископе Павле (Попове) были достроены корпус для крестовой братии, два корпуса для прислуги, отдельная ризница и отдельный корпус для приема посетителей. При епископе Мартиниане (Муратовском) был произведен капитальный ремонт архиерейского дома. На парадном крыльце устроена колокольня, а домовая церковь обновлена в честь Успения Божьем Матери . К этому времени в центре Благовещенска уже появились новый архиерейский дом и здание консистории, поэтому хозяйственно-жилой комплекс на берегу Зеи стали называть «архиерейской дачей»
В 1912 здесь был построен небольшой каменный дом в псевдорусском стиле. Именно в этом здании вплоть до своего ареста жил и трудился последний дореволюционный архиерей священномученик Евгений (Зернов). При доме была устроена новая Успенская церковь, в которой владыка совершал будничные и праздничные службы.
6 апреля 1918 года V объединенный съезд крестьян и казаков Амурской области объявил архиерейскую дачу, а также соседнюю дачу Левашова достоянием Советской республики и постановил передать их в ведение местного совета в безотлагательное пользование инвалидам мировой войны . Однако это решение не вступило в силу, поскольку уже в сентябре 1918 года советская власть в Приамурье пала.
Новое наступление на православную церковь началось летом 1923 г. Здесь, как и в других российских епархиях советская власть инициировала обновленческий раскол. 7 июля Приамурский губревком объявил, что все религиозные общества и организации в трехмесячный срок должны пройти регистрацию, в противном случае они подлежали ликвидации . При этом преференции явно предоставлялись обновленческим общинам.
В ночь с 29 на 30 августа был арестован епископ Евгений Зернов, ранее уволенный на покой обновленческим «Высшим церковным управлением» и не признавший это решение. В результате устранения канонического архиерея Благовещенская кафедра была занята обновленческим епископом Даниилом (Громовенко), назначенным сюда ВЦУ и активно сотрудничавшим с органами ОГПУ. В октябре он провёл епархиальный съезд, на котором публично высказал всемерную поддержку советской власти. Этот съезд ещё боле усилили раскол в православном обществе Приамурья, а также способствовал усилению гонений на Церковь.
30 ноября 1923 года Амурский губернский исполком совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов постановил:
«1. Бывшую Архиерейскую загородную дачу на берегу реки Зеи, с усадебным участком и постройками на ней, как достояние Республики, навсегда изъять из владения и пользования ведомства православного исповедания и отобрать таковую под устройство лечебно-санитарного заведения губернского масштаба, поручив Губкомхозу по соглашению с Губздравом разработать план и смету на таковое использование.
2. Находящуюся на бывшей архиерейской даче домовую церковь закрыть, предложив ГОУ все богослужебные предметы и культовое имущество, находящееся в доме, передать в пользование ближайшей группы верующих в одно из зданий, специально предназначенных для богослужебных целей.
3. Религиозное общество Успенской церкви при Архиерейской даче, зарегистрированное ГОУ 10 октября с/г. № 11233 в связи с закрытием названной домовой церкви считать прекратившим свое существование и предложить участвовавшим в нем верующим для удовлетворения религиозных потребностей присоединиться к одной из существующих религиозных групп.
4. Все небогослужебное имущество, заключающееся в одной лошади, экипажах, хозяйственном инвентаре, квартирной обстановкой и проч. предметах, находящихся в пользовании Архиепископа Даниила и его причта, предложить Губкомхозу принять в свое ведение и передать нуждающимся в этих предметах одному из учебно-воспитательных или лечебно-санитарных заведений.
5. Предложить губкомхозу впредь до открытия на б. архиерейской даче лечебно-санаторного учреждения, принять решительные меры к охране всего имущества дачи в чем таковое не заключалось и к предотвращению дальнейшей порчи и расхищения построек, ограды и древесных насаждений» . Данное постановление не подлежало оглашению.
В последующем бывшая архиерейская дача была включена в комплекс объектов Благовещенского судостроительного завода, где и находится по настоящее время. Из всех строений сохранился только каменный архиерейский дом, построенный в начале ХХ века. Долгое время он использовался как производственный цех и был доведен собственником до аварийного состояния.
Между тем, с 1999 года «Загородный архиерейский дом» имела статус выявленного объекта культурного наследия. В 2013 году Министерство культуры и архивного дела Амурской области утвердило границы и правовой режим территории памятника, в 2014-м утвержден предмет охраны. В декабре 2016 года по зданию была проведена государственная историко-культурная экспертиза, обосновавшая его включение в Единый госреестр как объекта культурного наследия регионального значения.

Кириллов А.В. Материалы для истории Камчатской епархии (продолжение) // Камчатские епархиальные ведомости. Отдел неофиц. 1895. № 5. С. 117.
2 Холкина Т.А., Чаюн Л.А. Архитектурное наследие Благовещенск. – Благовещенск, 2006. С. 37-38.
3 Амур и Уссурийский край. М., 1885 // История Благовещенска 1856-1917. Т. 2. – Благовещенск, 2009. С. 105.
4 Холкина Т.А., Чаюн Л.А. Архитектурное наследие Благовещенск. – Благовещенск, 2006. С. 35.
5 Октябрь на Амуре. Сборник документов. – Благовещенск: Амурское книжное издательство, 1961. С. 55.
6 ГААО. Ф. Р-643. Оп. 1. Д. 5.
7 ГААО. Ф. Р-481. Оп. 2. Д. 3. Л. 45-46.