Участники апологетических встреч на Пионерской посмотрели и обсудили фильм «Хижина» - Благовещенская епархия

Новости

08.05.2018

Участники апологетических встреч на Пионерской посмотрели и обсудили фильм «Хижина»

4 мая беседа была посвящена сложной теме теодицеи – оправдания Бога за существующее в мире зло и страдания человека. Фильм «Хижина» 2017 года – пример глубокого христианского кино, заслуживающий внимания и осмысления. С самого начала собравшиеся договорились критически проанализировать отрывок этого произведения, выделив его сильные и слабые стороны, теологические соответствия и заблуждения, а также обсудить тему зла и страдания вне художественного контекста.

Кинокартина в целом верно выражает христианское представление о зле как самоопределении человеческой воли, способности, связанной с нашей свободой выбора. Ошибочное распоряжение даром свободы, осознанный или неосознанный выбора зла – грех, восходящий к Адаму, но свойственный в разной мере любому человеку. Любовь Бога к человеку и способность обращать зло в добро как свойство Божьей природы нашли отражение в этой картине. Фильм доносит до зрителя много христианских идей: Божие соприсутствие, способность прощения, искупительная жертва, вечная жизнь и райское блаженство, без которых разговор о справедливости теряет всякий смысл.

Вместе с тем участники апологетической встречи подметили профанацию образа Бога, предстающего всецело по-человечески, без ощущения величия, которое мгновенно обратило Савла в Павла, перед которым Иов произнес: «я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов. 42:5).

Главный герой фильма без благоговения, фамильярно панибратски общается с Творцом, представшим в виде доброй негритянки, индианки и еврея-рабочего. Явившаяся главному герою троица, а точнее четверица (вместе с «премудростью») божественных лиц представлена преимущественно (три из четырех) женскими образами. Хотя по сюжету это кажется оправданным, сама сюжетная основа может иметь феминистский посыл.

Фильм в большей мере, нежели книга У. П. Янга согласован с христианской догматикой, но ряд эпизодов истолкован критиками как ересь патрипассианства (учение о том, что на Кресте пострадал единый Бог Отец), анархизм автора, его негативное отношение к церковным организациям и институциональности как таковой.

Священник кафедрального собора Алексий Мелихов подметил, что главный герой так и не покаялся в отцеубийстве:

– В фильме нет главного – покаяния в грехе. С этим я постоянно сталкиваюсь в своей пастырской практике – человек приходит на исповедь и не знает в чём каяться, считает себя ни в чем не виновным.

Мы живем в мире, в котором активно действует зло. Оно появилось в мире не без воли самого человека, пожелавшего знать добро и зло. Со времени Адама человек занимаемся этим познанием опытным путем, что называется на собственной шкуре. Мы знаем, что до Второго пришествия войны не прекратятся, не исчезнут болезни и страдания, люди не перестанут умирать. В этих условиях воля Божья или промысел Божий в мире действует двояко: как благая воля Божья и как попущение Божье. 1) Благая воля — Бог «хочет, чтобы все люди спаслись» (1 Тим. 2:4); 2) попущение – та воля Божья, которая зависит от нашего свободного волеизъявления. Если мы используем ее во зло, Господь по любви Своей вразумляет нас болезнями, стихийными бедствиями или войной, ожидая нашего покаяния.

Если люди не обращаются, Господь может истребить их окончательно. Так Он некогда навел «на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть» (Быт.6:17). Бог повелел Саулу уничтожить всех амаликитян (1Цар.15:3), повелел Иисусу Навину уничтожить Иерихон вместе с жителями и города других хананейских народов (Иисус Навин.8:1). Бог повелел ангелу истребить сто восемьдесят пять тысяч воинов ассирийского войска (4Цар.19:35).

Бог может попустить зло с целью «домостроительства». Так Он попустил братьям продать Иосифа чтобы потом возвеличить его. Бог попустил Ироду умертвить 12 тысяч вифлеемских младенцев и они стали первыми мучениками за Христа в Царстве Небесном. Бог попустил иудеям распять Иисуса Христа.

С вопросом Промысла Божьего тесно связано понятие «искушения». С одной стороны: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» (Иак. 1:13). С другой: «… Бог искушал Авраама…» (Быт.22:1); «… искушает вас Господь, Бог ваш…» (Быт.13:3). Во всех случаях в тексте стоит один и тот же греческий глагол. Очевидно, речь идёт о слове с разными значениями. Действительно, искушение от Бога имеет целью воспитание или прославление праведника, правильнее назвать его «испытанием»: «…есть еще иное искушение, которое называется испытанием», — пишет Аврелий Августин. «Есть особенный, высший род искушения душ совершенных или приближающихся к совершенству, как, например, Бог искушал Авраама (Быт. 22:1) или Иова и подобные», — епископ Михаил (Лузин).

Искушение от демонов или от греховной природы самого человека, наоборот, имеет целью гибель души. «Есть искушения, посылаемые или попускаемые Богом, это более обычный род искушений. Есть искушения, происходящие от самого человека, и искушения от искусителя (Мф. 4:3) по попущению Божию», — епископ Михаил (Лузин).  .