07.07.2017
Святой Иоанн Предтеча: «Величайший из рожденных женами»
Об особом почитании Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна свидетельствует уже тот факт, что этому святому посвящено большое количество церковных праздников. Церковь литургически отмечает не только день его мученической кончины через усекновение мечом (11 сентября), но и день его рождения (7 июля) и даже день зачатия (6 октября).
Еще один праздник в честь Предтечи – Собор Иоанна Крестителя – приходится на следующий день после Богоявления (20 января). Весной, летом и осенью (9 марта, 7 июня, 25 октября) Церковь вспоминает разные чудесные случаи обретения святых мощей пророка – честной главы и десницы. В честь этих событий также были написаны особые богослужебные тексты.
Рождение Иоанна Предтечи
О земной жизни Иоанна Предтечи мы знаем из Священного Писания – об «Ангеле пустыни», как его называли иконописцы XIII-XVII вв., рассказывают все четыре евангелиста. Обстоятельства зачатия и рождения великого святого подробно описывает апостол Лука – перед тем, как описать зачатие (Благовещение) и Рождество Господа Иисуса Христа, чтобы пояснить, как эти события были, с одной стороны, связаны между собой, а с другой ‑ кардинально отличались.
В первой главе Евангелия от Луки (Лк. 1:5-6) мы узнаем, что родителями Иоанна Крестителя были священник Захария и его жена Елисавета, праведные люди, которые дожили до старости, но не имели детей, хотя горячо молились Богу об этом благословении.
Однажды, когда Захария совершал каждение в Иерусалимском Храме, ему явился Архангел Гавриил, возвестивший, что его молитвы были услышаны, что Елисавета родит ему сына, что имя этому мальчику будет Иоанн (дар Божий, Божия благодать) и что он будет велик пред Господом. Архангел также предрек, что рождение Иоанна принесет большую радость людям, что он будет жить в пустыне как аскет, неся служение пророка, и многих израильтян обратит к Богу и вернет к праведности «в духе и силе Илии».
Захария усомнился в словах Вестника Бога. За это он лишился возможности говорить – до тех пор, пока все эти слова не сбудутся. И они сбылись в точности, когда Елисавета, подобно ветхозаветным Сарре и Анне, родила ребенка в преклонных летах. При обрезании, когда Захарии нужно было подтвердить необычное имя младенца – Иоанн (в их роду не было людей с таким именем), немота оставила его.
Первая встреча Предтечи с Мессией произошла, когда оба они находились в утробах своих матерей. Вскоре после событий Благовещения Мария пришла навестить Елисавету, которая приходилась ей родственницей (возможно, тетей, сестрой матери). Родственными узами были связаны через них и Господь Иисус Христос и святой Иоанн.
Когда Елисавета услышала приветствие Приснодевы, младенец взыграл в ее чреве, узнав Того, Кому надлежало прийти после него. Праведная женщина исполнилась Святого Духа и пророчествовала о том, что Бог дал ей радость встретиться с долгожданным Спасителем и Его Матерью (Лк.1:41-45).
Евангелист подчеркивает, что, несмотря на все необычные знаки, появление на свет Иоанна Предтечи было обычным, а не сверхъестественным, как у Господа.
Содержание проповеди
По свидетельству Писания, выходя на проповедь, святой пророк действовал по вдохновению свыше. Он призывал народ Израиля покаяться в своих согрешениях, и крестил их (погружал в воду) в знак совершившегося морального и духовного перерождения. Такие ритуальные омовения практиковали ессеи – члены одной из иудейских сект, которые также жили в пустыне, проводя время в постах и молитве.
Иоанн Предтеча говорил о грядущем Царстве Бога, о его праведности и истине, и вокруг него постепенно собирались ученики. Конечно, святой внушал им огромное уважение – истинный аскет, очень строгий и непреклонный в своей проповеди. Он призывал мытарей собирать налоги честно, а не наживаться на соотечественниках, воинов – не мародерствовать, всех – делиться пищей и одеждой с неимущими, чтобы не просто отказаться от греховного образа жизни на словах, но и принести достойный плод покаяния (Лк. 3:7-18).
Эта бескомпромиссность по отношению ко греху стоила пророку жизни. Он обличил царя Ирода, состоявшего в прелюбодейной связи с женой его брата Иродиадой, и был брошен в темницу, а затем, по наущению этой коварной женщины, сыгравшей на слабостях Ирода, обезглавлен.
Роль Иоанна Предтечи
Когда святого спрашивали, не он ли Христос, Иоанн прямо говорил «нет» и цитировал пророка Исайю, называя себя «гласом вопиющего в пустыне», призванным «приготовить путь Господу» (Мф. 3:3). Он также говорит о себе: «я друг жениха», «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин. 1:29-30).
Святого принимали и за Илию, который был взят на небо живым и, по преданию, должен был явиться Израилю незадолго до пришествия Христа и приготовить народ к его приходу. Можно сказать, что святой Иоанн взял на себя функции пророка Илии — об этом говорит и Господь Иисус Христос в беседе с учениками (Мф. 17:12). Однако Евангелие убедительно свидетельствует о том, что Илия и Иоанн были разными людьми. По мнению некоторых толкователей, пророк Илия выйдет на проповедь незадолго до Второго Пришествия Христа — и его постигнет печальная участь остальных ветхозаветных пророков.
Апостол Иоанн Богослов в своем Евангелии неоднократно называет Предтечу «свидетелем», человеком, который «не был свет», но был «призван свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали через него» (Ин. 1:7-8). При этом в повествовании этого же апостола святой Иоанн дважды говорит: «Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю» (Ин. 1:34).
Во время событий Богоявления Предтеча пророчествует об Иисусе, свидетельствуя, что он есть Мессия: «Вот Агнец Божий, Который берет на себя грех мира» (Ин. 1:29). И именно для Крестителя посылаются Богом видимые знаки: Дух в виде голубя, сходящий на Иисуса, и голос с неба, называющий Его возлюбленным Сыном. О том, что по этим знакам можно узнать в обычном с виду человеке Спасителя мира, пророк Иоанн, по-видимому, был предупрежден заранее — и потому мог свидетельствовать окружающим о том, что увидел, услышал и узнал.
Иоанн Предтеча шел впереди Спасителя не только в земной жизни. Он предварил и Его сошествие во ад. По учению святых отцов, после своей смерти пророк проповедовал Царство Небесное душам в загробном мире — именно поэтому ему надлежало умереть первым.
Святой Иоанн наделяется в Писании множеством титулов - учитель, глашатай (вестник), пророк как говоривший о Христе, Предтеча как приготовивший Ему путь, и Креститель как совершивший ритуальное омовение Иисуса в водах Иордана. В последнюю минуты своей жизни он также становится мучеником, погибшим за Божию правду.
Западная традиция предпочитает называть святого Иоанна Креститель, восточная (православная) — Предтеча. Сам Господь Иисус Христос называл его «пророком большим пророков», «величайшим из рожденных женами» (Мф. 11:11).
Что же означают Его дальнейшие слова о том, что меньший в Царстве Небесном больше Иоанна?
Точного ответа на этот вопрос мы не знаем. Можно предположить, что святой Иоанн Предтеча — человек Ветхого Завета: он погибает раньше Крестной смерти Спасителя, он последний избранник Бога, оставивший пророчество о Его скором явлении. Эти слова могут означать, что люди, которые стали свидетелями Воскресения Христова и Царства Божия, пришедшего в силе во время Пятидесятницы, узнали и получили больший опыт Бога, чем Иоанн. Среди этих «малых» — Пресвятая Богородица и все христиане. Именно поэтому в классических деисусных рядах православных иконостасов по одну сторону от Христа-Вседержителя изображается святой Иоанн Предтеча, величайший человек Ветхого Завета, а по другую — Пречистая Дева Мария, «меньшая в Царстве Небесном».
Последнее искушение пророка
Как повествуют синоптические Евангелия, когда святой Иоанн был заключен Иродом в темницу, он начал сомневаться в том, был ли Иисус Мессией. Из Священного Писания мы знаем, что великие праведники и Божьи люди, несмотря на глубину своей веры и богатый опыт богообщения, также переживали в своей жизни периоды сомнений и духовные кризисы ‑ достаточно вспомнить Иова многострадального, пророков Моисея, Илию и Иону. Как упоминалось ранее, Иоанн не знал Иисуса до встречи с Ним у Иордана и не мог поближе познакомиться с ним после — сразу после момента Крещения он был арестован.
Мучимый сомнениями Предтеча послал к Иисусу своих учеников, чтобы спросить: «Ты ли Тот, Который должен прийти, или ждать нам другого?». Но Христос не отвечает на этот вопрос прямо. Он говорит: «пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне»(Мф. 11:4-5).
Такой уклончивый ответ кажется жестоким. Конечно, Христу ничего не стоило ободрить Своего служителя, уверить его, в том, что он на правильном пути, что он действительно встретил Мессию, что все дальнейшие события — в Божиих руках и будут совершаться по Его воле. Но Он этого не делает. Он дает Иоанну возможность сделать самостоятельные выводы — из того, что он знает из пророческих книг, из своего личного опыта, из свидетельств своих учеников. Вполне вероятно, что прямой ответ, переданный через других людей, не разрешил бы сомнений Предтечи, и диавол продолжил бы его искушать.
С подобными сомнениями в фундаментальных истинах веры в своей жизни сталкивается каждый христианин. И Господь мог бы каждому из нас однозначно и недвусмысленно сказать: «Всё это правда, Я есть». Но любой ответ, который приходит извне, а не рождается в душе в процессе личных исканий и борьбы, в свете Духа Истины, не только не избавляет от сомнений, но и порой умножает их.
Именно такой процесс предстояло пережить святому Иоанну в темнице — он услышал слова Иисуса, переданные ему от учеников, принял их в свое сердце и молился Богу о просвещении до тех пор, пока эти слова не стали его собственными словами и его собственным исповеданием. Иоанн был свидетелем Господним — но в определенный момент жизни ему предстояло поверить собственному свидетельству и принять его. В этом святому можно и стоит подражать. Об этом мы молимся ему — о том, чтобы иметь ту же веру, ту же ревность и праведность, какая была у него.