Святитель Иннокентий (Вениаминов) (1797-1897) - Благовещенская епархия

Статьи

13.04.2016

Святитель Иннокентий (Вениаминов) (1797-1897)

  • Первый православный епископ Камчатки, Северной Америки, Якутии и Приамурья, прославлен в лике святых как повторитель подвига апостолов в 1977 году.
  • Один из основателей Благовещенска и Амурской области, основатель и первый епископ Благовещенской епархии. Принимал непосредственное участие в исторических сплавах графа Николая Муравьева-Амурского по Амуру и в подготовке Айгунского договора.
  • Также известен как мореплаватель, крупный ученый-натуралист, составитель алфавита, грамматики, словарей алеутского, якутского языков, исследователь языков и обычаев аборигенов Аляски и Сибири, строитель храмов. Помимо просвещения обучал американских и сибирских туземцев кузнечному и плотницкому ремеслам, научил их прививать оспу.
  • В Амурской области святителю Иннокентию Московскому посвящен храм в поселке Серышево. Его построили в 2010 году.
  • В 2014 году в Благовещенске начал действовать духовно-просветительский центр в честь святителя Иннокентия Московского, а также епархиальные богословские курсы его имени.
  • Общецерковные дни памяти святителя Иннокентия, митрополита Московского – 13 апреля (преставление) и 6 октября (прославление). Его память также празднуется 23 июня (Собор Сибирских святых), 18 октября (Собор Московских святых), в третью неделю по Пятидесятнице (Собор Санкт-Петербургских святых).
  • Честные мощи святителя Иннокентия пребывают в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры.

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ

С именем святителя Иннокентия напрямую связано не только становление православия на Амуре, но и рождение самой Амурской области. Именно ему город Благовещенск обязан своим основанием, названием и возведением первых церквей. Помимо миссионерской и богословской деятельности, святитель известен как лингвист, этнограф и географ, за что он был избран почетным членом Императорской Академии наук. Его научные труды переведены на многие языки мира — при этом образование его ограничивалось даже не центральной, а периферийной духовной семинарией.

Будущий святитель родился 26 августа 1797 года в семье бедного пономаря Евсевия Попова из сибирского села Ангинское, при рождении был наречен Иваном. После смерти отца его мать, оставшись с четырьмя маленькими сиротами на руках, была вынуждена отдать шестилетнего сына на воспитание брату покойного мужа Дмитрию Попову, который впоследствии овдовел, принял монашество с именем Давид и духовно окормлял племянника уже в сане иеромонаха.

Рано усвоивший грамоту Иван к восьми годам уже читал в храме за богослужением Апостол. Девяти лет от роду его определили в Иркутскую духовную семинарию, ректор которой решил дать всем ученикам благозвучные фамилии: так в 1814 году Иван Попов стал Иваном Вениаминовым. За год до окончания семинарии, в 1817 году Иван Вениаминов вступил в брак и был рукоположен в диакона Иркутской Благовещенской церкви, а в 1821 — уже во священника. В этой первой своей Благовещенской церкви он снискал большую любовь прихожан, особенно детей, которым по воскресеньям перед литургией лично преподавал Закон Божий. Вспоминая о той своей первой общине и первой церкви, через несколько десятилетий святитель Иннокентий возведет на берегу Амура Благовещенский собор и предложит генерал-губернатору Восточной Сибири Николаю Муравьеву назвать новый город на дальневосточных рубежах России Благовещенском.

Приамурье было не первым и далеко не единственным местом его миссионерского служения. Началось оно в мае 1823 года, когда молодой священник Иоанн Вениаминов вместе с семьей на лошадях отправился на Алеутские острова.  Путешествие по непроходимой тайге, болотам и каменистым горам заняло больше года, на новое место жительства – остров Уналашку – он прибывает лишь в июне 1824 года. Свой дом, как и первый храм на острове священник возводил своими руками, попутно обучая плотничьему и столярному ремеслу островных аборигенов. В таком живом общении он учил алеутский язык, и вскоре постоянные проповеди и беседы сделали его любимым пастырем, к которому, живо откликавшиеся на Слово Божие алеуты питали искренние сыновьи чувства.

С распространением христианства туземцы отказывались от многоженства и внебрачного сожития, не в чести у них стало убийство рабов при погребении знати, сошла на нет и повсеместно распространённая междоусобица. Проповедник изобрел для алеутов азбуку и сам перевел для них катехизис и Евангелие от Матфея. Он устроил на Уналашке училище для мальчиков и сам учил их грамоте по собственноручно составленным учебникам. Помимо быта своей паствы, он изучал местную фауну, что легло в основу серьезных научных трудов.  За десятилетнее служение на алеутских островах священник Иоанн Вениаминов получил свою первую награду – наперсный крест.

Дальнейшая миссионерская деятельность продолжилась на острове Ситха, в административном центре русских владений в Северной Америке Новоархангельске. Здесь он смог приобщить к Церкви Христовой недоверчивых к русским колошей, язык и обычаи которых так же стали темой для научных исследований будущего святителя. Он все так же устраивал школы, где туземцы учились грамоте и читали Евангелие, а помимо всевозможных ремесел, проповедник научил их ещё и прививать оспу, уносившую сотни жизней.

Пятнадцатилетняя проповедь среди туземцев показала, что усилий одного пастыря в этом регионе явно недостаточно, и Иоанн Вениаминов, отправив семью погостить на родине в Иркутске, поехал в столицу хлопотать об увеличении численности священников в местах его служения и о разрешении издания религиозных книг на алеутском языке. Хлопоты увенчались успехом, а за свой многолетний апостольский труд он был награжден званием протоиерея. В это же самое время священник получил скорбную весть о смерти своей супруги. Устроив дальнейшую судьбу своих шестерых детей, он подал прошение о пострижении в монашество. Постриг с именем Иннокентий над ним был совершен 9 ноября 1840 года. А уже через месяц, по решению Святейшего Синода, апостол Сибири стал епископом Камчатским, Курильским и Алеутским, главой новообразованной епархии. Через десять лет самоотверженного служения на этом поприще епископ Иннокентий в 1850 году был возведен в сан архиепископа.

Епархия прирастала всё новыми приходами и территории, центр ее из Новоархангельска перенёсся сначала в Якутск, где архиепископ, просвещая местное население, переводил Евангелие уже на тунгусский язык. После заключения Айгунского договора, в 1858 году, когда левобережье Амура навсегда закрепилось за Россией и была образована Амурская область, кафедра архиепископа была перенесена из Якутска в совсем еще молодой город Благовещенск. Архиерей пользовался огромным уважением у представителей коренных народностей и среди казаков-переселенцев.  В 1871 году в Благовещенске открылась первая на Дальнем Востоке духовная семинария, в казачьих станицах непрестанно строились новые храмы, к началу ХХ века их число вместе с часовнями превысило количество школ.

Управление огромной епархией обязывало архиепископа быть постоянно в пути, путешествуя морем и на собаках, он преодолевал по пять тысяч верст чуть не ежемесячно. Помимо церковной деятельности, он занимался еще и государственными делами, неустанно отстаивая интересы России на ее новых территориях.

В 1867 году скончался митрополит Московский Филарет, и на его место был избран архиепископ Иннокентий, которому к тому моменту уже было более 70 лет. Встав во главе московской кафедры, он, впрочем, не оставил и дело проповеди Евангелия на окраинах Российской империи — основанное митрополитом миссионерское общество нашло отклик в сердцах множества проповедников, и во многих епархиях были открыты соответствующие комитеты. Несмотря на всё ухудшающееся состояние здоровья, все прошения митрополита Иннокентия об отставке были отклонены и свое нелегкое служение он нес до самого конца. Умер святитель Иннокентий в канун Пасхи 31 марта 1879 года.

23 сентября (6 октября по новому стилю) 1977 года Священный Синод Русской Православной Церкви причислил приснопамятного митрополита Иннокентия, святителя Московского и апостола Америки и Сибири к лику святых.


МОЛИТВЫ

Тропарь святителю Иннокентию, митрополиту Московскому

глас 1

Во вся страны полунощныя изыде вещание твое,/ яко приемшия слово твое,/ ихже боголепно научил еси,/ неведущия Христа светом Евангелия просветил еси,/ человеческия обычаи украсил еси,/ Российская похвало, святителю отче наш Иннокентие,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Ин тропарь святителю Иннокентию, митрополиту Московскому

глас 3

Первый учитель прежде темным языческим племенам,/ первый возвеститель им пути спасительнаго,/ апостольски потрудивыйся в просвещении Сибири и Америки,/ святителю отче наш Иннокентие,/ Владыку всех моли/ мир вселенней даровати/ и душам нашим велию милость.

Кондак святителю Иннокентию, митрополиту Московскому

глас 4

Истинный и наложный учитель был еси:/ заповеданная бо Господам сам сотворив,/ имже учил еси и наказал еси ко благочестию приходящая чада,/ неверныя вразумлял еси познати веру истинную,/ просвещая их святым Крещением./ Сего ради со апостолы радуешися,/ приемля почесть благовестника Христова.

Молитва святителю Иннокентию

О пастырю добрый и учителю премудрый, образе благонравия всем, благочестно жити хотящим, святителю отче наш Иннокентие! К тебе, яко чада ко отцу, прибегаем и молимся, поминая твою любовь к людем: буди щит несокрушим Святей Церкви Православней и отечеству нашему, архиереи благолепием святительства и премудростию украси, пастырем в служении ревность даруй, монашест­вующия к подвигом добраго течения в послушании утверди, православ­ным христианом веру святую непорочну соблюсти умоли, мир весь предстательством твоим умири. Теплый наш молитвенниче, всероссийский светильниче, просветителю Сибири и Америки, осени горним благословением нас, в скорбех сущих, и подаждь утешение и избавление от болезней душевных и телесных; испроси нам свыше дух кротости, целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, да прочее время жития нашего в вере и покаянии поживем и в жизни вечней благодарне восхвалим прославльшаго тя Господа — Отца, и Сына, и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне и присно и во веки веков. Аминь.