08.03.2017
Святитель Иннокентий – путешественник и ученый
Большинство амурчан, кто слышал имя святителя Иннокентий (Вениаминова), знают его как священнослужителя и первооснователя Приамурья. Но мало кто знает его как отважного путешественника и ученого-этнографа и лингвиста.
По приходу на байдарках
Будучи еще семейным священником Иоанном – батюшка получил назначение на далекие Алеутские острова. По своей сути новый приход составляли две группы разбросанных островов — Лисьи и Прибываловы. Остров, где проживал священник с семьей — назывался Уналашкой, где было десять селений, в которых проживали алеуты, креолы и немного русских. Землетрясения от дремлющих вулканов нередкое явление на островах. Солнечных дней практически не бывает. Другими словами, это царство холода, ветров и туманов.
Большую часть времени отец Иоанн проводил в поездках по приходу. Для этого снаряжалось несколько двух- и трехлючных байдарок, куда помещалось все необходимое для совершения богослужения, провизия и запасы воды, садились гребцы — алеуты, толмач и сам священник. Для путешествий между островами надо было иметь не только мужество, так как при сильном ветре легко можно было перевернуться, но и огромное терпение: в узкой байдарке сидеть приходилось с протянутыми и прижатыми, как у спеленатого, ногами. Но выбора не было — байдарка была единственным транспортом в этом крае.
Подвиг святых Кирилла и Мефодия
В период, когда невозможны были поездки по приходу, отец Иоанн писал свои научные исследования, которые вылились в книгу «Записки об островах Уналашкинского отдела». Это было собрание его многолетних путевых дневников, которые он вел во всех своих путешествиях. Сюда вошли география островов, их климат и природа, описание жизни алеутов: их быт, нравы, сказки.
Он успел построить вместе с алеутами деревянный храм Вознесения Господня на о. Уналашка, а также изучив алеутский язык и составив его грамматику, священник перевел главные христианские молитвы. Также взялся за перевод на алеутский Евангелия от Матфея.
Школа для колошей
Спустя 10 лет, в 1834 году, миссионера переводят на о. Ситха, в главный порт Русской Америки – Новоархангельск. Здесь ему предстоит обращать в православную веру гордых жителей острова – колошей, которые отличались суровым нравом. Но они полюбили священника.
Впоследствии он без опасений приходил в их жилища — бараборы, расспрашивал о жизни, преданиях, обычаях и обрядах, и сам рассказывал о событиях Священной истории. Так родился этнографический труд «Записки о колошах».
На Ситхе отец Иоанн устроил школу для новообращенных и их детей, где обучал их Закону Божию, грамоте и разным ремеслам, сам составляя учебники. Здесь он завершил свой лингвистический научный труд «Опыт грамматики алеутско-лисьевского языка». С такой же тщательностью батюшка занялся колошенским и кадьякским языками. На этом острове он закончил перевод на алеутский язык Евангелия от Матфея, а также молитвы и небольшие книжечки о православной вере.
Епископ на собачьих упряжках
Через несколько лет у священника умирает жена и он, пристроив детей по учебным заведениям, принимает монашество с именем Иннокентий. А затем его возводят в сан епископа и назначают главой новой епархии — Камчатской, Курильской и Алеутской.
По Камчатке он передвигается на собачьих упряжках, чтобы проповедовать среди коряков, чукчей и тунгусов. Однажды, он даже чуть не замерз, когда его сани перевернулись, а собаки убежали. Постоянно он был в пути, чтобы объехать всю территорию своей большой епархии.
В 1852 году к ней присоединили еще и Якутский край. Святитель Иннокентий перебирается в Якутск, где вместе с сотрудниками переводит на якутский и тунгусский языки богослужение и Священное Писание.
Последней епископской кафедрой епархии стал для святителя Иннокентия Благовещенск, где он также немало потрудился. После чего, ему было суждено стать митрополитом московским. В первопрестольной великий миссионер и закончил свои дни.
священник Святослав ШЕВЧЕНКО