Святитель Иннокентий (Кульчицкий), первый епископ Иркутский (+АУДИО) - Благовещенская епархия

Статьи

22.02.2016

Святитель Иннокентий (Кульчицкий), первый епископ Иркутский (+АУДИО)

Руководитель миссионерского отдела Благовещенской епархии Виктор Селивановский о жизни и подвиге первого архиерея Иркутской епархии. Слово произнесено за Божественной литургией в Благовещенском кафедральном соборе 22 февраля 2015 года.

Дорогие братья и сёстры, несколько слов перед причастием. Сегодня Церковь отмечает память – двести десять лет со дня прославления мощей – святителя Иннокентия Кульчицского, епископа Иркутского.

Он был прославлен в 1805 году. Его жизнь была полна несбывшихся ожиданий, в частности, он был направлен на служение в Китай, куда так и не добрался, долго ожидая переправления через границу. Это история постоянных переездов и очень короткого управления своей Иркутской епархией, всего четыре года. И, тем не менее, он – великий святой, покровитель Сибири, Дальнего Востока и, особым образом, Китайской Православной Церкви.

Происходит из польского рода кульчийских дворян, которые перебрались в Малороссию, в Черниговскую область, откуда он родом. Родился в 1680 году, закончил в Киеве духовную академию, там был пострижен в Печерском монастыре в монашеский сан. С детства он хотел быть проповедником, поэтому уделял внимание тем предметам, где изучалась словесность, риторика. Как учёный монах, академист, он был переведён сначала в Москву, где преподавал нравственное богословие и философию в Славяно-греко-латинской академии, затем через короткое время был переведён в Санкт-Петербург, в Александро-Невскую лавру, назначен флотским обер-иеромонахом на корабль «Самсон», который базировался в Ревеле (это нынешний Таллин), а позже возглавлял всех иеромонахов Финляндской эскадры на Балтийском море. Но тоже очень короткое время.

После этого был возведён в сан епископа, с титулом Переяславльский, и в составе посольства, духовной миссии, куда помимо него ещё входили два иеромонаха, два иеродьякона и пять певчих, направлен в Пекин. Целый год они добирались до Иркутска, затем до Селемджинска и там в течение длительного времени ожидали отправки в Китай. Однако разрешение от китайского императора так и не было получено: дело в том, что китайцы не хотели пускать российскую миссию, которую возглавлял человек в сане епископа.

Про саму эту миссию за три года успели забыть, и для того, чтобы просто прокормиться, епископу приходилось питаться и кормить спутников подаяниями, получать благотворительную помощь от отдельных купцов, жить в частных домах и даже просто ловить рыбу. Через три года он был переведён в Иркутск, и вскоре очередная миссия могла быть им возглавлена, но вновь этого не произошло: китайскую миссию возглавил архимандрит Антоний (Платковский). А сам Иннокентий вскоре был назначен епископом в городе Иркутске, который был выделен в отдельную епархию. Он очень недолго управлял ей, всего четыре года.

И за это время он построил духовное училище для обучения детей духовенства, потому что образовательный ценз иркутского духовенства был очень низким. Многие священники были элементарно неграмотными и не умели поставить подпись, благочестиво прикрывая это тем, что дескать, они слабы глазами. Построил каменный храм в Воздвиженском монастыре, и в 1731 году он умер.

Причем после его смерти вице-губернатор Иркутска, человек жадный, забрал всё имущество епископа и даже часть имущества монастыря. Так что монахам пришлось просить денег на похороны епископа Иннокентия и даже элементарно бутылку вина для того, чтобы послужить литургию и помянуть епископа. Правда, этот вице-губернатор плохо закончил: за уголовные преступления ему в Санкт-Петербурге через некоторое время отрубили голову.

Останки – мощи Иннокентия Кульчинского, епископа Иркутского – были обнаружены нетленными спустя тридцать три года, в 1764 году во время ремонта храма. Обнаружили, что даже бархат, которым был обит гроб, не истлел за это время. И сами мощи святителя оказались нетленными. Прославлен он был в 1804, от его мощей люди получали исцеление. Некоторым он являлся во сне, и они тоже получали исцеление.

Ещё при жизни он получил дар предсказания, прозорливости. Он постоянно смирял свою плоть, носил власяницу (это такая рубашка из грубой шерсти), а поверх носил подрясник из лосиной кожи. Вот некоторые дары Святого Духа он и получил ещё при жизни. А после смерти Господь прославил его и его нетленные останки.

В 1921 году во время большевистской кампании по изъятию и уничтожению мощей святых Православной Церкви его останки были выброшены из раки, он был раздет для медицинского освидетельствования. Храм был опечатан и закрыт. С этого времени сведения о нём теряются. Однако в 1990 году внезапно его тело было обнаружено в одном из ярославских монастырей. И, после проведения экспертизы, его останки были идентифицированы. И на сегодняшний день находятся для поклонения в городе Иркутске.

А мы знаем, что через соприкосновение со святыней, со священными предметами и, в первую очередь, с останками святых, с телом святых, которые стали угодниками, храмами Святого Духа, почивающего в них, могут происходить исцеления и даже воскресения. С этим мы сталкиваемся в Библии, в четвёртой Книге Царств, там, где говорится, что умерший человек был случайно, в панике, брошен в гроб пророка Елисея, и от соприкосновенияс его телом воскрес. Такие случаи тоже бывают.

Святитель Иннокентий Иркутский имеет отношение к нашему краю не только как покровитель Сибири и Дальнего Востока. Наш амурский просветитель Иннокентий (Вениаминов) назван – имеет имя в монашестве – как раз в честь этого святителя. А фамилию Вениаминов он получил в память о епископе Вениамине, который как раз и занимался в начале девятнадцатого века в городе Иркутске прославлением святителя Иннокентия (Кульчицкого). Поэтому хочется пожелать всем молитвенного заступничества перед Богом этих святителей: Иннокентия Иркутского и нашего просветителя Иннокентия (Вениаминова), основателя Благовещенска, митрополита Московского. Чтобы нам с вами пройти с душевной пользой время наступающего Великого поста, который начнётся завтра. Аминь.