Священномученик ГЕОРГИЙ, пресвитер (Паргачевский Георгий Никифорович, +1918) - Благовещенская епархия

Священномученик ГЕОРГИЙ, пресвитер (Паргачевский Георгий Никифорович, +1918)

Священник Иоанно-Богословского храма с. Ивановка. Погиб при трагических обстоятельствах во время японской оккупации в Зазейском крае (убит партизанами). Память 10 / 23 февраля, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Родился в 1864 г. Отец, священник Никифор Паргачевский, в 1885 году служил священником Свято-Троицкой церкви с. Троицкое Ивановского района. Погиб при трагических обстоятельствах — поздним вечером 22 сентября 1885 года возле Покрово-Никольской церкви г. Благовещенска на него напали четверо злоумышленников, которые избили и ограбили священника. Его отвезли в военный лазарет, где 3 октября он скончался от полученных ран, оставив после себя жену преклонных лет и шестеро детей.

Обучался в Благовещенской духовной семинарии (уволен из 2 класса). В 1887-1889 гг. служил псаломщиком.

В феврале и марте 1891 г. по представлению благочинного, священника Иоанна Автономовича Михайлова, был рукоположен епископом Гурием (Буртасовским) сначала в диаконы, а затем в священники (02.03.1891 г.) с назначением к Вознесенской на Хунгари миссионерской церкви. В характеристике о нем сказано следующее: «Псаломщик Ивановской Иоанно-Богословской церкви Георгий Паргачевский ревностным исполнением своих обязанностей и весьма хорошим поведением заслуживает особенного внимания и поощрения».

Автобиография священномученика Георгия (Паргачевского), написанная его рукой

1891 года февраля 14 дня я, нижеподписавшийся псаломщик Ивановской Иоанно-Богословской церкви Георгий Никифоров Паргачевский, согласно резолюции Его Преосвященства о рукоположении меня во диакона, был спрошен и показал:

  1. Что на всеподданнейшую верность службы Его Императорскому Величеству, Всемилостивейшему Государю моему Александру Александровичу и Его Императорскому Высочеству Всероссийского Престола Наследнику, Цесаревичу и Великому князю Николаю Александровичу у присяги был.

  2. Что я сын священника Никифора Паргачевского, женат первым браком на дочери мещанина Прокопия Нестеренко, девице Ирине.

  3. Обучался в Благовещенской духовной семинарии, за малоуспешностью уволен из оной.

  4. В незабвенной памяти иметь всегда Катихизис, чтению Священного Писания прилежать по силе своей и других оному поучать стараться буду, а также положенное в церкви чтение произносить буду не только благоговейно, но и неспешно и с правильным произношением славянских слов.

  5. По рукоположении меня во диакона к другой церкви без Архипастырского благословения отходить не буду.

  6. Вредной скорби и других препятствующих причин ко производству меня во диакона не имею.

  7. Присланные из Святейшего Синода указы 1797 и 1800 годов о воздержании себя от пьянства и других соблазнительных причин я читал и по оным исполнение чинить — т.е. препроводить жизнь свою трезво, упиваться от соблазнов никаких паче ссор и драк не буду, в противном же случае подвергнусь всей строгости осуждения по оным законам.

  8. Не бывших у исповеди и Святаго Причастия прихожан их бывшими и бывших не бывшими писать не буду.

  9. Одеяние буду носить приличное своему званию.

В рапорте епископу Гурию от священника Петра Богданова о проведенном испытании диакона Георгия Паргачевского в знании им и понимании истин веры и христианского благочестия отмечается, что на все вопросы он отвечал удовлетворительно — в том числе на дополнительные по пастырской-священнической обязанности. К рапорту приложено поучение, написанное рукой диакона Георгия.

Постящеся, братие, телесно, постимся и духовно

(проповедь священномученика Георгия (Паргачевского) на начало Великого поста)

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Всякий из нас знает, что скоро наступит Великий пост, но всякий ли знает, что такое есть истинный пост? В пост грешно употреблять скоромную пищу, это без сомнения все знают, воздержание в пище и питии есть пост телесный, и такой пост есть дело богоугодное и святое, но есть еще пост духовный, который несравненно святее и угоднее Богу. Как душа человека выше тела, так и пост духовный выше поста телесного. Поэтому именно телесный пост и важен, что он способствует посту духовному.

Духовный пост состоит в покаянном расположении души и сердечном сокрушении о грехах. Такой пост полезен и нужен для поста духовно, потому что как хорошая пища утучняет тело человека, так и пост укрепляет душу, делает ее способной стремиться к высшему, тогда человек не станет искать удовольствий по слову Спасителя – где сокровище ваше, там и сердце ваше (Мф. 6, 21). Что мы любим, к чему стремимся, что нам нравится, туда и стремятся все наши чувства, мысли и желания. Кто любит и желает доставить себе удовольствие вкусной пищей и питьем, и всевозможными зрелищами, если все это он любит и не хочет расстаться, тот не сможет поститься духовно: дух его не углублен внутрь себя и не может покорить свои грехи, но привязывается к телу и исполняет его страсти.

Но когда мы не исполняем похотей тела, а наоборот умерщвляем его, тогда дух наш делается свободным от житейских соблазнов и стремится, чтобы жить для Бога, а не для мира. А чтобы жить для Бога, постящийся должен всемерно воздерживаться от гнева, избегать нечистых помыслов и злобы на ближних.

Когда человек переживет все скорби и несчастья, тогда он не только будет веселиться и искать удовольствия в пище и питии, но не будет чувствовать голода и жажды. Так и мы, братия, должны жить для Бога, а не для мира, тогда и мы не будем испытывать голода и меньше будем предаваться земным удовольствиям. Но мало того, чтобы проводить время поста, как должно, т.е. сокрушаться о грехах и не творить новых, нужно стараться загладить и прежние грехи. Посему-то Св. Церковь установила, чтобы в посты занимались усердною молитвой, помогали ближним и делами благотворительными, а главное, нужно чистосердечно раскаяться во грехах.

Поэтому православные христиане должны приступать ко Св. Причащению с душею, очищенною от всех греховных нечистот, — это будет приятно Богу и нам спасительно.

Какая же причина, что такой пост приятен Богу?

Причина та, что соблюдая как следует пост, мы исполняем другие заповеди Божии, например, и молимся Богу усерднее, не упиваемся, не сквернословим и тому подобное. Быть может, кто спросит, зачем в пост предписывается воздержание в пище и питии? Казалось, достаточно было бы воздержания от грехов? Затем, чтобы этим прямо показать нам, что теперь настало время самое благоприятное позаботиться о своей душе и чтобы оставить попечение об одном мирском, а главным образом затем, что мы при воздержании удобнее и легче можем воздерживаться и от грехов.

Почему же мы все больше грешим? Потому что мы так сильно любим мир, что с большим трудом можем расстаться с ним и страсти его с большой силой влекут нас ко греху. И действуем воздержанием мы умерщвляем нашу греховную плоть, умерщвленная плоть не может быть сильна, поэтому дух свободно противодействует ее греховным влечениям и легко может победить их. По неопытности или нерадению мы незнакомы или вовсе не знаем той благотворности, которую приносит пост для наших душ. Итак, православные, постное завещание нам Св. Церкви радостно примем и постящееся телесно, постимся и духовно, — постимся постом приятным и угодным Господу и за это мы получим от Милостивого Отца прощение грехов и Царство Небесное. Аминь.

Из резолюции епископа Гурия следует, что Георгий Паргачевский получил назначение в Вознесенскую для постройки там храма и дома, для причта и школы.

«Как по нравственному настроению и жизни, так и по познаниям он соответствует требованиям, какие необходимы в пастыре церкви, в сан священника, — отмечает владыка. — Диакон Паргачевский выразил, по-видимому, сердечное согласие и желание быть миссионером гольдской миссии, с обязательством при Божией помощи усердно, с самопожертвованием, соответствовать своему назначению в должности миссионера, под каковым условием ему и предложено мною миссионерское служение с посвящением в сан иерея, при чем ему было выражено мною, что если он будет стараться оправдывать мое доверие к нему и чтить достоинство и назначение высокого сана священства как сана Христова, то он получит перевод в одно из отдаленных мест епархии, где-нибудь в Камчатке или на берегах Охотского моря». 

Имел награды — набедренник (1907), памятные медали.

4 ноября 1914 г. получил окончательное назначение в Иоанно-Богословский храм с. Ивановка (священник второго причта).

Был женат (жена Ирина Прокопьевна, 1875 г.р.), имел 8 детей:

  • сын Аркадий (21.01.1892 г.р.) обучался в Петрограде на гидротехнических курсах;
  • дочь Антонина (1895 г.р.) проживала во Владивостоке;
  • дочь Лидия (24.03.1900 г.р.), выпускница Благовещенского епархиального женского училища, работала учительницей в городском училище;
  • сын Александр (1900 г.р.) обучался в Благовещенской духовной семинарии, после начала революционных событий ушел добровольцем в отряд атамана Григория Семёнова;
  • дочь Евдокия (20.02.1903 г.р.) обучалась в Благовещенском епархиальном женском училище;
  • сын Михаил (01.09.1907 г.р.) закончил Ивановское училище Министерства народного просвещения, затем обучался в Благовещенском духовном училище;
  • сын Сергий (15.09.1908 г.р.)  закончил Ивановское училище Министерства народного просвещения, затем обучался в Михаило-Архангельской церкви-школе г. Благовещенска.

Арестован 2 февраля 1918 г. на квартире по подозрению в сговоре с японскими интервентами. Спустя несколько недель в двух верстах от села было найдено тело с разбитой головой и колотыми ранами в живот.

Имя священномученика Георгия было вписано в синодик епископа Евгения (Зернова), найденного у него при обыске в день ареста.

Канонизирован на Архиерейском Соборе РПЦЗ 1981 г. (в списках фамилия ошибочно указана как Паргичевский).

Источники: Польский Михаил, протопресвитер. Новые мученики Российские. Т. 2. Нью-Йорк, 1957, База новомучеников и исповедников Церкви Русской ПСТГУ, Благовещенские епархиальные ведомости, Государственный архив Амурской области (Ф. 4И, О.2, Д.315, Российский государственный исторический архив Дальнего Востока (Ф. 757, О. 1, Д. 4120)

Прижизненных фотографий не сохранилось.