Старинная церковь Приамурья в этом году отметила 115-летие - Благовещенская епархия

СМИ

27.12.2017

Старинная церковь Приамурья в этом году отметила 115-летие

О том, как храм Благоверного князя Александра Невского в селе Игнатьево пережил годы Советской власти, был восстановлен в наше время, и о многом другом корреспондент газеты «Комсомольская правда в Благовещенске» поговорила с его настоятелем — протоиереем Андреем Букреевым.

Старше века

— Амурской области на прошлой неделе исполнилось 159 лет, а храму в Игнатьево — 115. Такая значительная дата. Много ли у нас в области таких старых храмов?

— Храму иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в этом году исполнилось 110 лет. Есть также храм в Ивановке -на его строительство еще сам святитель Иннокентий (Вениаминов) жертвовал деньги. И есть храм дореволюционной постройки в Свободном. Вот, пожалуй, и все.

Наш храм деревянный. Построен он был в 1902 году, а в 1904-м его освятили. Построили его на деньги сельчан. Игнатьево — казацкая деревня была, и казаки на свои деньги его построили. Кстати, в соседнем селе Марково был каменный храм в честь Покрова Божией Матери, на его постройку жертвовал деньги наследник престола Николай Александрович (будущий император Николай II), когда возвращался из Японии и путешествовал по Амуру.

— Как храм связан с Александром Невским? Почему в его честь назван? Где мы — и где Александр Невский…

— Как правило, в честь какого святого назвать храм, решает правящий архиерей. Я не знаю, почему тогдашний владыка освятил престол храма в честь Благоверного князя Александра Невского, но могу сказать, что это очень чтимый святой. Современные люди оторваны годами советской властиот той большой истории, от своей культуры и всего, чем жила Россия до революции. Сейчас люди воспринимают Александра Невского как исторического персонажа, князя, политического деятеля. А русские люди до революции — это же православные люди, для них Александр Невский был русским святым — очень близким и чтимым.

Клубом пробыл пару часов

— Как храм пережил советские годы?

— Когда после революции храм отобрали, его использовали как клуб, а потом как зернохранилище. Я недавно узнал такой интересный факт: оказывается, клубом-то он был буквально несколько часов. И знаете почему? Храм отобрали, решили сделать там клуб: принесли лавки, поставили патефон, пригласили жителей. А ведь жители-то еще несколько лет назад ходили сюда молиться, детей своих крестить. И вот они пришли в этот храм, который назвали клубом, сели на лавки, кто-то завел патефон, дескать, сейчас будут танцы. И тут такой поднялся вой! То ли ветер завыл на улице, то ли в самом храме — сейчас неизвестно. Но люди побежали оттуда! И больше клуб там не делали, решили его использовать как зернохранилище: вырубили сбоку в стене большую дыру, туда заезжали грузовики, в алтарной части тоже была дыра, стоял станок. Так и использовали все годы.

— В каком он был состоянии, когда его вернули верующим? Ведь столько лет прошло…

— Он весь был исписан студентами, которые раньше приезжали в начале учебного года в совхозы, колхозы на уборку урожая. И конечно, дерево есть дерево, оно само по себе ветшает. А если еще и как зернохранилище используют… Здание обветшало, были просветы в стенах, все вырублено, выломано и исписано. И когда его передали в 90-е годы, оказалось, что сохранить эти самые бревна не получится. Решено было его восстанавливать. Человека, который этим занимался, зовут Сергей Николаевич Новиков, мы должны помнить таких людей. Вот мы помним купца Семена Шадрина, но мы должны помнить и современных наших «Шадриных». План храма нашли в архиве во Владивостоке, по нему он и был восстановлен, один в один. И ровно через сто лет, в 2002 году, храм наш снова был освящен. И с того момента здесь молятся, служат литургию, крестят детей.

— Но фундамент остался старый?

— Да, и это важный момент. Когда храмы строят, в основание фундамента закладывается часть мощей святых. Как правило, мучеников. И вот тот фундамент, первоначальный, с мощами, остался прежним. На нем только стены возвели. Может показаться, что это новый храм. Но ведь храм — это не стены, это присутствие Божие, это стены духовные. Как говорят православные люди, даже если храм разрушить до основания, поле будет чистое и знать мы не будем, что он там был когда-то, но ангел, который дан этому храму Богом при освящении, он будет стоять там до скончания века. И человек может приходить на это место, ему там будет хорошо.

 Часть истории

— Каково вам быть настоятелем храма с такой историей?

— Страшновато (улыбается). Ответственность такая. По большому счету каждый человек живет своей жизнью. Но мы все должны помнить, что кто-то до нас был на нашем месте, мы все входим в чей-то труд, мы принимаем в свои руки историю. Маленькую или большую. Частную историю одной семьи или какого-то коллектива, или даже целого города. До нас трудились, созидая, создавая церковь по крупицам, проливая пот и кровь, порой и жизнь отдавая. И священники, которые служили до меня здесь, они все созидали этот духовный храм. Они имели другие таланты, могли стать музыкантами, бизнесменами, могли жизнь прожить по-другому, но они взяли свою жизнь и потратили не на себя, а для Бога, для людей. Ведь священники живут для людей и для Бога. И поэтому, конечно, служа в таком храме, я понимаю, насколько это ответственно. Считаю, я, приняв что-то, должен хоть чуть-чуть добавить и приумножить то, что уже есть.

— Как прихожане участвуют в жизни храма, чем помогают?

— Наши прихожане — люди удивительные, готовые потрудиться. Мы и картошку вместе сажаем, и в субботниках они всегда участвуют. Когда приходу нужна помощь, люди всегда готовы помочь.

Но самое главное, в чем должны участвовать прихожане, — это богослужебная жизнь прихода. Православный христианин нуждается в общении с единоверцами. Мы же все работаем, живем своей жизнью и собираемся только на богослужения, можем после службы 15, 20, 30 минут пообщаться — и все разъезжаются. А праздники и субботники позволяют нам побыть вместе. А тем более праздники церковные, когда после службы можно сесть за стол, попить чаю.

Прихожане активно участвуют в жизни храма. Фото: blaginform.ru

— Чем сейчас храм живет?

— До недавнего времени храм жил подготовкой к 115-летию, празднованию этой даты. Теперь мы будем жить подготовкой к 120-летию. Если будет воля Божья на то, я бы хотел к тому времени построить рядом крещальную часовню. И еще небольшую часовню на кладбище — открытого типа, чтобы люди могли приходить и в теплое время года отпевать прямо на кладбище своих родственников, и просто чтобы было где помолиться в р

Родительские дни. Все знают только Радоницу, а их же на самом деле гораздо больше. Три Родительских дня только во время Великого поста, а есть еще 9 мая — в церкви это день поминовения павших воинов. Есть Дмитриевская суббота, установленная еще Дмитрием Донским после Куликовской битвы.

Хотелось бы построить приходское здание, чтобы у нас были своя библиотека, класс для воскресной школы, чтобы мы могли где-то проводить с людьми беседы перед крещением.

И просто преогромное желание сделать у нас в Игнатьево музей! Кажется: ну поселочек небольшой, ну сколько там живет населения? А ведь у этого села своя история: до революции — это одна история, затем история советского времени — трудовая, подвиг народа, потом — война, люди уходили на фронт, кто-то не вернулся… А человек по фамилии Игнатьев (русский дипломат Николай Павлович Игнатьев. — Ред.), в честь которого названо село? Это удивительнейший человек! Про него широкий круг людей не знает. Вот мы знаем — Муравьев-Амурский. Глыба! Присоединил такую территорию без единого выстрела! А благодаря Игнатьеву Айгунский договор был ратифицирован в Пекине. И вот об этом человеке можно было бы в музее рассказать, чтобы дети этого села знали, в честь кого оно названо.

Планов у нас много, если будет на то воля Божья, мы их осуществим.

СПРАВКА «КП»

Храм благоверного князя Александра Невского находится в селе Игнатьево Благовещенского района на улице Советской. Был построен в 1902 году. Восстановлен в 1999 году, освящен великим чином в 2002 году.

Источник: «Комсомольская правда в Благовещенске», автор: Юлия Гоман