06.11.2016
Слово пастыря: Как относиться к агрессивным неверующим?
Авторская программа Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Доброе утро, дорогие телезрители!
Нам поступил такой вопрос: «Ваше Святейшество, Вы в своих проповедях говорили, что Господь Иисус Христос был по плоти Человек, а когда воскрес и вознесся, имел уже преображенную плоть. Скажите, пожалуйста, что-то человеческое в Нем все же осталось? Может быть, это была душа? А ангелы имеют душу? А Господь Бог? Или это только «человеческое, слишком человеческое», как говорил Ницше?» Это из письма господина Никанорова, город Подольск Московской области.
Господь Иисус Христос имел человеческую природу, точно такую, какая есть у каждого из нас, и отличался от нас только тем, что никакого греха не совершал. Он имел душу человеческую и человеческое тело. Если бы у Богочеловека Господа Иисуса Христа душа была Божественная, а тело человеческое, то это не было бы Божественное воплощение и принятие Богом человеческой природы. Тогда человек только видимым образом участвовал бы в тайне спасения.
В Древней Церкви возникло еретическое направление, представители которого утверждали, что Христос на кресте не страдал, потому что по Своей Божественной природе страдать не мог. Церковь осудила это учение. Христос страдал и телом, и душой. Он имел человеческий разум, человеческую волю и человеческие чувства, но Христос человеческую природу уподобил природе Божественной. Мы говорим, на основании Священного Писания, что человек создан по образу и по подобию Божию (Быт. 1:26), и подобие является целью человеческой жизни. Человек должен так развивать Божественный образ, по которому он создан, свою человеческую природу, чтобы в этой природе отобразилось Божественное начало. Вот это — цель жизни, и по мере духовного возрастания человек приближается к этой цели.
Мы знаем святых угодников Божиих, которые настолько приблизились в уподоблении Богу, что это повлияло даже на их физическое состояние. Преподобная Мария Египетская переходила реку Иордан как по суше. Ее физическое тело было уже на грани видимого и невидимого, человеческого и Божественного. И Господь, имея человеческую душу и человеческое тело, сохранил их после воскресения, но человеческое тело было преображено, потому что Господь победил смерть. Его тело имело те же свойства, какие будет иметь наше тело после конечного суда и всеобщего воскресения.
А что же означает воскресение Спасителя и восхождение Его, с человеческим телом и человеческой душой, в Божественное Царство? Это означает, что человек через Боговоплощение, через Господа Иисуса Христа восхищен в тайну Святой Троицы. Мы своим умом не можем до конца понять, как человек может пребывать в тайне Божественной Троицы, но он там пребывает через Господа Иисуса Христа. Человеческая природа там, в жизни Божественной. Святые отцы говорили, что через воплощение был восстановлен образ первозданного человека. Господь не только искупил нас от греха, не только освободил нас от вины за первородный грех, — Он восстановил в Самом Себе Божественный замысел о человеке, воссоздал, как говорят святые отцы, падшего Адама. Это, может быть, одно из самых важных откровений, которое дается нам через Господа Иисуса Христа, и мы уже не чужие, но свои Богу. В каком же смысле мы свои Богу? Через Господа и Спасителя. Человеческий мир, человеческая природа — свои Богу, и нет стены, разделяющей Бога и человека. Поэтому христианство есть великое откровение о спасении человека, о спасении человеческой природы, о воссоединении связи Бога и человека через воплощение Господа и Спасителя нашего.
И еще такой вопрос, который поступил от Зои Николаевны Почкиной из города Москвы: «Ваше Святейшество, иногда сталкиваешься с тем, что людям просто неинтересны Бог, религия, высшие вопросы, жизнь и смерть, — им это просто смешно. Презирать таких людей или жалеть? Но они бывают весьма агрессивны…»
Презирать вообще никого не надо, потому что даже в падшем человеке сохраняется этот самый образ Божий. Презрение — это плохое чувство. А жалость — это нормальное чувство. Мы жалеем больных людей, в том числе душевнобольных. То, о чем Вы говорите, — тоже отклонение от нормы. Человек не может не задавать себе вопросов о жизни и смерти. Если эта реальность для него не существует, то что существует? Интересы сиюминутные — поесть, попить, погулять, отдохнуть? Это пока ты здоров и силен, но ведь даже молодой и сильный может здоровье потерять и оказаться перед лицом смерти.
Людям, которые бравируют подобным отношением к жизни и смерти, очень полезно посещать смертельно больных, например, место, которое Солженицын назвал «раковый корпус», или общаться с теми, кто выздоровел благодаря современной медицине, но прошел через состояние огромного риска, осознав, что его жизнь висит на волоске. У таких больных многое меняется в сознании, даже когда они возвращаются к полноценной жизни, не говоря уже о тех, кто прошел через опыт клинической смерти.
Эта бравада, это отсутствие интереса к мировоззренческим вопросам, к вопросам сущностным, онтологическим связаны с отсутствием реального жизненного опыта. Ведь в этом опыте — не только радость, не только смех, не только развлечения, не только удовлетворение человеческой похоти, но и всегда боль, всегда болезнь, всегда страх смерти. И отвечать полноценно на вызовы, связанные со здоровьем, с работоспособностью, с тем, что человек сегодня здоров, а завтра болен, он может только тогда, когда верит в Бога.
Мне приходится иногда вести очень тяжелые разговоры с людьми, потерявшими своих родных, близких. Это жертвы техногенных катастроф и аварий, мужья молодых женщин, погибшие в шахтах или на предприятиях, ни в чем не повинные дети, умершие по чьей-то оплошности… Какие слова найти для успокоения? Их не может быть без указания на то, что с физической смертью не исчезает человеческая личность. Если мы скажем, что после смерти ничего нет, лопух на могиле вырастет, как говорил тургеневский Базаров, то у человека нет никакой надежды. Что такое 60, 70 или даже 80 лет жизни? Мгновение. Это понимают те, кто приближается к этому возрасту. Жизнь пролетела. Десятилетия позади, уже чувствуется дыхание вечности. И какие чувства это дыхание вызовет в тебе — страх, ужас, цинизм или, наоборот, спокойное восприятие перспективы, потому что это перспектива не уничтожения твоего бытия, а вечной жизни? Жалеть таких людей надо, молиться и работать, чтобы их становилось все меньше и меньше. Люди обкрадывают себя, занимая такую жизненную позицию, о которой Вы пишете.
Ну, а теперь об ангелах. Имеют ли душу ангелы? Ангелы — духи по природе. Если человек имеет душу и тело, то ангелы тела не имеют. Тем не менее, как считают многие святые отцы, некий уровень материализации существует и в ангельской природе. Мы не можем конкретизировать это понятие. Некоторые святые отцы называли это огненной природой, но данное понятие для нас сложновоспринимаемое. Может быть, лучше говорить о некой энергетической природе, но и это будет предположение.
Абсолютным чистым Духом является только Бог, а божественное творение имеет определенный уровень материализации. Но, конечно, тело человека — это совсем не то, что присутствует в природе ангельской; а то, что присутствует в ангельской природе, от нас сокрыто. Поэтому мы ангелов именуем духами, но абсолютным Духом является Бог. Природа Бога от нас сокрыта, и Бог дает нам возможность увидеть Его, понять и по-человечески принять через Господа Иисуса Христа — воплощенного Бога, истинного Бога и истинного Человека.
На этом я заканчиваю нашу передачу. Пусть Божие благословение пребывает со всеми вами, пусть ангелы-хранители ограждают вас от искушений и от всякого зла, пусть сила Божественного Духа укрепляет наш человеческий дух. До новых встреч.
- Метки
- Слово пастыря