Слово для души: Поститься должно быть трудно, но не тяжело - Благовещенская епархия

Слово для души: Поститься должно быть трудно, но не тяжело

15235904_1293038620762248_6470763031027560581_o

Начался пост. И как зарядку повторяют каждое утро, как для изучения языка надо на нём говорить, так полезно повторить самые простые правила того, как поститься. Это личный опыт, не общеобязательный, следовать ему стоит только в том случае, если вы не нашли ничего лучше и уже отчаялись найти.
Можно запросто найти десятки иных советов и следовать им, если именно эти вам кажутся незаслуживающими доверия.

Итак, что я понял о практике поста за 25 лет церковной жизни:

1. В общих правилах ценно только то, что они – общие с кем-то. Постясь по уставу древнего монастыря, я пытаюсь дотянуться до опыта тех, кто этот устав писал, и надо спросить себя, насколько успешно у меня это получается, а не насколько меню формально соответствует правилам. Постясь, «как учил духовник N», – я ищу того, что знал и понимал духовник N, и эффективность измеряется только моим вхождением в его опыт. Больше никакой ценности в «традиционных» правилах самих по себе нет, будь они хоть стотысячелетней давности.

2. Чем меньше людей вокруг знают о том, что вы поститесь, тем лучше. Вероятнее всего, если вы будете честно молчать, этого вообще почти никто не заметит. Нам заповедано поститься в тайне (Мф., 6; 17-18) – уверяю, что это не просто так, для тренировки воли. Иоанн Лествичник вообще считал борьбу с излишней болтовней одной из главных составляющих поста как такового. Потратить желание благочестивой жизни на болтовню о благочестии — в наш век социальных сетей есть первейшее и сильнейшее искушениие и его следует всячески избегать.

3. Перед постом традиционно устраивают праздник, когда доедают непостную пищу и просят прощения друг у друга. Эта традиция имеет важную диагностическую функцию. Входя в пост, во время сугубого покаяния, хорошо бы понять: а к кому у меня есть претензии и кого я не могу простить? И если такой человек есть — за него надо просто больше молиться.

4. Всякое человеческое действие имеет цель. Потратьте хотя бы несколько часов на размышления – а зачем вам пост? Не вообще, а именно вот в эти 6 недель – чего вы хотите добиться? Что было бы разумно для этого сделать? Вы хотите добиться большей внимательности, большей терпимости, большего рвения в милосердии — и что вы сделаете для этого? Это поможет сделать пост осмысленным.
Если у вас есть духовно опытный человек, которому вы доверяете и который хорошо вас знает, – посоветуйтесь с ним, для чего вам вообще всё это надо. Он же может выступить честной внешней контролирующей инстанцией – насколько ваш пост успешен.

5. Пищевые правила без изменения иных частей жизни – бессмысленны, а то и вредны. Без изменения молитвенной жизни, без работы над отношениями с людьми, без хотя бы попыток что-то улучшить в своем поведении пищевые запреты становятся либо бесцельным самомучительством (села Маша на диету, и не стало жизни близким Маши), либо демонстрацией своей религиозности.

6. Пост касается всех сторон жизни. Пост – это, конечно, не диета, но пост – и не тренинг личностного роста, не сеанс психотерапии, не упражнение для мозга и не интенсив по терпению длинных богослужений. Пост – это когда человек поставил себе религиозную цель и религиозными же методами старается ее достичь, прилагая целенаправленные усилия. Из этих усилий в идеале слагается система работы с собой, которая позволяет поставленных целей достигать. Всё вместе это называется словом «покаяние», когда внешне действия в конечном счёте влияют на то, что челвоек думает и чувствует по отношению к окружающим и себе самому.

7. Поститься не может быть легко. Для себя я сформулировал это так, что поститься должно быть трудно, но не сложно. Я не дорос до того, чтобы искать хитровывернутые духовные проблемы – они у меня вполне элементарны и для преодоления их не нужно много думать – надо немного поработать.

8. Что касается помощи ближним, то постом стоит сделать нечто в этом отношении лично для вас необычное. Не обязательно особенно трудное — просто не такое, как раньше, просто чтобы чувства (а это важная часть жизни любого человека) были ярче и сильнее.

9. И последнее, по мне так вполне очевидное. Я опытным путем убедился, что храмовое богослужение для Поста – совершенно неотъемлемая часть.
Прекрасно и полезно молиться дома. Но пост – всё-таки дело церковное, а не личное. И проводить его вне собрания верных – значит, лишать себя и очень важной поддержки, и каких-то результатов, которых иначе не достигнешь.

Источник: Блог сайта «Предание», автор: Владимир Берхин

Фото: Олег Лештаев