Православие Приамурья: Как встретить Великий пост? (+ТЕКСТ) - Благовещенская епархия

Интервью

08.03.2015

Православие Приамурья: Как встретить Великий пост? (+ТЕКСТ)

В новом выпуске программы – беседа с епископом Благовещенским и Тындинским Лукианом о смысле, значении и правильном соблюдении Великого поста. Ведущая – Ольга Пасенкова.

Ведущая: Православные вступили в Великий пост. Он самый большой, самый длинный, но почему он называется «великим»?

Епископ Лукиан: Пост, накануне праздника святой Пасхи, называется великим, потому что он многонедельный, конечно же, строгий и еще сложный, особенно напряженный.

Ведущая: Чем отличается время Великого поста от другого времени, в котором мы живем?

Епископ Лукиан: Для церковных людей, православных – это пост, который связан с особыми богослужениями, особыми молитвами, которые проникнуты особым духом покаяния и произносятся в храмах только один раз в год. Например, молитва знаменитого Ефрема Сирина, подвижника благочестия: «Господи, Владыка жизни моей, дай мне дух смирения, любви, доброты». Обычно эти слова произносятся только в Великий пост и при этом обязательно бывают земные поклоны. Постовые службы бывают очень умилительные и очень длинные. Во многих храмах нашего города и области, если кто бывает на утренних богослужениях, они начинаются очень рано и заканчиваются только в обеденное время. Это все время натощак, это все время пение, чтение псалмов…

Ведущая: Везде одинаковые молитвы произносятся и везде просят об одном и том же, во всех храмах?

Епископ Лукиан: Да, именно так. Богослужение Православной Церкви именно этим отличается: у нас существуют чины, специальные последования богослужений, которые не меняются тысячелетиями. В этом их особенность: мы произносим молитвы великих святых людей, которые жили в V, VI, VII веке. Русская Православная Церковь за свою тысячелетнюю историю в христианстве взяла все самое лучшее из этой культуры. Мы ведь переняли традицию восточных церквей, а ведт именно на Востоке просияло очень много подвижников благочестия, молитвенников, действительно святых людей, кто за время своей подвижнической жизни сложил и записал эти потрясающие покаянные молитвы. В Великий пост все пронизано именно тоном покаяния.

Ведущая: Вы сказали, что люди приходят и выстаивают такие длинные службы с утра до обеда натощак – это тоже момент покаяния?

Епископ Лукиан: Это маленькая жертва покаяния от человека. Можно и как-то по-другому каяться, ведь Бог не определяет, что нужно именно так, но Устав Русской Православной Церкви и восточных церквей, требует такого строгого подхода с учетом того, что не так давно был праздник Рождества, Нового года, масленица, и, если говорить светским языком, у людей была возможность хорошо покушать, повеселиться. Нельзя сказать что для организма встряска — наоборот, скорее это передышка. Говоря святоотеческм языком, когда чрево успокаивается, успокаивается весь человек. Не секрет, что от пресыщенности у человека притупляется работоспособность, появляется сонливость. Поэтому этот строгий пост, присутствие на богослужениях натощак позволяет сосредоточиться, погрузиться в себя.

Ведущая: То есть, хоть каждого и не проверишь, это должно быть на уровне подсознания.

Епископ Лукиан: Я бы не сказал, что это на уровне подсознания. Каждый, насколько можно, придерживается правил поста. Но сегодня ведь много больных людей, много деток, много студентов и учащихся, для которых всегда бывает исключение. Они могут смело покушать постную пищу и не мучить себя голодом. Я своим прихожанам очень часто говорю, что Бог не смотрит на желудок, он смотрит на сердце.

Ведущая: Много говорится ежегодно о том, что в пост нельзя того и этого. Это какая-то диета?

Епископ Лукиан: Верующие люди никогда не воспринимают пост как диету. В медицине – может быть. В православии это средство воздержания. По сути, сам пост, как и молитва, – это не самоцель для человека, это скорее средства, при помощи которых человек достигает какой-то чистоты, легкости, простоты в своем организме, в своем теле, что позволяет ему стать духовно богаче. Поэтому о диете никто даже не задумывается. Пост – это воздержание, умение сдерживать себя, согласно правилам и традициям. Не секрет, что мы живем с вами в то время, где царит вседозволенность и даже распущенность, и она не ограничивается порой даже законами. Поэтому когда Бог требует от нас поста — а ведь сам Иисус Христос, Спаситель мира постился накануне своего общественного служения -, то в первую очередь подразумевается умение воздержаться — и не только от еды, но и от мыслей, дурных поступков и прочих настроений.

Ведущая: От чего еще? В кино можно ходить? Спортом можно заниматься? То есть я говорю об активном образе жизни.

Епископ Лукиан: Мне кажется, пост только и подразумевает активный образ жизни. Мне как правящему архиерею приходится часто не просто стоять и молиться ровненько, с поклонами, а учитывая проблемы возрождающейся епархии, больше времени уходит на труд. Это тоже своего рода часть моего поста.

Ведущая: А что Вы делаете?

Епископ Лукиан: Сижу в кабинете, в канцелярии, разбираю кипу бумаг, которые приходят и из Москвы, и от наших прихожан, или же занимаюсь делами постройки. У нас, несмотря на зимний период, проходит очень много ремонтных работ на разных объектах, особенно в наших монастырях, вот и приходится везде присутствовать, успевать, иначе рабочие могут сделать что-то не так, и потом придется переделывать, делать двойную работу.

Ведущая: Мне сразу рисуется картинка: прораб на стройке, где-то крепкое словцо, чтобы рабочие не распустились и делали все как надо. В пост это вообще-то применимо?

Епископ Лукиан: В пост человек должен не только воздерживаться от мясной, молочной, жирной пищи, он должен трудиться. Святые отцы, подвижники благочестия всегда говорят: молитва и труд все перетрут. И поэтому, если мы будем только молиться, но не будем работать, не будем двигаться, как вы говорите, активно, то над нами посмеются бесы. Потому что они не едят, в этом не нуждаются бесплотные духи, но они активно работают, чтобы погубить человека. Поэтому не сводим все к тому, чтобы запоститься, замолиться, и на этом и все наше блаженство. Нет – молитва, труд и воздержание в пище.

Ведущая: А что вы кушаете в пост?

Епископ Лукиан: Я ем немного, часто, потому что мне уже все-таки 50 лет, я уже не молодой человек, как другие, хотя другим я всегда говорю – надо кушать хорошо и много. Особенно фрукты в пост, если они есть. Если нет возможности кушать фрукты, то обязательно надо кушать рыбку — в этом нет никакого преступления.

Ведущая: Вот вы едите обычно что? Что у вас на столе?

Епископ Лукиан: У меня обычно овощи, каши, традиционные каши, я их сам варю.

Ведущая: Какие каши?

Епископ Лукиан: Моя любимая – пшеничная. Еще картофель, лук. Я к пище отношусь очень спокойно, поэтому стараюсь кушать то, что необходимо для организма. Овощи, фрукты, наша любимая квашеная капуста, конечно, орехи. Я ведь южный человек, люблю всякого рода орешки, поэтому если получается, приходится, я это ем. Например, мои друзья, когда недавно спрашивали благословения на пост — а обычно мера поста определяется духовным отцом: есть общее правило, но с учетом возможностей человека, его положения в обществе, возраста, или болезненного состояния, духовный отец, священник, который знает человека, может четко определить: вот тебе надо столько-то, надо так поститься и полезнее, чтобы человек не запостился. И вот мои друзья спросили: «Владыка, что Вы там кушаете?» Я говорю: «Кашу», а они говорят: «А мы морепродукты, это не рыба». Я за них порадовался. У нас такой возможности нет.

Ведущая: Кстати, у нас многие говорят, что пост встает в копеечку, стали дороже фрукты и овощи, рыбка тоже подорожала.

Епископ Лукиан: Действительно, кушать все подряд – это проще. Но я бы не сказал, что это дороже. Это дороже для нашего здоровья. Ведь не секрет, что сегодня все те баловства, которые появились в ястиях и питиях, — во многом это нездоровые продукты. Наши родители, наши старики ели квашеную капусту, нормальную картошку, квашеные яблоки, огурцы, помидоры, жили долго и не болели. А сегодня мы кушаем свежие огурчики, помидоры, есть даже свежая зелень, но почему-то большой процент молодых людей сегодня болеет. И, как правило, это оттого, что мы не всегда кушаем здоровые продукты.

Ведущая: Как-то церковь поддерживает человека, который постится? Есть люди, которые постятся уже несколько лет, а кто-то впервые вступает в пост — как реагирует Церковь на тех и других?

Епископ Лукиан: Церковь реагирует просто. Для тех, кто в первый раз постится, бывают исключения, не требуется такого упорного усиленного поста, до умопомрачения, до такого состояния, когда человек падает. Они постятся всего лишь определенные дни, в остальные — человек может кушать любую пищу. Особенно это касается молодых людей, детей, учащихся.

Ведущая: Но вот если говорить о конкретной ситуации, пришел человек и говорит: «Хочу поститься», но он не знает, что ему делать. Как молиться, куда идти, что кушать, ему кто-то поможет?

Епископ Лукиан: Обязательно. Во всех православных храмах всегда есть возможность побеседовать со священником, который подскажет, есть много церковных верующих людей, кто знает традицию, как надо правильно отнестись к посту, что это не только еда, это еще воздержание от плохих мыслей, поступков, дел и прочее. Хотя это должно быть постоянным состоянием человека, но бывает так, что время поста организовывает человека, дисциплинирует, потому что в этом случае он не бывает один, ведь постятся все православные всего мира. Когда человек бывает один, ему трудно, он может, где-то споткнуться, где-то искуситься, где-то проявить слабость, а тут он не один. И даже если он споткнется, он чувствует поддержку миллионов людей, которые постятся, и это подкрепляет человека.

Ведущая: Как не один? А может быть, он один в семье постится, когда остальные и едят как обычно, и живут, может быть, на работе какие-то праздники-корпоративы, и человек окажется один в такой обстановке…

Епископ Лукиан: Знаете, я тоже часто бываю в такой обстановке, потому что как епископу, как общественному человеку мне приходится быть в разных ситуациях, в том числе — за столами. Я видел многих людей, даже тех, кто вообще не имеет никакого представления о посте, и сегодня люди прекрасно понимают, что объедаться, особенно жирной тяжелой пищей – это преступление для организма, поэтому сегодня практически нет тех, кто много ест. Сегодня люди понимают, что это организму не на пользу. Тем более, самое интересное, полмира страдают проблемой ожирения, борются с ним, и поэтому на всякого рода таких мероприятиях, все стараются кушать немножко: листочек зелени, кусочек чего-то скромненького, только для того, чтобы не объедаться, и всегда есть возможность не поесть. Другое дело, что сегодня есть те люди, кто не может поесть в силу бедности, в силу разных таких внешних причин – это вот очень обидно. И даже если они покушают скоромное в Великий пост и придут потом в храм, священник их никогда не оттолкнет. Он отнесется уважительно и поймет, что порой ради бедности человек кушает, что есть, и пускай это будет ему на здоровье, и, быть может, это Господь послал ему этот кусочек сыра. Тут Церковь не осуждает.

Ведущая: А пить или не пить спиртное?

Епископ Лукиан: По уставу церковному уже в первое воскресенье Великого поста можно пить вино, по одной или две чаши. Первая неделя Великого поста заканчивается торжеством православия, это, своего рода, воскресный праздник. И по воскресеньям Церковь позволяет пить вино. Надо не забывать то, что некоторые традиции русская северная Церковь переняла от греческой Церкви, где традиция пить вино как воду настолько естественна, что на это дико не смотрят. Просто почему-то у нас в России существует большая проблема алкоголизма и пьянства, поэтому на вино и на спиртные напитки смотрят как на дикость. А так это вполне нормально и полезно для организма, особенно чтобы в пост подкрепить человека, ведь нормальное вино – это глюкоза, и это полезно, если немножко, в меру – в этом нет никакого преступления. Вино – это не сало.

Ведущая: Какие типичные ошибки люди повторяют из года в год, когда вступают в пост?

Епископ Лукиан: Я считаю, что самая такая обычная ошибка – это крайность. Это желание резко начать новую жизнь, с понедельника. А к вечеру ты понимаешь, что ты устал после работы, состояние никакое, а тебе завтра опять работать, и у тебя сил не будет, и потом, ночью, ты подбираешься к холодильнику, чтобы что-то поесть, и уже совесть нечиста, потому что ты дал какое-то обещание. Я считаю, что самое здоровое, самое правильное – это придерживаться правил и традиций Православной Церкви. Вот там вся особенность, что нет крайностей в отношении еды, в отношении молитвы. Есть допустимые какие-то напряженные моменты, но они настолько полезны и продуманы — это ведь потрясающий опыт России, тысяча лет. Если человек хочет научиться молиться, поститься, то он должен это делать не сам по себе, а обратиться за опытом в Православную Церковь, чтобы не наделать ошибок.

Ведущая: Вы говорили об особых богослужениях, которые проходят в первую неделю, а весь пост будут такие особенные богослужения?

Епископ Лукиан: Да, обычно, это такой недельный круг, он будет повторяться, с особенностями, весь пост. Сорок дней будут совершаться особые покаянные богослужения во всех храмах Русской Православной Церкви. И этот многонедельный пост дает возможность каждому человеку — и тем, кто придет в первую неделю, и тем, кто будет во вторую неделю, в третью неделю — поговеть и, попостившись, причаститься Тела и Крови Христа, чтобы праздник Святой Пасхи встретить радостно, с чистым сердцем, с чистой совестью.

Ведущая: Спасибо, Владыка, я напомню, что сегодня мы говорили об особенностях Великого поста и говорили мы с Владыкой Лукианом епископом Благовещенским и Тындинским. Спасибо. Владыка, До свидания.

Епископ Лукиан: До свидания.