18.01.2015
Православие Приамурья: Традиции праздника Крещения (+ТЕКСТ)
В новом выпуске – беседа с иереем Святославом Шевченко, клириком Благовещенского кафедрального собора, о празднике Крещения Господня, Таинстве Крещения и традиции крещенских купаний. Ведущий – Игорь Агеенко.
Игорь Агеенко: В ближайшие за Рождеством дни православные России будут отмечать праздник Крещения. Сегодня о том, как его проводить и не путать с просто оздоровлением или моржеванием, мы поговорим с иереем Святославом Шевченко, который помимо того, что сам крестит в храме, также проводит обряд крещения на реке. Здравствуйте.
В двух словах, крещение – это обещание Богу доброй совести. То есть, это должно делаться в сознательном возрасте, когда ты можешь нести ответственность за свои поступки, а многие у нас часто прыгают в иордань в любом, часто нетрезвом состоянии.
Иерей Святослав Шевченко: Здравствуйте. Вообще, нужно различать Таинство Крещения и праздник Крещения.
Таинство Крещения – это, как я его называю, принятие гражданства Царствия Небесного. То есть человек, еще будучи на земле, принимает гражданство Царства, в которое он перейдет по завершении своего земного пути.
- Таинство Крещения: как подготовиться, как проходит, о крещении детей (в формате PDF)
А праздник Крещения Господня, в честь которого мы все тоже крестимся, и православные, и остальные христиане, – это евангельское событие из жизни Христа. В тридцать лет он пришел на реку Иордан и крестился от Иоанна Крестителя, тем самым исполнив Закон. Как он сказал Иоанну: «Так нам надлежит исполнить всякую правду» (Мф. 3:15). Еще этот праздник называют Богоявлением, поэтому что в этот день все три ипостаси Бога-Троицы явились одновременно: Сам Христос, Бог-Отец, подавший голос с неба, и святой Дух, который снизошел на Христа в виде голубя.
Вот этот праздник мы и отмечаем 19 января. Накануне, 18 января, в крещенский сочельник (в этом году это будет воскресенье), состоится великое освящение воды и затем по канонам состоится «выход на иордань», то есть к ближайшему источнику. У нас, от кафедрального собора – это река Амур, но все технические службы, такие как Роспотребнадзор, определили нам место на Зее, поэтому мы сначала освящаем воду в храме, а потом священники идут и отдельно освящают иордань там, на реке. То есть вода освящается дважды: в крещенский сочельник и на само Крещение Господне.
Что же касается «моржевания», которое сейчас широко распространено – это чисто народная традиция. Это не церковный обычай.
Игорь Агеенко: Идет подмена понятий. Меня накануне уже, как минимум, два человека позвали на Крещение нырять в прорубь. Хотя я точно знаю, что эти люди далеки от религии.
Иерей Святослав Шевченко: Здесь, я думаю, можно говорить об определенном всплеске религиозности, который у нас наблюдается в дни больших праздников, таких как Вербное воскресенье, Пасха.
Игорь Агеенко: Я бы это назвал псевдорелигиозностью, потому что потом она куда-то девается.
Иерей Святослав Шевченко: Я бы сказал по-другому. Я называю это богоисканием. Это тоже попытка человека быть сопричастным празднику. Он, может быть, еще не созрел до службы в храме, но вот таким образом уже старается быть сопричастным празднику. Вот, мол, я окунулся, вот Крещение Господне… Я и Бог…
Игорь Агеенко: На мой взгляд, это скорее «я и телефон – ставьте мне лайки!»
Иерей Святослав Шевченко: Есть, конечно, перегибы, когда люди идут в прорубь подшофе, что медики категорически запрещают, потому что для кровеносной системы это удар. И я не понимаю, когда неподготовленных, не закаленных детей окунают в прорубь. Ведь есть пословица: «На Бога надейся, а сам не плошай». Это то же «не искушай Господа Бога своего».
-
Иерей Святослав Шевченко: Купание в проруби — не таинство (Амурская правда, январь 2013 г.)
Нет гарантии, что человек не заболеет. Поэтому тем, кто собирается купаться в проруби в крещенский день, я бы советовал хотя бы за несколько дней пообтираться прохладной водой, чтобы хоть как-то организм был готов. Потому что Крещение – это праздник, который делает акцент на богослужении, а касательно традиций, нужно быть очень аккуратным, осторожным и умеренным.
Игорь Агеенко: То есть, Крещение и Бог в одной стороне, а традиции в другой?
Иерей Святослав Шевченко: Нет, Смотрите, мы же освящаем эту иордань. Но когда люди набирают из нее воду, я предупреждаю их, что во время освящения воды не изменяются ее бактериологические свойства. Освящение происходит на метафизическом уровне, но вода свои свойства не меняет. Не меняется ни вкус, ни цвет, ни запах.
Если Роспотребнадзор скажет, что купаться можно, а пить нельзя, то набранной в реке освященной водой можно обтираться, кропить дом, но в пищу ее употреблять нельзя. У нас в храмах будут организованы точки подвоза воды. В основном, это кафедральный собор и Гаврило-Архангельский храм на Горького. И там будет проверенная и чистая вода.
Игорь Агеенко: Ту, которую привозят к храмам, можно будет пить?
Иерей Святослав Шевченко: Совершенно верно. Более того, чтобы не было давок и очередей, владыка Лукиан постоянно предупреждает, что на крещенское Богослужение желательно приходить в храм со своей водой. То есть, купили устраивающую вас по объему бутылку, принесли, открыли крышку и поставили, а священник во время чина Великого освящения освятит эту воду.
Игорь Агеенко: Если говорить о народных традициях и религиозных, есть ли смысл брать с собой детей на длительное богослужение на морозе во время освящения. Где грань? Вроде как надо детей к духовному приобщать, и в то же время, как не заморозить?
Иерей Святослав Шевченко: Как правило, родители подъезжают на автомобилях, и есть возможность погреться в машине. Более того, я бы советовал брать с собой термосы с чаем, чтобы можно было согреться. Но, конечно, каждая семья решает самостоятельно – Все-таки лед, река, открытое пространство, ветер. Обычно ребятишки, которых приводят, хорошо закутаны. Но я видел, что девочек и мальчиков тоже окунают в прорубь. Тут можно сказать, что это допустимо, если ребенок, к примеру, посещает какую-то секцию, он физически развит и он сам изъявил желание. Я видел фотографии из Сети, когда ребенок плачет, а его запихивают в прорубь. На мой взгляд, такие методы могут привести к тому, что из ребенка вырастет безбожник, который будет ненавидеть все, что связано с православием, и я бы предостерег родителей от таких вещей. Ведь можно той же водой, доведя ее до подходящей температуры, обтираться или обливаться дома.
Игорь Агеенко: Это будет то же самое?
Иерей Святослав Шевченко: Конечно. Вообще, для чего освящается вода? Мы живем в материальном мире. Есть Церковь земная, а есть небесная и торжествующая, так вот Бог, чтобы передать вот эти духовные дары нам, людям, заповедовал совершать таинства, через которые какому-то веществу, воде, маслу, хлебу, вину, на метафизическом уровне передаются другие, не земные свойства. Есть освященное масло, которым человека помазывают. Есть освященная вода, которой кропят и в которой крестят. Через них передается благодать Божья. Об этом нужно помнить и относиться к ним благоговейно. Во-первых, если это питьевая вода – не пить ее из горлышка.
Игорь Агеенко: Какие ошибки чаще всего совершают люди, которые приходят на освящение воды в храм или на реку?
Иерей Святослав Шевченко: Основная проблема – столпотворение. Я был свидетелем, когда люди чуть ли не драки бидончиками устраивали. Не должно быть озлобления. В любом случае, ни разу не было такого, чтобы воды кому-то не хватило. Нужно просто проявить немного терпения. Самое главное, чтобы человек, приходил в храм, или на иордань, где будет совершаться освящение, с подготовленным благоговейным сердцем.
Еще одна ошибка – люди в храм приносят огромные бидоны, которые нужно катить на тележках, канистры… А ведь крещенская вода обладает особыми свойствами. Одна капля освящает море. То есть эту воду можно набрать в небольшую бутылочку и потом разбавлять обычной водой. Не нужно набирать баки. Более того, есть такое церковное предание, что если человек набирает себе воды, для того, чтобы быть здоровым душой и телом, то есть для исцеления, то, выходит, у него странная логика – набрать побольше, чтобы больше болеть… По себе скажу, что на семью из четырех человек, плюс еще маме, мы набираем пятилитровую бутыль. Ее хватает за глаза, еще и остается, потому что расходуем понемногу.
Игорь Агеенко: На год хватает?
Иерей Святослав Шевченко: Да. До следующего Крещения.
Игорь Агеенко: Тогда следующий вопрос: вы сами сказали, что вода меняется не по составу, а только на метафизическом уровне. Насколько же тогда эти метафизические свойства сохраняются в течение года?
Иерей Святослав Шевченко: Множество людей заметили, что такая вода не портится. Не меняется ни запах, ни цвет, ни вкус крещенской воды. Бывают случаи, когда портится, но это бывает из-за того, что посуда, в которую ее налили не очень чистая, что-то в ней хранилось – из-за этого может появиться какой-то осадок. В основном же люди говорят, что она может и три, и пять лет стоять. И когда ее наливаешь – как свежая.
Игорь Агеенко: Ну, это связывают с тем, что в воду опускают серебро…
Иерей Святослав Шевченко: Сколько там того серебра на цистерну? Более того, часто для освящения используется деревянный крест, чтобы в случае, если он выскользнет из рук, он не утонул. А может быть крест с позолотой… Святой воду делает Бог – по молитвам священника и людей.
Игорь Агеенко: Как человек должен готовиться к Крещению? Давайте рассмотри два аспекта: перед приходом в храм, и перед приходом на иордань. Имеется в виду духовное внутреннее состояние.
Иерей Святослав Шевченко: Верующие люди каждый свой день освящают молитвой. Но невоцерковленному человеку, который не посещает постоянно храм, было бы уместно стать перед иконой, если она есть, прочесть молитвы, которые знает, помолиться. Самое главное – это, конечно, открытое для Бога сердце человека. А у нас часто случается, что люди приходят «готовые», то есть выпившие, не только на иордань, но и в храм. Это недопустимо. Наверное, даже это можно назвать осквернением праздника.
Игорь Агеенко: Является ли это грехом?
Иерей Святослав Шевченко: Приходить пьяным в храм или на иордань, где священник совершает священнодействие – думаю, да. В центре праздника должен быть богослужение. Богослужение, исповедь и Причастие. За каждой Божественной литургией, в том числе и за праздничной крещенской литургией, будет Причастие. Это очень важное таинство, когда под видом хлеба и вина мы принимаем в себя самого Бога. Поэтому верующие люди стараются в праздники, прежде всего, причаститься.
Игорь Агеенко: Если в целом говорить о крещении, у нас близится тысячелетие со дня смерти князя Владимира, который сделал выбор в пользу христианства, и, насколько я знаю, это будет летом. Крещение Руси тесно связано с его личностью. Будут ли какие-то дополнительные мероприятия?
Иерей Святослав Шевченко: Ну, прошедший год был юбилейным – 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, поэтому 2014-й был годом Сергия Радонежского. Этот год будет годом святого равноапостольного князя Владимира. У нас уже были чтения, которые назывались «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси».
Эта тема прозвучала даже в послании Президента Федеральному собранию, и у нашего правящего архиерея есть идея 28 июля будет день святого князя Владимира, но на самом деле, – это день крещения Руси, в Киеве, в Днепре. До сих пор есть там улица Крещатик –та улица, на которой стояли крещающиеся. Так вот, у владыки есть идея – сделать всенародное крещение в Зее либо в Амуре. Пока это только планы, чтобы все желающие в этот день креститься, могли, как наши предки, принять крещение с полным погружением.
Игорь Агеенко: Будет и реконструкция, и священнодействие?
Иерей Святослав Шевченко: Можно и так сказать. Надеемся, что все получится. Плюс к этому, будут какие-то мероприятия и на приходах, и в воскресных школах, и с молодежью.
Игорь Агеенко: Если говорить в принципе о крещении, увеличивается ли количество желающих креститься в это праздник?
Иерей Святослав Шевченко: Вообще-то мы пытаемся в большие праздники не крестить. Как-то был опыт – крестили прямо на Зее, но батюшки поотмораживали руки, потому что были сотни желающих. Ну и еще момент. Когда люди приходят в храм креститься, внутренняя атмосфера располагает к молитве, а что получается на иордани, мы с вами уже говорили – что и нетрезвые есть, и ссоры возникают.
Вообще мы отошли от этой традиции, и в большие праздники, на Пасху, Рождество, Крещение, мы не крестим, потому что людей столько, что даже в большой храм они не вмещаются. У людей есть такая идея, что вот обязательно в этот день нужно креститься. А этого не нужно делать, потому что толчея к молитве не располагает.
Игорь Агеенко: Сколько вообще нужно готовиться к крещению?
Иерей Святослав Шевченко: По-разному у каждого. Во-первых, человек должен понимать, что с ним будет происходить – можно почитать книги, или в интернете найти информацию. Я стараюсь во время крещения объяснять, что я делаю, почему так сложилось исторически, хотя времени немного на это. Тогда у людей в глазах осмысленность появляется, а когда просто читаешь текст на церковно-славянском языке, человек, как правило, стоит «не в теме».
Вообще, в идеале, мы надеемся, что со временем перед крещением будет катехизация, то есть, научение основам веры. Чтобы перед тем, как креститься, человек принял веру, а потом уже осознанно крестился. Я за осознанное крещение, если иметь в виду людей, которые крестятся в зрелом возрасте.
Игорь Агеенко: Спасибо большое. Напомню, что сегодня мы говорили о празднике Крещения, который будет 19 января. Напомню, что 18 января в храмах Благовещенска пройдет литургия и первое освящение воды, а 19 января пройдет на Зее освящение воды и массовое окунание людей в прорубь. И пожалуйста, не путайте одно с другим. До свидания.
- Метки
- Крещение