Православие Приамурья: Рождественские чтения-2014 (+ТЕКСТ) - Благовещенская епархия

Православие Приамурья: Рождественские чтения-2014 (+ТЕКСТ)

В новом выпуске – рассказ о региональных образовательных чтениях, совместном мероприятии Благовещенской епархии и министерства образования и науки Амурской области. Гость студии — Владимир Пушкарев, руководитель отдела религиозного образования и катехизации. Ведущий — Игорь Агеенко.

Игорь Агеенко: 5 декабря в областном центре пройдут традиционные чтения, которые Благовещенская епархия проводит совместно с министерством образования и науки Амурской области. Что это за проект, мы сегодня поговорим с руководителем епархиального отдела религиозного образования и катехизации Владимиром Пушкаревым. Владимир, объясните в двух словах, что такое Рождественские чтения. Для человека непросвещенного, судя по названию, это что-то, связанное с Церковью и рождественскими событиями, никак не относящееся к науке.

Владимир Пушкарев: Название «Рождественские» пришло, потому что это событие приурочено к празднику Рождества, а в целом это научно-методическая конференция, в которой принимают участие работники сферы образования, науки, дошкольного воспитания, для того, чтобы обменяться опытом в сфере своей деятельности и наметить планы дальнейшей работы. Чтения начали проводить еще в начале 90-х, когда только-только возрождалась Церковь. Это была совместная инициатива педагогов, ученых и духовенства Москвы. С течением времени, по мере восстановления Церкви, другие регионы также подключились к этой работе, и чисто московские чтения стали общецерковными, международными. Теперь каждый год в декабре в регионах проходит региональный этап чтений, а в январе — общецерковный. Те чтения, которые пройдут в Благовещенске 5 декабря, – это региональный этап.

Игорь Агеенко: А потом некоторые участники поедут в Москву на общецерковный?

Владимир Пушкарев: Совершенно верно. В предыдущие годы мы проводили образовательные чтения ближе к празднику Благовещения, в апреле. Потом мы от этой традиции отказались, поскольку наши апрельские чтения шли в отрыве от общецерковных. Мы подвинули сроки проведения, чтобы двигаться в контексте со всей Церковью. Те доклады, которые на наших чтениях вызовут наибольший интерес, мы представим на общецерковном этапе.

Игорь Агеенко: Каких сфер касаются доклады? Они связаны как-то с нашими местночтимыми святынями?

Владимир Пушкарев: Традиционно мы создаем несколько секций. Первое направление — историческое, краеведческое. В сфере краеведения ежегодно возникают какие-то открытия, а кроме того, мы видим, что на федеральном уровне идет работа по созданию единого учебника по истории, историко-культурного стандарта. Надо обсудить, как это все реализуется на местном амурском уровне.

Вторая секция — сугубо церковная, она посвящена работе воскресных школ. На нее всегда приезжает очень много людей, потому что практически у каждого нашего прихода есть своя воскресная школа, либо намерение создать такую школу, а информации и методик у людей очень мало, особенно в отдаленных амурских селах. Поэтому они приезжают обменяться опытом либо получить методические указания.

Также в этом году мы хотим сделать секцию по катехизации. Я как руководитель религиозного отдела катехизации считаю это направление одним из самых проблемных, и душа у меня за него больше всего болит. Катехизация – это системная работа по воцерковлению людей, которые уже пришли в храм, либо пришли принять крещение, либо крестились и остались. Это направление у нас пока слабо развито. То есть, людей на приходах мы часто крестим, не объяснив им для чего это, если сами не спросят, и после крещения работа с ними ведется ограничено. В основном, все замыкается на участии в богослужении. Лишь немногие приходы могут похвастаться активной работой по катехизации. Этому направлению мы придаем большое значение в этом году.

Всегда интересное и необходимое направление – это Церковь и СМИ. Эта тема охватывает не только взаимодействие представителей Церкви и журналистов, но и состояние современных соцсетей, интернет-пространства, как они влияют на членов Церкви и как может жить Церковь в этом пространстве.

Еще одно направление чтений – духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание, работа с молодежью. В этой секции примут участие активисты нашего молодежного братства, а также уже есть заявки на участие в ней от работников светских учреждений. Большой интерес проявил казачий колледж с. Константиновка, другие организации, которые хотят поделиться каким-то опытом.

В целом, наши направления соответствуют основным магистральным направлениям, которые устанавливает общецерковный формат, но мы их адаптируем под местную специфику, под местные проблемы и нужды.

Игорь Агеенко: Заявки подают те, кто желает поучаствовать, или вы кого-то подбираете, приглашаете?

Владимир Пушкарев: Заявки подаются желающими, мы абсолютно открыты, причем, поскольку организаторами чтений являются церковный и светский орган – с нашей стороны это епархия, со стороны светского общества – институт развития образования, мы направили по этим двум каналам письма. Обратно по этим же каналам пошли заявки на участие. Мы их сгруппируем и распределим по секциям. Что касается нашей деятельности, мы, естественно, привлекаем тех людей, которым есть что рассказать, есть чем поделиться. Тем более, что люди церковные обычно скромные очень, и того же новатора-преподавателя воскресной школы нужно мотивировать на участие в чтениях. Наша молодежь очень занята социальной работой, но забывает делиться опытом с другими.

Игорь Агеенко: А будут ли участникам выдаваться какие-то сертификаты или дипломы?

Владимир Пушкарев: Естественно, все участники чтений получат сертификаты об участии в этом мероприятии, но и мы надеемся в этом году начать публикацию материалов чтений. Раньше, когда были апрельские чтения, мы собирали конференцию, люди делились опытом, выступали с докладами, было очень интересно и познавательно, но на этом все и заканчивалось, многие участники чтений просили, чтобы это все где-то было собрано, в какой-то сборник, чтобы к этому материалу можно было еще раз обратиться. В этом году, с переходом на общецерковный формат мы надеемся, что по итогам чтений получится отобрать материалы, сгруппировать их и создать сборник, который будет иметь гриф епархии и министерства образования Амурской области.

Традиционно чтения проводятся на стыке светского и религиозного образования. Церковь очень заинтересована в информации о состоянии современного общества, особенно образования. Нам важно знать какое общество растет, о чем они думают, чего желают. С другой стороны, светская школа испытывает большой дефицит в методиках, в технологиях воспитательных. К сожалению, мы пришли к тому, что сегодня воспитание в школе находится под большим вопросом. Согласно законодательству, воспитание — ответственность родителей. Учителя либо отрекаются от этой работы, бездействуют, либо, если начинают детей воспитывать, – к ним претензии. И как работать в такой сложной обстановке, как найти ту тропинку к душе ребенка, чтобы сделать его своим соработником в образовательном процессе, здесь своим многовековым опытом может поделиться Церковь. В таких смежных областях мы и сотрудничаем. Конечно же, центральной точкой взаимодействия является предмет «Основы религиозной культуры и светской этики», который сейчас преподается в школах, а также духовно-нравственный компонент в других дисциплинах, в основном, в гуманитарных — история, литература. Здесь тоже нам есть чем поделиться, чем обменяться.

Игорь Агеенко: А что происходит в секции «Церковь и СМИ»?

Владимир Пушкарев: А в этой секции мы поговорим о том, что многие молодые люди, школьники проводят много времени в интернете — мы же говорим о СМИ в широком смысле… Так вот, со стороны родительского и учительского сообщества есть большая тревога по этому поводу, ну и со стороны Церкви тоже. Задача состоит в том, чтобы разобраться, уместна ли эта тревога, и если она уместна, если ничего поделать нельзя и современное поколение не может существовать без интернет-пространства, то нужно разговаривать с ним на языке этого пространства, а как разговаривать? Вот об этом тоже идти речь.

Игорь Агеенко: В релизе написано: «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси»…

Владимир Пушкарев: Это название этих чтений.

Игорь Агеенко: Я тоже люблю историю, и мне еще со школьных времен не совсем нравилось поведение князя Владимира. Как можно так называть чтения, если князь крестил Русь с учетом выгоды? Ему ведь нужно было породниться с Византией, чтобы иметь защиту от турков, новые торговые потоки, и ведь он утраивал целые крестовые походы против язычников? Как же допустимо давать такое название чтениям?

Владимир Пушкарев: Мне эта тема тоже очень близка, поскольку и имя я ношу в честь князя Владимира, и крещение принял в Киеве, в храме святого Владимира, и обозначенные вами проблемы меня тоже всегда волновали. Князь Владимир – это такой типичный христианин, а типичный христианин – это страшный грешник, который в определенный момент кардинально меняет свою жизнь, и вот как раз таки житие князя Владимира об этом и говорит.

Игорь Агеенко: Так меняет жизнь-то он не потому, что проснулся и понял – блин, какой же я был неправильный, а потому, что проснулся и понял, что не случись союз с Византией – придет хана, потому что княжества разрозненные, междоусобицы, то есть – выгода…

Владимир Пушкарев: Абсолютно не исключаем этот вариант, вообще, когда мы смотрим на церковную историю, всегда есть правило – подходить с исторической и с богословской стороны. Исторически я с вами совершенно согласен, то есть здесь явно были вопросы государственной целесообразности, Руси нужно было поднять свой международный престиж, потому что вокруг все страны были монотеистические и смотрели на нас, как на нечто варварское и отсталое. Нужно было укрепить внешнеполитические и внешнеэкономические связи, и мировая империя Византия была под боком. Руси нужно было добиться сплочения государства и, собственно, житие Владимира рассказывает, что изначально он пытался сплотить нацию вокруг язычества, и он пытался это сделать реформой язычества, когда во главе пантеона поставлен был Перун, но это привело только к тому, что ожесточились разные славянские племена, поэтому прагматический подход князя Владимира, безусловно, существовал. Но когда князь Владимир принимал решение о принятии новой религии, в частности восточного христианства, в Киеве уже были христиане, уже было несколько церквей, уже была православная община и основательницей этой общины была бабка князя – княгиня Ольга. Так же считается, что брат князя Владимира Ярополк тоже был православным христианином, поэтому принимая эту религию, он приносил ее не на пустое место, он опирался на уже существующую православную общину, и это тоже можно отметить, как прагматический подход, поскольку кто были эти люди? Богатые купцы, дружинники, достаточно сильная и влиятельная группа общества.

Но потом мы должны посмотреть на следствия принятого решения, ведь в дальнейшем князь Владимир начинает себя вести как настоящий христианин. Заканчиваются бессмысленные безумные языческие обряды, князь отказывается от своего огромного гарема, князь начинает активно заниматься развитием системы образования. История российской системы образования ведется как раз от князя Владимира, вот почему он нам также очень близок. Ну и можно перечислять много фактов его жизни, к примеру, проникнув глубоко в христианское учение, князь Владимир отменил смертную казнь, при нем несколько лет разбойников по-христиански прощали, что привело к разгулу бандитизма вокруг Киева. Дальнейшую свою жизнь князь Владимир до 1015 года проявил себя как верный христианин, и неспроста Церковь считает князя равноапостольным князем, то есть, по масштабу своей деятельности он равен апостолу.

Что касается крестовых походов, мы не имеем достаточно достоверных сведений о том, что были какие-то страшные войны, хотя в летописи есть сведения, что князь Владимир в Киеве крестил народ водой, а Добрыня в Новгороде — мечом. На этом упоминании и держится вся конструкция навязывания христианства славянам. Но серьезные историки эту версию подвергают сомнению.

Кроме того, обратите внимание на вторую часть названия чтений: «Цивилизационный выбор Руси». То есть, мы говорим о том, что тысячу лет назад выбор уже был сделан, и уже никуда не деть нашу тысячелетнюю историю, она уже такой сложилась и мы, нынешнее поколение россиян, мы уже существуем, хотим мы того, или нет, в пространстве русской православной культуры. Кто-то это осознает, кто-то отрицает, кто-то относится к этому индиффирентно, но православный контекст никуда не исчезает. Анализу и понимаю православной культуры и будут посвящены эти чтения.

Игорь Агеенко: Есть ли интересные гости?

Владимир Пушкарев: Как всегда, мы приглашаем к взаимодействию представителей нашей науки, если ничего не помешает, к нам придут представители кафедры религиоведения из АмГУ, также примут участие наши священнослужители, которые внедряют на приходах различные инновации, но очень скромничают делиться этим. Думаю, как всегда мы столкнемся с каким-то открытием, когда приедет из глубинки учитель и всех нас ошарашит какими-то своими методиками.

Игорь Агеенко: А «ошарашиться» обычным людям можно или нужно записываться?

Владимир Пушкарев: Наши чтения открыты для всех, необязательно подавать какие-то заявки, прийти и побыть просто слушателем может каждый – для этого мы и проводим эти чтения. Не только для того, чтобы мы собрались, почитали друг другу свои доклады и разошлись, но и чтобы кто-то их услышал и взял на карандаш. Это будет 5 декабря в нашем педагогическом колледже, с утра и в течении дня.

Игорь Агеенко: Спасибо, Владимир. Я напомню, что сегодня о традиционных Рождественских чтениях, которые пройдут в Благовещенске, мы говорили с руководителем отдела образования и катехизации Благовещенской епархии Владимиром Пушкаревым. До свидания.