Православие Приамурья: Основы православной культуры для бабушек и дедушек (+ТЕКСТ) - Благовещенская епархия

Православие Приамурья: Основы православной культуры для бабушек и дедушек (+ТЕКСТ)

В новом выпуске – рассказ о катехизических курсах для взрослых, организованных Благовещенской епархией на базе Общественного университета пожилого человека. Гости студии – председатель Ассоциации пожилых людей г. Благовещенска Сергей Утенбергенов и методист отдела религиозного образования и катехизации Благовещенской епархии Мария Абрамова. Ведущий – Игорь Агеенко.

Игорь Агеенко: При Общественном университете пожилого человека начались катехизические курсы или курсы по основам Православия. Зачем это нужно и как они будут проходить, сегодня поговорим с нашими гостями.

Сергей Утенбергенов: Около трех лет назад у нас в области в образовательных школах ввели курс «Основы религиозных культур» и «Основы светской этики». Тогда мы задумались о том, что дети, ученики 4 класса, для которых этот курс разработан, встречаются с дедушками и бабушками, бывают у них в гостях, и может возникнуть проблема, когда ребенок изучает основы православной культуры, а бабушка или дедушка, которые участвуют в воспитании внуков, этого не изучали и не знают. Я написал прошение в епархию, был на приеме у владыки, рассказал об этой проблеме, и он поддержал идею таких курсов для взрослых. Курсы открылись год назад, в основу программы легла школьная программа курса «Основы православной культуры», которую нам дали в управлении образования Благовещенска. Вместе с образовательным отделом епархии мы адаптировали эту программу для взрослых людей.

Игорь Агеенко: Мария, а насколько пришлось перерабатывать школьные уроки? Ведь восприятие ребенка и взрослого диаметрально противоположны: ребенок только учится, а взрослый уже все знает. Как научить человека с устоявшимися взглядами основам какой-то религии?

Мария Абрамова: Наоборот, программа курса «Основы православной культуры» для детей будет полезна и интересна и для взрослого человека, потому что сегодняшние пожилые люди не сталкивались с подобными вопросами, имеющими отношение к православной культуре, в детстве, у них просто не было возможности изучать эту тему раньше.

Сергей Утенбергенов: Можно выделить две основные причины, почему люди стали приходить на эти курсы. Первая — это личный интерес. Сейчас люди задумываются о вере, ведь наши предки на протяжении веков все были крещеными, православными, многие венчались. Да, они, в большинстве своем не имели серьезного образования, но у них в жизни была опора – православие, и нам, сегодняшним пенсионерам, когда появляется много свободного времени, хочется поглубже все это узнать. Банальная ситуация – иду мимо церкви, хочу войти, а боюсь, потому что не знаю, как там себя вести.

Вторая причина, которую называют многие слушатели курсов – знаю, что в школах ввели такой предмет, «Основы православной культуры», знаю, что мои дети или внуки будут изучать этот модуль — к этому нужно быть готовым. Одна женщина очень интересно рассуждает по этому поводу, она говорит, что те же сто лет назад у большинства людей не было такого уровня образования, как сейчас, но при этом они могли полноценно воспитывать своих детей. Значит, православная вера — это такая мощная система ценностей, которая позволяла растить достойных граждан, защитников Родины, помогала им троить крепкие семьи. Знания, которые я получу на этих курсах, я хочу использовать в воспитании своих внуков. А вот насчет программы… что ребенок приходит в 4-й класс и знакомится с тем, что раньше не изучал, что взрослый — садится за парту и тоже узнает новое для себя.

Игорь Агеенко: Но взрослый-то может поставить это все под сомнение, спросить – почему так, а не иначе?

Сергей Утенбергенов: Для этого и дается возможность выбора из нескольких модулей. Наверняка когда взрослый выбирает для своего ребенка направление обучения, то чем-то это мотивирует, и когда ребенок из православной семьи знакомится на уроке с основами веры, он становится еще ближе к семье, и семья будет крепче.

За нашими слушателями я наблюдаю, вижу, как они внимательно слушают, как читают литературу — они очень много во всем этом находят. Наши занятия строятся не только на лекционном материале — на занятиях ставятся проблемные вопросы, и по курсу ученикам очень много приходится читать самим и выступать перед такими же, как они, слушателями. Средний возраст обучаемых – 64 года. В прошлом году в группе было 14 человек, в этом году уже 17. Мы не делаем рекламы, люди друг от друга узнают и приходят. Мы надеемся, что с каждым годом число слушателей будет расти.

Игорь Агеенко: Мария, а кто читает лекции, как долго они длятся, платные или бесплатные занятия?

Мария Абрамова: Посещать занятия могут все желающие от 45 лет и старше — по согласованию с руководителем курсов. Аудиторию набираем вне зависимости от того, православный ли человек, обладает ли он хоть какими-то познаниями о Церкви – это неважно, главное личное желание.

Игорь Агеенко: Это только в Благовещенске есть такие курсы?

Мария Абрамова: Пока мы единственные не только в области, но и по всей России, мы первые, кто начал заниматься просвещением пенсионеров в области православия. Это бесплатный курс. Она рассчитан примерно на год. Сейчас мы занимаемся раз в неделю по средам, занятие длится около часа.

Игорь Агеенко: Часто спорите? Происходит ли какое-то столкновение интересов, мол, вы так говорите. А мы в школе учили иначе?

Мария Абрамова: Споров никогда не возникало, наоборот, слушатели с интересом воспринимают материал, им интересно слушать молодежь. Хотя в области веры, о Церкви всегда бабушки учили младшее поколение, но у нас происходит наоборот. Занятия проходят в форме дружественной беседы.

Игорь Агеенко: Готовясь к интервью, узнал, что это все идет уже второй год. Как я понимаю, первая группа, те самые 14 человек, уже закончили курсы. Вы следите за ними, как основы православной культуры повлияли на их жизнь?

Сергей Утенбергенов: Думаю, что то, что они вынесли с этого курса, сказывается где-то на личностном уровне, может быть, на уровне семьи. Специально мы за слушателями не следим, но для меня критерием того, что эти курсы нужны, является то, что никто из тех, кто на них приходил, не высказались против, не сказали, что это было плохо. Сегодняшняя группа тоже с интересом осваивает курс, читает. Действительно, обычно старшие учат молодых. А у нас наоборот, причем у нас и компьютерной грамотности учат пенсионеров студенты.

Игорь Агеенко: Но ведь вера и ИТ-технологии – это не одно и то же?

Сергей Утенбергенов: Конечно, нет, но так вышло, что мы, будучи молодыми, не могли это изучать ни в школах, ни в вузах, а сегодня такая возможность появилась, и так вышло, что те, кто более подготовлен, в данном случае – молодые наши преподаватели, с радостью передают свои знания. А пенсионеры так же с радостью их принимают, и получается хороший контакт поколений. У нас в программе не только лекции, но и экскурсии — слушатели посещают и храмы и монастыри.

Мария Абрамова: В форме экскурсий у нас прошло несколько занятий. Мы посещали кафедральный собор, рассматривали там устройство храма, обговаривали правила поведения в храме. Мне пенсионеры задавали вопросы, как поставить свечу, как помолиться, как приложиться к иконе, чувствовалось, что им это интересно. Для кого-то это вообще было первое посещение церкви – многих останавливало именно то, что они не знали, как вести себя в храме. Думаю, что на посещении курсов для таких людей все не заканчивается. Иногда вижу наших студентов на богослужениях, кто-то из них приводил внуков креститься.

Игорь Агеенко: Есть ли какая-то психологическая помощь тем, кто страдает от депрессии? Многие на пенсии чувствуют себя некомфортно — времени много, девать его некуда, есть опыт, но он никому не нужен…

Сергей Утенбергенов: Один из членов нашей ассоциации – практикующий психолог. Тем, кто к нам приходит, мы о нем говорим, и я знаю, что если кто-то придет с проблемой, наши преподаватели не оставят это без внимания — поддержат, помогут. Да и на самом занятии очень душевная обстановка, люди начинают знакомиться друг с другом. В прошлом году даже были ситуации, когда человек говорил: «Это проблема моей семьи, моих детей», и прямо на занятии проходило обсуждение.

В православных семьях принято, чтобы ребенок с детских лет входил в эту культуру, а если в семье этого нет, если с утра до вечера звучит только МузТВ, ребенок никогда не задумывается об этом. Только с возрастом, люди осознают, что жизнь не вечная. И если на Руси более 1000 лет существует православие и продолжает существовать, значит, в этом учении есть что-то такое важное, что столько поколений, опираясь на этот внутренний стержень веры, выживали в труднейших исторических ситуациях. Люди старшего возраста хотели бы войти в веру, но не знают, как это сделать. Некоторые у нас говорили: «Мне стало интересно, ведь мои предки были верующими, а мы ушли от этого».

Игорь Агеенко: Тезисно расскажите, какие темы изучаются на этих курсах:

Сергей Утенбергенов: На весь курс отводится 54 часа. Несколько лекций, потом практические занятия, семинары. Выдаются и задания для самостоятельной работы.

Мария Абрамова: За основу мы взяли школьный учебник по ОПК. Темы такие: христианское представление о Боге, смысл христианского вероучения, кто такой человек в православном понимании. Рассматриваем вопросы о монашестве, говорим о том, кто такие святые, но и, повторюсь, обсуждаем элементарные вопросы, типа: «как поставить свечу».

Игорь Агеенко: Как умудряетесь уговорить пенсионеров делать домашние задания, да и что это за задания?

Мария Абрамова: Домашнее задание мы даем выполнять по желанию. То есть не требуем, как в школе, но выполнять их все-таки нужно – ради пользы самих слушателей, чтобы они узнали нужную для них информацию. У нас сложилась такая традиция, что если происходит какой-то православный праздник, или день памяти святого, я предлагаю желающим подготовить выступление на данную тему.

Игорь Агеенко: А бывает такое, что люди задают вопрос «А как это в других религиях?»

Мария Абрамова: Часто задают вопросы о том, чем православие отличается от католичества, и как относиться к сектам.

Сергей Утенбергенов: На первом занятии мы обычно рассказываем, что будет изучаться, какую литературу можно использовать. Еще один важный момент: университеты для людей третьего возраста могут быть разные — и государственные, и частные, и общественные как наш, но все они в принципе отличаются от других учебных заведений, в которые люди приходят освоить какую-либо профессию. Здесь мы ждем тех, кто придет и сам изъявит желание учиться.

Так получилось и с этими курсами. Прежде чем я пошел к епископу с прошением, ко мне обращались люди, которые хотели изучать этот предмет, потому что он появился в школах. Предварительно мы вышли на кафедру религиоведения АмГУ, где нам провели пять небольших обзорных занятий. И когда я шел за благословением архиерея, я точно знал, что есть группа людей, которая будет ходить на эти курсы. Не было бы такой потребности – мы бы не стали набирать слушателей. Толчком послужило как раз то, что у людей появилась потребность познакомиться с православной культурой.

Игорь Агеенко: Спасибо, я напомню, что сегодня мы говорили о курсах, которые открылись при Общественном университете пожилого человека, где взрослые люди могут изучать основы православия. У нас в гостях были председатель Ассоциации пожилых людей г. Благовещенска Сергей Утенбергенов и Мария Абрамова, методист отдела религиозного образования и катехизации Благовещенской епархии.