03.02.2015
Православие Приамурья: Молодежный киноклуб и приходские консультанты (+ТЕКСТ)
В новом выпуске – беседа с правящим архиереем Благовещенской епархии о новых формах работы с верующими: киноклубе при духовно-просветительском центре святителя Иннокентия Московского и приходском консультировании в Благовещенском кафедральном соборе. Ведущий – Игорь Агеенко.
— Раз уж сейчас Россия гремит на весь мир своими кинозаслугами, давайте сначала поговорим о кино. Что такое киноклуб, как вы его решили организовать и зачем — ведь сейчас у всех есть интернет и кино может каждый посмотреть дома?
Епископ Лукиан: Это действительно так, сегодня есть море технических возможностей, но одной из задач Русской Православной Церкви является просвещение. Для православных верующих, вообще для христиан, фильмы – это тот образный материал, который обогащает человека духовно, нравственно. И когда посмотришь хороший фильм, особенно нравственной направленности, не хочется замыкать полученное от него в себе, тем более, что твое личное восприятие не гарантирует правильное понимание того, что пытается донести режиссер до публики.
На просмотрах фильмов в нашем киноклубе при центре святителя Иннокентия, который открылся недавно, у людей есть возможность пообщаться друг с другом и со специалистами просветительского центра, преподавателями, учеными людьми, богословами, на определенные темы — например, те, которые затрагиваются в фильме.
— А какие это фильмы, религиозные?
Епископ Лукиан: Разные. Мы показываем разнообразные фильмы, в том числе и документальные. Меняется тематика, меняются идеи, которые хотелось бы донести до людей посредством показанного фильма. Это не только российское, это может быть и голливудское кино.
Недавно мы смотрели потрясающий фильм Джузеппе Москатти «Исцеляющая любовь». Как ни странно, его не видели не только светские, но даже и верующие люди. Это история жизни итальянского врача начала прошлого века, который был причислен к лику святых. В фильме рассказывается о о судьбе двух врачей, об их отношении к Богу, к людям, к профессии. Один из героев — обычный человек, с помощью друга он приходит к вере. Другой стал святым, поскольку он и помимо медицинской практики был человеком жертвенным и проявлял много любви и доброты к несчастным бедным людям. Очень интересный фильм.
Смотрим мы и комедии — есть среди них и христианские ленты, тот же итальянский сериал «Дон Камилло». Его в свое время сняли ватиканские режиссеры. В нем рассказывает не только о жизни священника католической церкви, но и вообще о времени прихода коммунизма в Италию. Одна из серий называется «Дон Камилло в Советском Союзе». Представляете, как интересно посмотреть, как итальянцы-католики, особенно послевоенного времени, представляли себе СССР и Москву?
Так что фильмы очень разные. В основном, это документальные фильмы на нравственные проблемы, о вреде алкоголизма, курения, о сектах, которых сегодня очень много. Такая наглядная информация помогает людям увидеть, что происходит, и даже не с чисто православных позиций, потому что в этом как-то заинтересована Церковь. Это научные документальные фильмы, которые часто показывают по телевидению, но не все могут их посмотреть, не все находят на это время.
После просмотра подобных фильмов у людей, конечно, возникают вопросы. И тут же в нашем клубе у них есть возможность пообщаться с сектоведом, например. Это значимо и нужно, и это востребовано. Поэтому мы и устроили киноклуб.
— Сами туда ходите?
Епископ Лукиан: Обязательно. Я сам первый смотрел эти фильмы, и мне интересно, что будут показывать другим. К тому же, мне нравится смотреть фильмы на большом экране. Так что смотрю вместе со всеми.
— Еще вопрос, касающийся больше не веры, а культуры. Традиция хождения в современное кино – это какие-либо напитки и привитый американцами поп корн. А как смотрят кино православные?
Епископ Лукиан: Православным некогда жевать во время фильма, но после просмотра мы организовываем чаепитие, то есть когда идет обсуждение, дискуссия, тогда есть возможность попить чаю. Это нормально и естественно для наших центров.
— Говоря о дискуссиях, бывают ли, говоря современным языком, серьезные «зарубы», когда есть сторона А и сторона Б не сходятся во мнениях, относительно главной мысли фильма или морали?
Епископ Лукиан: Конечно, это нормально, это есть. Например, когда мы показываем художественные фильмы, снятые итальянцами. католиками, некоторые говорят: «Почему вы нам показываете католические фильмы?» Хотя то, что кто-то носит итальянскую обувь или костюмчик и то, что мы едим заграничные продукты, никого не возмущает.
Мы отовсюду берем все самое хорошее, красивое, нужное, полезное — в том числе и в кино. Меня первое время поражало то, что православные Дальнего Востока, Амурской области в частности, были как-то зажаты, имели узкие рамки представлений о православии – только то, что было в их собственном приходе, только то, что они успели прочитать и узнать. А то, что раньше не доходило до их сознания и сердца, они не видели, даже наоборот — это категорически воинственно отрицалось. Почему? Чтобы любить свое, дорожить своим, видеть свою культуру, православную, русскую, правильно, надо обязательно видеть примеры другой культуры — ведь многое познается в сравнении, как говорят.
Поэтому мы за то, чтобы наши православные верующие были объективными людьми, духовно и культурно просвещенными, чтобы они понимали и видели разницу не только в производстве кинофильмов, но и обязательно соприкасались с культурой других стран, других вероисповеданий, других христианских — и в этом сравнении лучше видели и больше ценили свое. Это же, например, сделал великий князь Владимир, когда отправил послов в Константинополь. Они увидели разные веры, сравнили их и выбрали самую лучшую, красивую и нужную для славян. Он тоже путем сравнения взял лучшее, красивое, нужное для славян. То же самое и сегодня. Мы живем в непростое время. И когда рядом с нами развиваются церкви, исторические церкви, даже те же религиозные организации, которых сегодня много появилось, нам надо их видеть. Я, как правящий архиерей нашей епархии, выступаю за то, чтобы православные нашего края были объективными, чтобы они видели и знали больше, не потому, что мы им говорим, мол, вон там хорошо, а тут плохо, но чтобы люди обязательно видели и знали других и любили и дорожили своим.
— Говоря о кино, есть для меня два очень знаковых христианских фильма — польский «Камо грядеши», общепризнанная классика, фильм Мела Гибсона «Страсти Христовы». Для меня это и разные, и очень хорошие фильмы одновременно, по набору своих характеристик и правдивости. Считаете ли вы их достойными просмотра, просматриваете ли вы их, и, мне интересно, были ли у вас дискуссии по поводу «Страстей Христовых», если был просмотр этого фильма…
Епископ Лукиан: У нас просмотр этого фильма предполагается Великим постом, накануне Пасхи, когда все православные христиане будут вспоминать страдания Спасителя — фильм такого порядка будет, что называется, «в тему». Я считаю, что это кино потрясающе передает действительность, особенно в изображении не Божественной сущности, а именно человеческой природы Христа. Знаю, что критиков у фильма было много, но христианам этот фильм пришелся по душе и произвел на них неизгладимое впечатление.
— Говоря о другом современном кино, недавно появился фильм Звягинцева «Левиафан», который отражает нынешнюю ситуацию в России — а, может, как говорит сам режиссер, и не отражает. Вы его видели?
Епископ Лукиан: Я видел только анонс и, если честно, воздержался от просмотра этого фильма — понял, что в нем нет места Богу. Судить о нем не берусь, потому что видел лишь какие-то моменты, скажу только, что в наше время появляется много фильмов, где проводится линия режиссера, пропагандируются его взгляды и идеи. Да, они могут быть интересны, могут вызывать споры, обсуждения, разные отношения к этому кино. И для всех верующих и неверующих людей существует такое искушение – мы можем как бы утонуть в море этой фантастической, надуманной информации. Это отчасти похоже на зависимость от интернета — постепенно погружаясь в эту информационную массу, стихию, человек становится больным, а потом с трудом собирает себя. Тот же эффект, к сожалению, производит сегодня наше кино, особенно отечественное. Все мы видим, что происходит в мире, видим и знаем проблемы экономического, политического, духовного порядка. И оттого желательно, чтобы было больше патриотических фильмов — таких, которые приносят людям особые переживания, вдохновляют их на героизм, на добрые дела, на верность Отечеству. В этом, мне кажется, сегодня нуждается наш зритель — все хотят особых сильных, светлых впечатлений. Да, «громкие» фильмы вроде «Левиафана» многое вносят и приносят. Но если все заполонить подобными фильмами, которые не отвечают государственной идее, нашей отечественной культуре, все равно выходит слабо, неинтересно. Мне, например, не интересно их смотреть.
— Говоря о приходском консультировании, является ли это какой-то психологической помощью и как это вдруг появилось в приходах?
Епископ Лукиан: Это вызвано просто необходимостью, которая возникает в приходах Благовещенской епархии. Православные консультанты – это, в основном, молодежь, которая учится в нашем просветительском центре на богословских курсах. Это члены молодежного братства Александра Невского, молодые люди с образованием, которые оказывают помощь приходским священникам в несении их пасторского служения. Священник часто бывает занят. Один или два священника на приход – этого очень мало, а запросы у людей очень большие. Особенно в праздники, когда приходит много народу, священнику просто физически не разорваться, чтобы встретить всех — в этом случае его и выручают православные консультанты. Молодые люди отвечают на вопросы, помогают людям, которые плохо ориентируются в православном храме, к примеру, пришли туда в первый раз. В других епархиях это давно практикуется, а для нашей епархии это ново. Всего около года назад мы начали внедрять такую форму работы.
— То есть получается – это некая служба, как в банках, когда приходишь, и красивая нарядная девочка спросит, вам куда, вот вам талончик…
Епископ Лукиан: Да, это чем-то похоже, краткий ликбез: что купить, как поставить, куда пойти, к какой иконе, что можно, что нельзя.
— Насколько часто обращается народ, какие самые частые вопросы?
Епископ Лукиан: Из того, что я знаю, народ в первую очередь доволен тем, что им уделяют внимание, которого многие лишены не только в храме. А тут приходишь в храм, с тобой пообщаются — особенно это важно, если у человека какие-то душевные переживания. Встречает тебя молодой человек — это вдвойне приятно, потому что молодой парень или девушка всегда производит хорошее впечатление, особенно на людей возраста, которым нравится, когда с ними возятся молодые люди.
Вопросы бывают разные: это вопросы о Боге, это вопросы чисто бытовые – куда пройти, как выйти. Но ответы на них — большое подспорье священнику, а самое главное – это интересно нашей молодежи, которая, выполняя такое церковное послушание, получает опыт общения с людьми. Из него они тоже берут что-то нужное и полезное для них, потому что в храм приходят очень разные люди. У нас в кафедральном соборе, например, есть штатный человек со знанием китайского языка, это молодая девушка, которая встречает китайские делегации, отвечает на их вопросы и проводит экскурсии по православному храму. Это происходит на хорошем профессиональном уровне, и я считаю, что это здорово и необходимо, в этом есть спрос.
— Вы говорите, что часто приходят пожилые люди и спрашивают совета у молодых… но ведь, во-первых, у молодого человека нет такого опыта как у пожилого. А во-вторых, молодой человек, в силу того, что еще сам не все знает, может сказать что-то не то… не будет ли потом негативного отношения к консультантам в целом?
Епископ Лукиан: Думаю, что человек возраста ошибочные или неправильные предложения не примет. А негативного отношения не будет только потому, что сегодня люди возраста уже прекрасно видят на своем личном опыте, что порой даже маленькие дети знают больше чем они. Молодежь пропадает за компьютером, забирается в интернет, читает, черпает информацию из этой всемирной копилки. Старики этого не делают, а получить эту же информацию в советское время, когда она была недоступна, они не могли и не успели. Но то, что эта информация передается молодым человеком, производит на людей возраста хорошее впечатление — не потому, что молодой учит старика, а потому, что их радует, что он молодой и умный, что знает, умеет и понимает в некоторых вещах больше, чем они. На фоне многих тунеядцев и ленивцев, которые не то, что в интернет не заглядывают, а просто живут неинтересно и скучно, наша молодежь действительно выделяется в лучшую сторону.
— Имеют ли право такие консультанты оказывать психологическую помощь?
Епископ Лукиан: В меру своих возможностей и знаний.
— Для этого же необходимо обладать специальными знаниями, вдруг он скажет что-то не то, что подтолкнет человека к необдуманным поступкам?
Епископ Лукиан: Наши консультанты имеют достаточный церковный опыт. Естественно, они будут исходить из этого опыта. Если они чего-то не знают, или есть необходимость в помощи именно священника, они также позовут священника, чтобы батюшка пообщался с человеком.
— Сколько вообще необходимо учиться, чтобы стать консультантом, сдают ли они экзамен?
Епископ Лукиан: Особого экзамена нет, но все они учатся на богословских курсах, а идут консультировать только после собеседования с правящим архиереем и специалистами богословских курсов.
— Спасибо, владыка. Напомню, что сегодня мы говорили о культуре и просвещении в православном киноклубе, а также о консультантах, которых вы можете встретить в храмах Благовещенской епархии. До свидания.