12.07.2013
Православие Приамурья: Как правильно поститься? (+ТЕКСТ)
В первом выпуске новой программы о жизни православных Приамурья гость студии, епископ Благовещенский и Тындинский Лукиан, ответил на вопросы ведущего о том, как правильно поститься и зачем совершаются крестные ходы.
О посте
— Петров пост (по-другому он называется Апостольский пост) – одно из установлений раннехристианской Церкви. Мы соблюдаем этот пост в подражании первоверховным апостолам Петру и Павлу и в память о них.
Пост и диета – конечно, разные вещи. Пост – это духовное упражнение человека, которое заключается в воздержании, в ужесточении внутренней дисциплины, понуждении себя на добрые дела, на самосовершенствование. А диета – это когда мы просто что-то едим или не едим в течение какого-то периода времени.
Во время поста человек не просто воздерживается от пищи – он говеет, готовится, очищает свою душу и сердце с помощью Таинства Покаяния к Причащению Тела и Крови Христа. Единственная цель поста, таким образом – духовное очищение.
На Востоке, в жарких странах, пост еще и санитарная мера. Он побуждает людей отказываться от пищи, которая быстро портиться, что предотвращает возникновение эпидемий кишечных заболеваний. В этом плане пост – это напоминание о том, что человек должен быть чистым, красивым, умеренным, дисциплинированным не только душой, но и телом. Об этом Церковь заботится тоже: люди, которые объедаются, не способны жить нормально.
В посте не должно быть крайностей. Не нужно замыкаться в себе, прятаться, никуда не ходить. Но пост не должен отрицательно сказываться на работе, на выполнении служебных обязанностей. Пост – это не самоцель, это всего лишь средство — как молитва, как добрые дела, средство которое помогает человеку себя внутренне организовать, стать более порядочным по отношению к окружающему миру.
О крестном ходе в день памяти Царственных страстотерпцев
— 17 июля в кафедральном соборе Благовещенска состоится праздничная Божественная литургия в память святых мучеников, убиенного последнего императора и его семьи.
Но поскольку в этом году также отмечается 400-летие дома Романовых, с которыми мы имеем прямую историческую связь, этот праздник будет не только церковным, но и гражданским. В память о доме Романовых пройдет несколько общественных мероприятий.
Мы возложим цветы к памятнику графу Муравьеву-Амурскому и святителю Иннокентию, пройдем крестным ходом к Триумфальной арке, которая была построена в честь приезда в Благовещенск цесаревича Николая, а затем будем молиться на историческом месте, где стоял первый кафедральный собор города. Там до сих пор находятся могилы двух святителей, епископов Павла (Попова) и Макария (Дарского), каждый из которых большую часть своей жизни отдал служению Благовещенской епархии. Их тоже нужно помянуть добрым словом молитвы.
Самое главное в этот день – вспомнить прошлое, без которого мы никогда не построим нашего будущего.
В заключение беседы владыка Лукиан ответил на несколько личных вопросов.
— Сколько часов в день Вы работаете?
— Много. Больше половины суток. Хотя это очень личный вопрос!
— Были ли Вы в Иерусалиме или других святых местах?
— Я объездил всю Западную Европу. Очень люблю Италию, Рим – потрясающий город, его называют вечным, он стоит на мощах мучеников. Именно из Италии я привез очень много святынь для русских – в Санкт-Петербургскую и в нашу Благовещенскую епархию. Поэтому да, я посещал святые места, но, если так можно сказать, с пользой, ездил туда, где можно что-то взять для нас. А просто так путешествовать, восхищаться красивыми зданиями, иконами, музеями мне некогда – я более практичный человек, считаю, что время очень быстро проходит, и надо спешить как можно больше сделать.
— Каков среднестатистический портрет прихожанина амурской Православной Церкви?
— Все наши амурчане находятся в поиске – поиске каких-то стандартов, которых пока нет. Православие на Амуре начало возрождаться совсем недавно, в девяностые годы, поэтому многие люди до сих пор не имеют опыта, достаточных знаний, но все интересуются и стремятся знать больше. Для нас сегодня очень важно дать правильную, нужную информацию, сориентировать их. Тем более, что сейчас в Церковь пришло очень много молодых людей. Наша задача – современно и доступно ответить на все вопросы этой православной молодежи.