Православие Приамурья: Есть ли будущее у православной литературы? (+ТЕКСТ) - Благовещенская епархия

Православие Приамурья: Есть ли будущее у православной литературы? (+ТЕКСТ)

В выпуске программы – беседа с митрополитом Калужским и Боровским Климентом, председателем Издательского Совета Русской Православной Церкви, о межрегиональной православной книжной выставки-форуме “Радость Слова”, которая открылась в Благовещенске накануне Дня славянской письменности и культуры. Ведущая – Ольга Пасенкова.

Ведущая: Накануне Дня славянской письменности и культуры в Благовещенске открылась и работает межрегиональная православная книжная выставка-ярмарка «Радость Слова» На этом форуме амурчане могут не только познакомиться с книгами ведущих православных издательств, но и поучаствовать в различных духовно просветительских мероприятиях. Об этом сегодня поговорим с председателем Издательского совета Русской Православной Церкви митрополитом Калужским и Боровским Климентом. Владыка, здравствуйте! Раз выставка межрегиональная, расскажите, в каких городах вы уже побывали и почему сегодня Благовещенск?

Митрополит Климент:  Добрый день. Выставку мы начали проводить пять лет назад. Начали с Калуги, потом продолжили в областях, которые рядом с Москвой, потому что нужно было нам решить много организационных вопросов. Постепенно расширили количество регионов, два года назад перешагнули Урал — проводили выставку в Тюмени, в Екатеринбурге, в Поволжье. В этом году мы так же побываем в Челябинске.

Ведущая: То есть раньше охватывали Центральную часть России, а со временем расширили географию?

Митрополит Климент:  Да, теперь проводим за Уралом и на Дальнем Востоке. На Дальнем Востоке мы впервые в этом году. В марте были в Хабаровске, и вот сегодня проходит выставка в Благовещенске.

Ведущая: Вы говорите, что проект существует уже пять лет. Как зародилась эта мысль? Причина — потребность в духовной литературе?

Митрополит Климент: Дело в том, что нам Святейший Патриарх поставил задачу, чтобы книга могла быть доступна каждому россиянину. Книжные центры – это Москва и Петербург, те, кто распространяет православные книги, обеспечивают, в основном, эти города и те, которые рядом. До Дальнего Востока и расстояние большое, и доставлять тяжело. Логистика доставки православной литературы сейчас не выстроена. Многое зависит от епархиальных архиереев. Я посетил благовещенские храмы, увидел, что в них есть литература, владыка и настоятели заботятся об этом. Люди с интересом приходят на нашу выставку, интересуются привезенной литературой. Поэтому мы поставили задачу вывозить новые книги — а у нас в основном книги новые и такие, которые пользуются спросом в регионах, но не доходят сюда. Ведь у некоторых книг и тираж небольшой, и их трудно распределить по всей Церкви, ведь у нас не только Россия, но и Белоруссия, Украина, Казахстан, Средняя Азия и дальнее зарубежье есть.

Ведущая: Можно ли в розничной сети купить православную литературу?

Митрополит Климент: Не всю. Дело в том, что есть такая проблема взаимоотношения церковных книгоиздателей и светской книжной торговли. Светская книжная торговля как-то закрыта для церковных книгоиздателей.

Ведущая: Проблема с «не берут», покупатель не идет на духовную литературу?

Митрополит Климент: Нет, там своя система работает. Есть, к примеру, издательства, такие, как «ЭКСМО», «Дар» и другие. Они печатают и светскую литературу, и художественные, исторические произведения, и церковную издают литературу, и житийную, и катехизическую. Их книгу можно купить в книжном магазине — это зависит от того ассортимента, который эти магазины берут на реализацию. А вот тем издательствам, которые выпускают только церковную литературу не просто выйти на светский рынок. Там действуют какие-то свои законы.

Ведущая: Хорошо, но вот сейчас вы этот пробел восполняете…

Митрополит Климент:  Мы не пробел восполняем, мы знакомим регионы с новой литературой. Мы в Благовещенск привезли почти что тысячу наименований книг.

Ведущая: Сколько тонн груз?

Митрополит Климент:  Это три с лишним тонны груза. Сложно доставлять в каждый регион, но сразу скажу, что дает вот эта книжная вставка-ярмарка. Мы привозим вот эту тысячу наименований. Ни один приход не сможет закупить тысячу книг и выставить у себя. Это дорого, это требует места, они не знают, какая книга будет пользоваться спросом. А здесь все представлено, люди могут выбрать, а что останется, издатели забирают.

Ведущая: А что привезли уникального, что до нас не доходит?

Митрополит Климент: Привезли много художественной литературы с православным содержанием — обычные, рассказы, где показан нравственный идеал.

Ведущая: Это современные писатели?

Митрополит Климент: Современные авторы, лауреаты Патриаршей литературной премии. И церковные, и светские писатели.

Ведущая: Вот сейчас бытует такое мнение, что молодежь да и взрослое поколение стали все меньше читать именно книги. Читают интернет, гаджеты — но это другая литература.

Митрополит Климент: Я согласен, есть такая тенденция, и Россия потеряла статус самой читающей страны. Теперь она где-то на четвертом месте. Люди переходят  на электронные носители, но по себе могу сказать такую вещь. Первое: молиться по электронной книге невозможно, одно дело держать планшет и читать молитву и совсем другое взять молитвослов, совершенно другое внутреннее ощущение. Сейчас большой процент населения в силу служебных обязанностей работает с компьютером, смотрят люди целый день на монитор, потом пришел домой — и опять смотри на этот монитор. Глаза устают, вредно это.

Поэтому люди покупают и читают печатную книгу. И я могу сказать – духовная литература расходится. Не всякий человек придет в храм, чтобы купить книжку. Если идет, он чаще всего идет свечку поставить, помолиться о здравии, или упокоении, покрестить ребенка, а не за книгами. А на выставке у человека возможность есть, зайти в специальное место, в зал, где продается литература. И он идет выбрать и купить себе книгу. Еще есть часть людей, которые стесняются зайти в храм. Сюда прийти легче, это как обычная выставка. Но я советую вообще, имея жизненный опыт – книгу бумажную выпускать из рук не следует. И читать нужно всей семьей. Не только детей заставлять, но и родители должны читать.

Ведущая: Как не потеряться в этом многообразии? Как найти то, что по душе?

Митрополит Климент:  На выставке есть дежурный священник и специалисты, которые всегда подскажут, кроме того, мы привезли святыню – икону с частицей мощей князя Владимира, к которой можно приложиться.

Ведущая: Вместе с выставкой путешествуют по стране и православные писатели.

Митрополит Климент: Да, проходят встречи, есть расписание всех мероприятий. Обычно это нужно и писателям, и читателям. Писатели могут узнать от читателя что-то интересное, писателю интересно, что народу надо, что народ чувствует — да и издателям тоже. Ведь сейчас много книг пишется и издается по заказу. Издательство заказывает, и писатель пишет.

Ведущая: Писатели, которые приехали, являются лауреатами Патриаршей премии, что это за премия, за что она вручается?

Митрополит Климент: В этом году этой премии исполняется  пять лет с того дня, как ее впервые вручили. Когда Святейшего Патриарха Кирилла избрали на патриаршество, он поручил мне возглавить это направление, Издательский совет, мы с ним обсуждали такую проблему. Хороший писатель, например, такой как Крупин, как Распутин, Царствие ему Небесное, не может реализовать свою литературу на светском рынке. Они издаются меньшим тиражом, чем популярные авторы, но они никогда не пойдут на компромиссы со своей совестью, не будут культивировать через свои произведения грех, насилие, Они пишут о добре, правильной семейной жизни, о правильных семейных отношениях,

Тогда Патриарх сказал, что надо поддерживать таких писателей. И тогда мы разработали программу, чтобы учредить Патриаршую литературную премию писателям, не за какое-то отдельное произведение, не за книгу, а за вклад в развитие русской литературы. В этом году будет церемония вручения Патриаршей литературной премии 28 мая, собираются все члены палаты попечителей в зал Церковных Соборов в Храме Христа Спасителя. Будет голосование, прямо там идет подсчет голосов и там объявляют результаты.

Ведущая: Конкуренция есть?

Митрополит Климент:  Конечно, есть и достаточно жесткая.

Ведущая: А что, кроме звания лауреата, приносит человеку эта премия? Есть материальное поощрение?

Митрополит Климент: Конечно, есть и материальное поощрение, но сама церемония и само получение премии из рук Святейшего Патриарха, который считается одним из главных нравственных авторитетов в стране для писателей важнее. В этом году номинируются Юрий Бондарев и Сегень — у него много произведений, в том числе фильм и роман «Поп», который имел большой успех.

Ведущая: Владыка, вернемся к выставке. Она проходит в Год литературы, и в год 1000-летнего юбилея князя Владимира, Как-то на выставке это событие отражено?.

Митрополит Климент:  Конечно. Во-первых, мы привезли икону с частицей мощей князя Владимира а во-вторых, в этом году у нас все мероприятия проходят под знаком 100-летнего юбилея кончины князя Владимира, русской культуры, русской литературы, ну и дня Победы, 70-летнего ее юбилея. У нас есть специальная экспозиция с произведениями, которые посвящены Победе.

Ведущая: И все равно с православным содержанием?

Митрополит Климент:  Да. К примеру недавно была выпущена книга «Непобедимые», где главный герой — православный священник. Было такое людиновское подполье. Мы знаем, молодую гвардию, так вот людиновское подполье по заслугам ничуть не меньше чем молодая гвардия. Людиново – это узловой город, и там был центр обеспечения немцами всего Восточного фронта. Православный священник, который перед этим был репрессирован, вернулся из лагеря, начал служить, и когда наша армия отступала, сформировался партизанский отряд, руководители обратились к нему, отец Викторин, как ты? Он ответил, что будет им помогать, а возглавили партизанское движение районные власти.

Что сделал священник? Он устроил свою дочь на работу в штаб коменданта. Его супруга очень сблизилась со священником и попросила мужа взять дочь батюшки в референты, поскольку девушка знала немецкий язык, хотя только окончила 10 классов, совсем юная девочка. Отец Викторин ничего ей не говорил, а просто слушал, что рассказывала девочка за чаем по вечерам, а батюшка запоминал нужные моменты и предупреждал партизан. Так спасли несколько тысяч человек, которых хотели вывезти в Германию, не пропустили несколько эшелонов с танками, а описываемые события – период Курской дуги. Вот этот человек и его подвиг легли в основу сюжета этого романа.

Но есть и другие интересные вещи, о роли Церкви в те года, которые человек может узнать. В советское время про это молчали. Единственное, что люди знали – про танковую колонну Дмитрия Донского и эскадрилью Александра Невского, больше ничего не знали, только что Церковь помогла собрать деньги, на которые выпустили  танковую колонну и на эскадрилью самолетов. Могу сказать, что это тема, которую писателям нужно изучать и исследовать, потому что Церковь очень много сделала в годы Великой Отечественной войны.

Ведущая: И, наверное, не так много произведений на эту тему?

Митрополит Климент:  Их почти нет. Я еще занимаюсь Аляской, но в 50-е,60-е, 70-е, и даже 80-е года вся литература, которая выходила по Аляске, проходила рецензирование. Даже, к примеру, корабль с названием «Святой Константин», в книгах становился просто «Константином».  И святитель Иннокентий, который был в Благовещенске первым епископом, везде назывался «Вениаминов» — не указывали его сан и положение в Церкви.

Ведущая: Да, цензура была жесткая, а скажите, сейчас есть цензура в православной литературе?

Митрополит Климент: Как таковой цензуры нету, но есть коллегия, которая проверяет, соответствует ли эта литература православным нормам.

Ведущая: Но это ли не цензура?

Митрополит Климент: Это не цензура, мы проверяем книги на соответствие православным нормам, если соответствует, не искажает веру – пожалуйста, распространяйте в наших храмах. А в книжных магазинах реализуют всё. Мы проверяем,  что можно распространять именно в нашей книжной системе. Мы распространяем не только произведения лауреатов Патриаршей литературной премии, но и взаимодействуем с самими писателями, просим их, чтобы они написали…

Ведущая: Как-то стимулируете?

Митрополит Климент: Да, стимулируем, но самое главное, что мы ищем темы и с авторами ведем разговор, что нужно написать. Мы изучаем спрос, потребности, настроения, какую книгу нужно дать современному православному читателю. Наша позиция – книга должна в человеке развивать любовь к доброму, прекрасному, должна помогать прийти к вере — это ведь православная литература -, помочь ему найти ответы на возникающие вопросы — а их много, мы анализируем и блоги, где эти вопросы задают и обсуждают. Есть много таких людей, которые берутся отвечать в Интернете на вопросы духовной жизни, хотя сами в них не компетентны. Мы просим, чтобы писатели могли дать правильные ответы — если это не богословские вопросы. Их мы издаем и помещаем эти ответы на сайте. У нас есть такой конкурс – «Просвещение через книгу». Мы даем писателям и издательствам премии, но здесь нет денежного содержания нету, а только дипломы за лучшие книги. Кроме того, в этом году у нас прошел первый детско-юношеский конкурс «Лето Господне» имени Ивана Шмелева. Мы задали ряд тем, чтобы дети сами начали заниматься литературным творчеством. Это литературное сочинение, либо повесть, либо эссе, либо стихотворение. Ребенка тоже надо поддержать. Он получил какое-то задание — не просто выучи уроки, а напиши литературное произведение, выиграй что-то. И к нам поступило, даже сверх ожидания, более 1300 литературных произведений из 60 с лишним регионов России.

Ведущая:  То есть, таким образом растите молодых писателей?

Митрополит Климент: Чтобы молодежи дать задуматься над смыслом жизни. И очень многие дети писали именно о том, как они понимают жизнь, как они понимают веру, о своем приходе в храм… Но это в литературной форме. И кроме того, мы побуждаем ребенка, чтобы он взял книгу и изучил. У нас даже была категория «Анализ  творчества современных писателей» — именно духовно-нравственный анализ, литературная критика.  В Москву приехало 35 финалистов. Я сам читал, и так увлекся, что один день читал до 3-х ночи их произведения, написанные хорошим, красивым, ярким языком, и что меня удивило и затянуло – они по-другому оценивают ситуации.

Ведущая: По-другому, но правильно?

Митрополит Климент: Правильно. И я, взрослый, не задумывался об этом, а ребенок замечает и записывает это.

Ведущая: То есть, у православной литературы есть будущее?

Митрополит Климент: Есть будущее, и я бы сказал, очень хорошие, перспективные молодые люди.  Единственное, что нужно – чтобы они не оставляли творчество и занимались  дальше. У них еще недостаточно глубины мышления, но это приходит со временем. С приобретением жизненного опыта они смогут хорошо анализировать жизнь человека, различные ситуации, и это рассказывать. И будут и Достоевские у нас, и Пушкины. Выставка продлится до 24 мая, до Дня славянской культуры и письменности. А главное пожелание благовещенцам и жителям Приамурья – полюбите чтение, полюбите Евангелие, это книга книг, в ней мы найдем ответы на все вопросы жизни.  У человека всегда возникают вопросы. Я скажу по себе. Я читаю каждый день Евангелие, и даже читая какой-то отрывок в сотый раз, я нахожу что-то новое в словах Христа, что-то нужное мне именно сегодня. И так каждый человек найдет полезное именно для себя.

Ведущая: Спасибо, владыка, а я напомню, что в Благовещенске впервые проходит выставка-ярмарка православной  литературы «Радость слова», и об этом мы говорили с председателем Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополитом Калужским и Боровским Климентом. Спасибо.

ВСЕ ВЫПУСКИ