Православие Приамурья: Церковь и семейные ценности (+ТЕКСТ) - Благовещенская епархия

Интервью

31.10.2014

Православие Приамурья: Церковь и семейные ценности (+ТЕКСТ)

Тема нового выпуска – брак и семейные ценности с точки зрения современного общества и Православной Церкви. Гость студии – Преосвященный Лукиан, епископ Благовещенский и Тындинский. Ведущий – Игорь Агеенко.

Игорь Агеенко: В одной из книг Нового Завета сказано: «Оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью». О том, что следует за этим фактом, о создании семьи сегодня поговорим с епископом Благовещенским и Тындинским Лукианом.

Владыка, такой интересный момент: в современной российской правовой системе брак – это «добровольный равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением определенных правил с целью создания семьи». А вот четкого понятия семьи Семейный Кодекс при этом не дает. То есть, мы знаем, что такое брак, но не знаем, что такое семья, потому что это понятие в законодательстве отсутствует. Что думает на эту тему Православная Церковь?

Епископ Благовещенский и Тындинский Лукиан: Церковь подходит к теме брака и семьи с более глубоким пониманием . Она указывает на то, что брак — это священный союз, это что-то идеальное, самое важное и главное в жизни людей. В таком союзе мужчину и женщину связывает любовь — а это чувство Божественного происхождения.

Положения гражданского права констатируют факты. Они дают такие определения отношений, которые понятны и доступны для всех людей, с учетом их несовершенства — усредненные понятия. Церковь же смотрит на брак и семью как на идеал отношений, к которому должны стремиться все — и те, кто знает законы, и те, кто их не знает. Поэтому Церковь благословляет брак, настаивает на том, чтобы он обязательно был освящен, на том, чтобы у него была ценностная основа — в первую очередь, любовь.

То, что в западноевропейских странах постепенно отходят от понятий «мама» и «папа», пытаются заменить их терминами «родитель №1» и «родитель №2» — это уступка слабости, греховности людей. Христианская же Церковь подходит к вопросу брака и семьи идеально, сохраняет свои фундаментальные ценности и не переступает этих границ в угоду миру.  Такие течения как женское священство, легализация однополых браков есть в некоторых протестантских общинах, которые далеко ушли от апостольской веры. Они подстраиваются под мир, дают своим чадам послабления, чтобы только удержать их, чтобы привлечь новых адептов.

Для Православной и Католической Церкви такие уступки не приемлемы. Те фундаментальные ценности, которые мы проповедуем, придуманы не нами — они даны Богом как заповеди, которые мы незыблемо должны сохранять. Уйдем от них — потеряем этот фундамент, прервется наше общение с Богом, а зачем тогда нужна Церковь? Нужно открыто и честно говорить о том, что такое грех. Мы не должны размывать границы представлений и понимания, тем самым лишая человека правильного видения себя и своей жизни. Для всех нас, несовершенных людей, которые иногда идут на поводу у своих слабостей, есть покаяние. Если я согрешил, то должен четко видеть, что это плохо, что это грех, понять его, осудить в себе — от этого человек естественным образом и с Божией помощью постепенно меняется. Если нет такого понимания, если нет покаяния, нет и движения вперед.

Игорь Агеенко: Говоря о семье, мы говорим о священном союзе мужчины и женщины. Вопрос в том, нужно ли обязательно регистрировать этот союз официально? Живут вместе люди в так называемом «гражданском браке», вроде та же самая семья,  даже, может быть, зафиксированы на бумаге их взаимные обязательства перед друг друга, но нет колец, нет штампа в паспорте и нет благословения священника… Могут ли они любить друг друга или это обречено?

Епископ Благовещенский и Тындинский Лукиан: Православная Церковь в России и за рубежом понимает под «гражданским браком» брак, зарегистрированный в ЗАГСе, относится к нему с уважением, считает законным. Вопрос в том, насколько вырастут в этом браке супруги, чтобы освятить этот союз?  Из-за легкого, легкомысленного отношения к семье сотни тысяч деток сейчас воспитываются вне брака, без одного или обоих родителей. Это трагедия, настоящая гуманитарная катастрофа. Происходит она потому, что общество сейчас во многом поражено в сознании, лишено нравственных устоев и поэтому, не задумываясь, принимает какие-то положения, которые не идут ему на пользу, разрушают семью, оправдывают греховные склонности человека, обрекая его на жалкое одиночество. Большинство — это еще не критерий истины. Некоторым очень важно убрать эти фундаментальные ценности, чтобы жить в свое удовольствие, не задумываясь о будущем. Но теряя здоровые нравственные ориентиры, человечество просто катится к погибели. Во многом мы сегодня это уже наблюдаем.

Изменилось традиционное отношение к браку как к чему-то очень важному и серьезному — просто потому, что люди ушли от христианских ценностей и  традиций.  Мы сегодня видим, что многие очень быстро заключают гражданский союз,  или даже вообще боятся вступать в брак, живут просто так, говоря: «мы присмотримся», но мне кажется, даже идти на такое положение вещей – это не просто слабость, это полное отсутствие настоящей любви друг к другу.  Если бы она была, человек ради любимого пошел бы на все — и под венец в том числе.

Игорь Агеенко:  Ну а как быть с влюбленностью? Психологи ведь говорят, что влюбленность длится определенное время и нужно за это время понять – мой ли это человек?

Епископ Благовещенский и Тындинский Лукиан: Конечно, нужно заранее присмотреться друг к другу. Поэтому есть период ухаживания, в течение которого влюбленные хранят друг другу верность, проявляют взаимное уважение. Брак — это серьезное явление, где должна быть любовь и обязательно продуманность. Любовь при этом всегда подразумевает жертвенное отношение, а не пользовательское: потерпеть какие-то недостатки, простить какие-то погрешности — в этом и проявляется любовь. Возьмите старое воспитание: раньше родители сдерживали своих детей, не спешили давать благословение на брак.

Повторюсь, плод брачных отношений — это дети. Сегодня в мире очень много брошенных детей, а это ведь очень страшно. И происходит это из-за того, что отсутствует ответственное отношение к браку, к семье — а на ней все держится. Для семьи Бог создал окружающий мир, для того, чтобы продолжался человеческий род.

Игорь Агеенко: В каких случаях допустимо, чтобы венчанные люди разошлись?

Епископ Благовещенский и Тындинский Лукиан: Развод возможен, если один из супругов совершит грех прелюбодейства, измены. Этот грех убивает в человеке разумное представление о семье, о лучших идеальных проявлениях о любви, доброте, жертвенности, человек целиком поглощается плотью, проблемами блуда, погружается в эту стихию, и уже не видит ответственности перед своей женой или мужем,  детьми. И Церковь допускает развод в случае такой явной измены.

Игорь Агеенко: Как происходит церковный развод?

Епископ Благовещенский и Тындинский Лукиан: Пострадавшая сторона обращается с прошением ко мне, правящему архиерею. Чаще всего, это происходит, когда люди уже давно не живут вместе, и тогда церковь дает разрешение на расторжение брака и на заключение второго брака. Таких случаев может быть до трех. Но если люди находят друг друга в четвертый раз, например, решают создать семью уже будучи в возрасте, Таинство Брака не совершаются, но просто благословляется такой союз. На эту тему можно долго разговаривать, но, повторюсь, Церковь, прежде всего, благословляет жертвенную верную любовь и не идет на поводу легкого отношения людей к браку.

Игорь Агеенко: Спасибо. Я напомню, что сегодня мы говорили о браке и семейных ценностях с епископом Благовещенским и Тындинским Лукианом.