21.04.2016
Почему Вербное воскресенье — грустный праздник?
Вербное воскресенье, которое в 2016 году приходится на 24 апреля, — народное название праздника Входа Господня в Иерусалим. В этот день Церковь вспоминает одно из важнейших событий земной жизни Господа Иисуса Христа, которое описывают все четыре евангелиста (см.: Мф. 21:1–11; Мк. 11:1–11; Лк. 19:28–40; Ин. 12:12–19) — Его торжественное прибытие в Иерусалим.
Слава о Нем как о необыкновенном учителе, пророке и чудотворце к тому времени распространилась по всей стране. После встречи с Христом исцелялись больные, слепые начинали видеть, парализованные — ходить, мучимые нечистыми духами получали свободу от них. Накануне входа в столицу Израильского царства Господь совершил самое яркое чудо — воскресил Своего друга Лазаря на четвертый день после его смерти.
Услышав об этом великом и невероятном событии и о том, что Христос идет к ним на праздник, жители Иерусалима вышли встречать Его как Царя, как долгожданного Спасителя. Они постилали Ему под ноги свои одежды, резали ветви с финиковых пальм и бросали по дороге.
В память о том, что народ встречал своего Бога с пальмовыми ветвями (по-гречески они называются «ва́ии») в руках, в праздник Входа Господня в Иерусалим во всех православных церквях освящаются ветви дерева, которое первым дает почку в нашем холодном климате — цветущей вербы. Этот чин совершается на вечерней службе в субботу накануне Вербного воскресения. При освящении верб читается особая молитва, затем священник окропляет их святой водой. В конце богослужения освященную вербу раздают прихожанам. Чин освящения обычно повторяют и на следующее утро, в воскресенье, после Божественной литургии.
Символика вербной ветви
Все люди, которые приходят в храм в эти дни, держат в руках букеты вербы, украшенные цветами. В песнопениях праздника Входа Господня в Иерусалим об этом обычае говорится так: «Мы, подобно детям еврейским, нося знаки победы жизни над смертью, восклицаем Тебе, Победителю смерти (это вспоминается воскрешение Лазаря): осанна в вышних, благословен идущий во имя Господне».
«Знаки победы жизни над смертью» — вот какой высокий смысл придает церковная традиция первым весенним ветвям вербы. Не случайно в некоторых местностях до сих пор существует благочестивый обычай вкладывать освященную вербу в руки умерших, в ознаменование того, что они, по вере во Христа, победят смерть и, воскреснув по зову трубы архангела, во время второго пришествия с освященными вербами изыдут из могил навстречу Господу.
После освящения вербу приносят домой, украшают ею иконы и почтительно хранят как знак Божиего благоволения до следующего года. Затем ветви сжигают и заменяют их на новые.
Самый грустный праздник в году
«Оса́нна! (по-еврейски «спаси, мы молим, слава Тебе») Благословен идущий во имя Господне», — с радостью и ликованием кричала толпа Христу, входящему в Иерусалим. Всего через несколько дней эти же самые люди со злобой будут требовать у Пилата: «Распни́, распни́ Его!» Праздник Входа Господня в Иерусалим — начало Его Крестных страданий, поэтому следующая за ним неделя называется Страстно́й (по церковно-славянски «страсть» означает страдание»).
Страстная неделя — самая важная неделя всего церковного года, она полностью посвящена последним дням земной жизни Христа, Его распятию, смерти на Кресте и погребению. Каждый христианин призван к сердечному соучастию в этих великих событиях, которые преобразили жизнь всего человеческого рода.
Каждый человек в эти дни ощущает, что происходит что-то очень важное, что само время течет совсем по-другому, как будто заканчивается. Накануне Пасхи обычные дела и заботы отходят на второй план. В эти дни люди усиленно размышляют о вечном — о жизни и смерти, о своем предназначении в мире, о вере и своих отношениях с Творцом.
Многие из тех, кто не соблюдал Великий пост, стараются хотя бы в Страстную неделю ограничить себя в пище и развлечениях. Большая часть из них приходит в храм послушать совершенно особенные покаянные молитвы и песнопения, которые задевают каждую душу, попросить у Бога прощения за все, чем огорчили Его и своих близких. Некоторые из них сомневаются: не поздно ли?
В христианстве ничего не бывает поздно. С самого начала и до самого конца жизни Господь пребывает рядом с человеком и по Своей Любви каждому дает возможность прощения и спасения в любой момент. В послании святителя Иоанна Златоуста, которое читается в пасхальную ночь, говорится о людях, которые пошли работать на поле своего Господина. Первые трудились с раннего утра — с третьего часа. Другие пришли в шестом часу, третьи — в девятом. Четвертые пришли уже после заката — в одиннадцатом часу. Но всем Господин нашел оправдание, всем подал обещанную награду. Пасха — праздник для всех. По человеческим меркам тот, кто опоздал приготовиться к этому празднику, вроде бы не должен на него допускаться, но не таково милосердие Божие. Оно обнимает всех, кто приходит к Нему.
Страстная неделя
В понедельник, вторник и среду Великой седмицы в православных храмах служится литургия Преждеосвященных Даров. Причаститься за ней могут взрослые, после исповеди. Исповедников в эти дни приходит особенно много, поэтому время совершения Таинства Покаяния в ближайшем к вашему дому храме лучше узнать заранее.
В Великий Четверг вспоминается важнейшее евангельское событие – Тайная вечеря, на которой Господь установил Таинство Причащения. Большинство христиан стремятся принять Святые Христовы Тайны именно в этот день.
Вечером читаются 12 Евангелий о Страстях Христовых. Слушать их принято с зажженными свечами. По благочестивой традиции, огонек от этих свеч верующие стараются принести из храма домой и затеплить от него лампадку перед иконами.
Великая Пятница — день особо строгого поста и великой скорби. В богослужении Церковь как бы становится к подножию Креста Христова. Литургии не бывает из благоговения к Голгофской жертве. В середине дня (обычно около 12 часов) совершается вынос Плащаницы Христовой. Она полагается на особом возвышении в центре храма, которое служит образом гроба.
В Великую Субботу Церковь вспоминает погребение Господа Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе и сошествие во ад, где Он возвестил победу над смертью и избавление душ, с верою ожидавших Его пришествия. После Божественной литургии освящаются пасхальные яства — куличи и пасхи.
Пасхальное богослужение традиционно совершается ночью. В 23 часа перед Плащаницей служится воскресная полунощница, затем начинается крестный ход вокруг храма.
Ровно в полночь люди входят в храм с пением тропаря Пасхи: «Христо́с воскре́се из ме́ртвых, смертию смерть попра́в и су́щим во гробе́х живот дарова́в»