18.11.2016
Ответы епископа Лукиана на вопросы читателей портала БЛАГИНФОРМ (ноябрь 2016 г.)
— Доброе время суток, владыка! Одно время я делала фоторепортажи на православные темы (в основном, о праздниках) в одной их групп на «Одноклассниках». Видно, что людям они нравились — до сих пор ставят «классы», делают перепосты. Но как-то с фотоаппаратом я себя неловко чувствую в храме, бывает недопонимание, а иногда и агрессия со стороны некоторых людей. В связи с недавним призывом нашего Патриарха Кирилла об активной позиции верующих в социальных сетях, хочу у вас спросить, нужное ли это дело?
На мои репортажи нередко откликаются сектанты с навязчивыми цитатами. не всегда знаю, как им ответить, обычно удаляла их комментарии. Какой Вы можете дать совет?
6 лет назад я впервые пришла на службу в наш кафедральный храм. Удивлению моему не было предела, очень мало было прихожан, в отличие от свободненского Свято-Никольского храма. Вашими трудами все изменилось — жизнь забурлила, народ потянулся в храм. Здоровья Вам, владыка, и многая лета!
Галина
— Уважаемая Галина, благодарю Вас за вопрос и за добрые слова.
Фотографии с праздников – это хорошая возможность показать людям, которые по каким-либо причинам пока не ходят в храм, но интересуются православием, красоту нашей веры, поделиться с ними своими радостными переживаниями. При этом нужно, конечно, учитывать, что на службу люди приходят помолиться, принять участие в церковных таинствах.
Это очень интимные моменты, и далеко не всем хочется, чтобы их в этот момент фотографировали – не потому, что они стесняются того, что они верующие, а потому, что то, что происходит во время богослужения, очень сокровенно для них.
Для того, чтобы фотографировать в храме, нужно попросить благословения у священника. Тогда батюшка подскажет, где лучше встать, когда снимать можно, а когда лучше помолиться с особым вниманием, предупредит сотрудников храма о том, что вы фотографируете с его разрешения. Сейчас у многих приходов есть свои сайты или странички в социальных сетях – возможно, делая свои фоторепортажи, вы окажете им хорошую «информационную поддержку».
Насчет того, стоит ли спорить с представителями других конфессий в комментариях к репортажам – решайте сами. Если у Вас достаточно знаний, чтобы вести доброжелательную дискуссию на предложенные ими темы, можно попробовать ответить в мирном ключе. Если же нет, от споров лучше воздержаться, тем более, что интернет – это не та площадка, где можно переубедить собеседника. По моему мнению, обязательно отвечать нужно только тогда, когда приводятся заведомо ложные факты о Церкви, священнослужителях, которые могут ввести читателей в заблуждение. Во всех остальных случаях разумнее будет просто удалить злобные комментарии и помолиться Богу о просвещении их авторов.
— Уважаемый владыка, как жительницу г. Зеи и прихожанку храма святителя Николая, меня интересуют Ваши планы относительно подворья монастыря мученицы Варвары (что на Теплом Ключе). Ведь очевидно, что для трех монахинь и пятерых прихожан постоянного священника Вы не пришлете служить. Храм относительно новый, тоже нельзя бросить. Расскажите о своих задумках. Спаси Вас Господи!
Любовь
— Уважаемая Любовь, вопрос о дальнейшей судьбе Варваринского храма сейчас обсуждается на уровне Епархиального совета. Как Вы сами заметили, ситуация там непростая, нужно как следует все обдумать, взвесить и потом принять правильное решение. Наберитесь терпения – все будет хорошо.
— Уважаемый Владыка, предусматривается ли в планах епархии внутренняя роспись в каком-либо из строящихся храмов нашего города? У нас начала работу школа иконописи — возможно со временем найдутся мастера по росписи храма, хотя, конечно, это недешево. Спасибо за ответ!
Татьяна
— Уважаемая Татьяна, чтобы расписать какой-либо храм в Благовещенске, его сначала нужно построить – а затем, исходя из возможностей прихода, решить, каким будет его внутреннее убранство, позволят ли климатические условия сделать качественную роспись и затем ее сохранить. Такие планы и надежды у нас есть в отношении нового кафедрального собора на набережной реки Амур. Удастся ли их осуществить – покажет время.
— Добрый день! Меня зовут Алексей, я считаю себя человеком верующим, идущим к религии. Может, я иду неправильными шагами, но стараюсь. Я часто хожу в церковь, просто прихожу, молюсь, иногда своими словами, иногда читаю те молитвы, что знаю. Это важная часть моей жизни. К сожалению, я давно не причащался и не исповедовался, все хочу найти духовного наставника, но не получается. Это кратко обо мне. У меня два наболевших вопроса, вразумите, пожалуйста.
1) Так как я часто хожу в церковь, я часто сталкиваюсь с экскурсиями китайских граждан по нашим храмам. Я с глубоким уважением отношусь ко всем конфессиям, и приветствую их желание узнавать что-то о наших храмах, и православных традициях. Но почему мы так унижаем перед ними свою церковь? (опять же, это личное мнение, если не прав, напишите в ответе почему). Когда я был в Азии, мне не разрешали зайти в храм в шортах или в неподобающей одежде. Здесь мы видим непокрытые головы женщин, позволяем им неуважительно относиться к православным традициям. И всегда это мешает прихожанам, правда. Ты приходишь рассказать Богу о самом сокровенном, поблагодарить Его, побыть с ним в Его доме, а тебе под ухо рассказы на китайском о нашей церкви. Это очень отвлекает и мешает — правда, может, я не один такой. Я не жалуюсь ни в коем случае, понимаю, что церковь сейчас на этом зарабатывает, но нельзя ли как-то учитывать при этом и интересы своих прихожан, самую малость?
2) Еще один вопрос. Однажды я хотел купить в церковной лавке Евангелие. В электронном виде у меня есть, а вот в бумажном пока не обзавелся. Мне предложили маленький формат, на что я сказал: «Ну, это дорожный вариант». Продавцу это очень не понравилось, и я услышал что-то примерно следующее: «Да как вы смеете так говорить, Евангелие в дороге не читают, чтобы читать Евангелие, нужно сначала помыть руки и делать это стоя. Я не стал покупать Евангелие, подумав, что я недостоин прочтения, если у меня нет таких вот наклонностей и понимания как это делать правильно. Я долго думал над услышанным… знаете, как то брошенное зерно. А вот если тракторист в поле с грязными руками возьмет Евангелие и в перерыве почитает, перед обедом или еще когда, что то почерпнет для себя, но сделает это сидя в тракторе и грязными руками, это будет бОльший грех, чем если он никогда в своей жизни не притронется к этой книге? Он возьмет ее с чистым сердцем и добрыми помыслами.
Неужели так важна форма, в которой это происходит? Если наше сердце готово открыть Богу, если мы готовы читать и познавать, но приходя в церковь получаем вот такие жесткие замечания, то путь нас, простых верующих в церкви затягивается.
Большое спасибо Вам за внимание, может все не так складно изложил, но как смог.
Храни Вас Господь.
— Уважаемый Алексей, спасибо за письмо. Сейчас могу посоветовать Вам только одно: на Вашем пути к Богу старайтесь не застревать на мелочах. Самое главное в православии – это Христос, Его Божественное учение, которое оставлено нам в Священном Писании, непосредственное общение с Ним в молитве и церковных таинствах.
Остальное – цвет стен храма или температура в нем, то, как с Богом общаются другие люди, правила благочестия, которые они при этом соблюдают — это намного менее существенные вещи, отвлекающие нас от главного.
Из того, что Вы пишете, видно, что Вы на правильном пути. Не отвлекайтесь на то, что говорят и делают другие. Займитесь своей душой – читайте Евангелие, прилагайте к своей жизни, регулярно исповедуйтесь, причащайтесь.
Найти духовного наставника можно и после одной исповеди – видя Ваше искреннее стремление к Истине, Господь пошлет Вам чуткого и доброго священнослужителя, с которым можно будет обсудить все возникающие вопросы.
Помогай Вам Бог!
— Ваше Преосвященство, поздравляем Вас с 5-летием Вашей архиерейской хиротонии! Счастливы, что Вы с нами, чувствуем Вашу заботу о том, чтобы на Амурской земле не угасал свет православия! Сердце радуется, что строятся новые храмы — такие прекрасные! В апреле 2016 года и у нас в Углегорске был освящен храм в честь Казанской иконы Божией Матери. И поистине теперь этот храм – самый главный и любимый для нашей семьи.
Скажите пожалуйста, Владыка, как воспитать детей глубоко верующими людьми, для которых Бог будет на первом месте? Можно ли по мере взросления сына наводить его на мысль о том, чтобы служение Богу стало для него всей жизнью, стало его профессией? Как сохранить в детях трепетное отношение к Церкви, если все друзья и знакомые обычные миряне, которые не ходят в храм, не молятся и вовсе не понимают, зачем я постоянно вожу детей в храм? Конечно, я уже вижу и чувствую ростки любви к Богу у своих детей и так боюсь, чтобы общество эти ростки не затоптало.
Спасибо за возможность задать Вам вопрос на онлайн-конференции!
Нина
— Уважаемая Нина, благодарю за добрые слова и пожелания!
Воспитать детей глубоко верующими людьми можно только на личном примере. Всегда помните, что что бы ни происходило с ними вне дома, какое бы влияние ни оказывала на них внешняя обстановка, именно Вы, мама, будете для них главным ориентиром. Если для Вас Бог будет на первом месте, если Ваша церковная жизнь будет живой и искренней, это передастся и Вашим детям. Любите их, молитесь за них, не навязывайте им веру, общайтесь и дружите с близкими по духу людьми, подавайте хороший пример – это принесет свои плоды.
Помоги Вам Господь.