15.09.2017
Обитель притяжения: монахи Свято-Троицкого монастыря создали мужской центр реабилитации
Под монастырскими стенами неизменно оглядываешься по сторонам. Хочется понять, чем плох этот мир, от которого нужно возводить капитальную прочную преграду? Отнюдь, Свято-Троицкий мужской монастырь в Ивановском районе меньше всего напоминает царство угрюмых затворников. Обитель живет насыщенной жизнью и практически не запирает массивные ворота. Ее стены — это не преграда, а скорее защита для тех, кто устал от мирской суеты и жаждет собственного обновления. Одному для этого требуется постриг, другому хватает пары недель физического труда и натруженных мозолей. Чтобы потом вернуться к семье, бизнесу или трезвой жизни.
Дела духовные и земные
Наместник Свято-Троицкого мужского монастыря иеромонах Корнилий (Жадов) практически не расстается с мобильным телефоном. Порой напоминает хорошего прораба — только в рясе. Даже в пределах монастырских стен не уйти от ритма современной жизни, приходится быть постоянно на связи. Обитель начала создаваться всего четыре года назад, ее строительство в самом разгаре. Вопросы духовные неотрывно связаны с проблемами хозяйственными и вполне земными.
— Котельная у нас своя. Пытались обогревать помещения при помощи электроэнергии, но это дорого. Вот, соорудили котлы — переходим на уголь. Рядом баню хотим сделать, — показывает хозяйство отец Корнилий.
Пока монахов в монастыре всего четверо. Однако в ближайшем будущем их может стать больше. Часть так называемого братского корпуса уже отстроена. Шесть двухместных келий примут 12 человек. Плюс трудники, которые живут отдельно, но работают на благо монастыря. Кажется немного, но обитель только в самом начале своего пути. Да и монастырь не кружок по интересам — сюда приходят только осознанно.
Брат Александр — монах молодой, на вид лет тридцать, может, и меньше. По собственному признанию, принял постриг в том числе из‑за тяги к новым знаниям. Дипломированный инженер-физик, материалист высшей пробы однажды понял, что любимый предмет не дает полноты картины мира.
Отец Александр: «Любовь к физике не отрицает веры в Бога».
— Согласно Библии, все материальное в этом мире создано по воле Божьей, а законы физики этого не отрицают. Есть, конечно, разные научные теории, но они остаются лишь теориями, — лаконично рассуждает отец Александр. Звучит причудливо, но, ограничив свою жизнь монастырским уставом, он расширил собственные границы познания.
На вопрос, как родные отнеслись к его решению о постриге, отец Александр сначала неопределенно пожимает плечами. Потом признается — все было непросто. Однако со временем близкие люди его поняли. Отец даже купил дом и перебрался в Троицкое, теперь живет по соседству.
— Приехал, посмотрел на нашу жизнь — ему очень понравилось село, воздух чистый, я его понимаю, — отмечает мой провожатый.
Отец Александр показывает монастырский агрокомплекс. Десяток козлят, корова, куры, серьезных размеров огород с непомерно большими кочанами капусты внушают удивление. Выясняется, что подсобное хозяйство в основном на плечах трудников. Многие из них люди временные, не все заинтересованы в конечном результате, но усердие проявляют завидное. Впрочем, для многих важен именно процесс.
Вспомнить в себе человека
— У нас полежать на диване не получится, — продолжает разговор наместник отец Корнилий. — Приезжают как раз те, кто хочет поработать физически и помолиться. Отдохнуть таким образом от привычного образа жизни, от суеты, от всех мирских передряг. Даже бизнесмены оставляют свои дела и пару недель трудятся в монастыре наравне со всеми. Иногда этого достаточно, чтобы успокоиться, побыть с Богом, принять правильное решение. Верующие люди знают, насколько благодатная атмосфера в храме. Но в храме можно побыть какое‑то время, а пожить там не получится. У нас такая возможность есть. Если есть желание засучить рукава и оказать помощь, мы только рады.
Трудников при монастыре не много — человек семь, но эта цифра постоянно меняется. Меняется и география. Здесь периодически можно встретить человека из Москвы или Владивостока, а то и бездомного, который устал мыкаться и нашел не просто приют, а возможность почувствовать себя кому‑то нужным.
Силой сюда никого не тянут, наручниками не удерживают. Если кто‑то устал от алкоголизма или семейных передряг, то стучится в распахнутые двери.
На базе монастыря, по сути, создается реабилитационный центр для мужчин, попавших в трудную жизненную ситуацию. Силой сюда никого не тянут, наручниками не удерживают. Если кто‑то устал от алкоголизма или семейных передряг, то стучится в распахнутые двери. Даже временный отказ от соблазнов и физический труд многих заставляют посмотреть по‑новому на положение вещей. Одни после этого уезжают, другие задерживаются надолго.
— Здесь удается вспомнить, что все мы люди, созданы из плоти и крови и одинаково страдаем как от душевных ран, так и натруженных мозолей. После такого легче понимать окружающих людей, прощать их становится легче, — поделился один из мужчин в застиранной рабочей спецовке.
— Бизнес у меня был в Свободном, семья сейчас в Благовещенске. Видимся регулярно, однако тянет сюда. Скоро год, как несу послушание в столярной мастерской, — признается трудник Дмитрий Голяев. — Мы не монахи, в любой момент можно уйти из монастыря, но пока чувствую — не время.
Соцкультбыт на крови
Когда‑то на месте сегодняшнего монастыря в селе Троицком располагались Дом культуры и школа. В 90‑е и то и другое пришло в упадок. Само село, казалось, доживало последние годы. Народ уезжал в город, рождаемость падала. Сегодня на улицах вновь оживление. Центром притяжения общественной жизни стал мужской монастырь. Несмотря на разгар строительства, здесь уже проводятся регулярные богослужения и церковные праздники.
Непрошеными гостями монахи и трудники на этой земле себя не ощущают. Монастырь возводится в намоленном месте. Именно здесь до революции располагались две сельские церкви. С началом красной диктатуры оба храма раскатали на бревна и вывезли в неизвестном направлении. Вероятно, из них соорудили хозяйственные объекты. В те годы церкви часто превращали в коровники и зерновые дворы. Двух местных священников богоборцы убили. Однако жизнь сама все расставила по своим местам — соцкультбыт, возведенный на крови, никто не разрушал. Школа и Дом культуры оказались заброшенными и никому не нужными.
Паломники и паломницы приезжают в монастырь со всех уголков Дальнего Востока.
Там, где еще лет тридцать назад почитались истуканы красных вождей, теперь место для истинных святынь. Три года назад в монастыре обрели приют мощи одного из самых почитаемых православных святых Николая Чудотворца (Мирликийского), а также преподобного Нила Столобенского, особого покровителя монашества. Поклониться им едут люди со всех уголков Приамурья и Дальнего Востока.
К сегодняшнему дню на руинах некогда заброшенных зданий возведена трапезная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Рядом завершаются работы на главном храме монастыря — соборная церковь посвящена Святой Живоначальной Троице. Само название села с полуторавековой историей обязывает ко многому — Троицкое.
До окончания строительства еще очень далеко, но труды сотен людей уже дают ощутимые плоды. Благодаря огороду и подсобному хозяйству монастырская братия и подвижники не испытывают недостатка в хлебе насущном. Его, кстати, пекут здесь же — в небольшой пекарне.
В монастыре ждут любую помощь, будь то сильные мужские руки, одежда или продукты питания. По ходу строительства здесь началось создание гуманитарного склада для поддержки малообеспеченных амурчан и многодетных семей.
Купол на законном месте
Неделю назад в обители состоялось знаковое событие. На звонницу трапезной церкви установлен первый купол с крестом. Шестиметровую конструкцию смастерили специально приглашенные мастера из Читы. Они же водрузили купол на законное место.
Наблюдать за процессом пришло полсела, приехали паломники из окрестных деревень и даже из Благовещенска. Многие успели приложить руку к строительству обители. Монастырь возводится по доброй традиции — всем миром. До конца года свой купол обретет и главный храм обители — соборная церковь в честь Святой Живоначальной Троицы. Звон ее колоколов уже хорошо знаком всей округе.
Источник: «Амурская правда», автор: Андрей Анохин