Новиковские чтения—2017: Амурские новомученики - Благовещенская епархия

Статьи

14.10.2017

Новиковские чтения—2017: Амурские новомученики

Доклад Лиманской А. Л., помощника председателя комиссии по канонизации Благовещенской епархии

Поисковую работу с целью выяснить судьбу священнослужителей и монашествующих, которые до революции проживали на территории Амурской области, Благовещенская епархия ведет с 2011 года – с момента создания епархиальной комиссии по канонизации. Значительная часть из них погибла насильственной смертью – в Гражданскую войну, во время японской интервенции на Дальнем Востоке и во времена Большого террора 1930-х годов — в лагерях системы ГУЛАГ, на чужбине.

В православном понимании, человек, который проводил свою жизнь благочестиво, самоотверженно служил Богу и ближним, и в критический момент, когда перед ним стоял выбор между верой и собственным благополучием выбрал веру, Христа, является примером для подражания для других верующих и оттого может быть канонизирован – причислен к лику святых. Первоначально работа епархиальной комиссии была сосредоточена именно на этом направлении – сборе информации, на основе которой амурские священники, пострадавшие в годы гонений, могли бы стать такими примерами для всей Русской Церкви.

В настоящее время собор Амурских новомучеников и исповедников включает в себя 11 святых, канонизированных на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви За границей 1981 г., либо на юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г. Вот их имена:

  • Священномученик Евгений (Зернов), митрополит Нижегородский, бывший епископ Приамурский и Благовещенский (+1937)
  • Священномученик Александр (Унинский) (+1920)
  • Священномученик Андроник (Любович) (+1924)
  • Священномученик Георгий (Паргачевский) (+1918)
  • Священномученик Емилиан (Щелчков) (+1924)
  • Священномученик Иоаким (Фролов) (+1918)
  • Священномученик Иоанн (Масловский) (+1921)
  • Священномученик Михаил (Новгородов) (+1924)
  • Священномученик Филипп (Распопов) (+1919)
  • Священномученик Леонид (Серебренников) (+1919)
  • Священномученик Серапион (Черных) (+1920).

На сегодняшний день объем сведений о каждом из этих подвижников, которым располагает комиссия по канонизации, очень различен. Например, жизнь и исповеднический подвиг последнего дореволюционного архиерея Благовещенской епархии, епископа Евгения (Зернова), изучена достаточно хорошо – во многом благодаря тому, что в качестве святого новомученика он почитается не только в Амурской области, но и в Вятской и Нижегородской области, где он служил в последние годы, а также в Казахстане, где он был расстрелян в 1937 году. Есть прижизненные фотографии, публикации его выступлений, материалы допросов, воспоминания очевидцев, другие документы из которых можно довольно точно восстановить его портрет, характер, убеждения.

О других амурских новомучениках мы не знаем практически ничего – например, о священнике Иоакиме Фролове, который служил в с. Михайловка Завитинского района и убит партизанами в 1918 г., не сохранилось даже выписки из послужного списка или клировой ведомости – только отдельные упоминания в различных документах, которые невозможно интерпретировать достоверно. Канонизирован он был Зарубежной Православной Церковью на основании показаний очевидцев.

Есть и более сложные случаи. Например, о священнике Иоанно-Богословского храма с. Ивановка Георгии Паргачевском в местном краеведческом музее рассказывают, что во время оккупации села японцами и белогвардейцами в 1918-1919 гг. он был коллаборационистом и что именно благодаря его сотрудничеству с врагом православная церковь села уцелела в печально известном пожаре в марте 1919 г. Именно эта версия сохранилась в воспоминаниях старожилов. Однако церковные историки утверждают, что священник Георгий был убит партизанами за год до этих событий и даже называют точную дату его смерти – 23 февраля 1918 г. Они также опираются на устные свидетельства.

Документы, которые епархиальной комиссии удалось обнаружить в государственном архиве Амурской области и Российском государственном историческом архиве Дальнего Востока, картину не прояснили. Из клировой ведомости Иоанно-Богословского храма 1916 г. следует, что в Ивановке было два священника, причем священник Георгий Паргачевский был из второго причта, то есть «запасным». Отпевание погибших в ивановской трагедии 1919 г. сельчан совершал настоятель храма — иерей Платон Мышкин. Был ли он в это время единственным священником Ивановки, неизвестно.

Диакон этого храма Иоанн Масловский, вскоре попросил духовное начальство о переводе в Благовещенск, отметив, что «ивановские события настолько расшатали мое здоровье, что при одном воспоминании Ивановки, меня оставляют силы». В 1921 г. он, уже священник, также принял мученическую кончину – был застрелен через окно своего дома в с. Верхняя Полтавка Константиновского района.

Большую помощь в поисках сведений об амурских новомучениках оказывают их родственники. Благодаря тому, что в 2014 году епархиальная комиссия по канонизации выложила все имеющиеся у нее сведения о дореволюционных священнослужителях Благовещенской епархии в сеть Интернет (сайт «Синодик Благовещенской епархии XX века», sinodik.blaginform.ru), удалось установить контакты с потомками священномученика Серапиона (Черных) и получить его прижизненную фотографию.

Несколько фотографий новомучеников Амурской области безвозмездно предоставил архив Амурского областного краеведческого музея и архивисты Управления ФСБ России по Амурской области. Это особенно важно потому, что на основе такой фотографии возможно написать икону святого и увековечить память о нем.

Параллельно со сбором сведений о святых XX века, живших и служивших на Амурской земле, комиссия по канонизации аккумулирует всю имеющуюся информацию о судьбах дореволюционного духовенства Благовещенской епархии. В 2018 году эти данные будут опубликованы на специальном сайте «Герои духа», посвященном теме гонений на веру в Амурской области, а также на сайте «Духовенство Русской Православной Церкви XX века», интернет-проекте Соловецкого монастыря (http://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/). Всего за шесть лет работы епархиальной комиссии по катехизации удалось собрать биографические сведения на 300 клириков и мирян.