23.04.2018
Научный сотрудник Палеонтологического музея рассказала участникам апологетических встреч об амурских динозаврах
Очередная апологетическая встреча на Пионерской 20 апреля прошла с участием приглашенного гостя — Ирины Анатольевны Ермацанс, Из уст научного сотрудника Палеонтологического музея АмурНЦ ДВО РАН слушатели узнали о раскопках костей динозавров на Кундурском и Благовещенском местонахождениях. Скелет олоротитана, обнаруженный под Кундуром, сегодня находится в стенах палеонтологической лаборатории в Благовещенске. Немногие жители города знают, что за бетонным забором Благовещенского местонахождения недалеко от конечной остановки автобуса №5 по улице Нагорной были в разные годы обнаружены больше дюжины черепов растительноядных динозавров, а также зубы хищных динозавров – тираннозаврид, которые датируются учеными в 65 млн. лет.
Датировки ископаемых скелетов и соответствие научных данных Библии также стали темой обсуждения на апологетической встрече. Спектр возможных точек зрения по этому вопросу гораздо шире той полемики, к которой обычно привлечено внимание средств массовой информации. Не все креационисты убеждены в «молодом» возрасте Земли (не более 10 тыс. лет), есть «староземельные» креационисты, признающие возраст Земли в 4,5 млрд. лет.
Также не все эволюционисты – атеисты, есть верующие эволюционисты, для которых «случайные мутации» генов в живых организмах кажутся вовсе не случайными, а подчинёнными программе, заложенной в природу её Творцом. Признающий Творца «теистический» эволюционизм также подразделяется на виды.
Среди них есть «телеологические» эволюционисты, утверждающие, что природа устремлена к определённой цели, как, например, Тейяр де Шарден. Есть и такие верующие эволюционисты, которые, подобно протодиакону Андрею Кураеву, представляют библейский Эдем особым местом, в котором природа была нетленной до грехопадения Адама, в отличие от прочей окружающей среды, где изначально господствовал естественный отбор.
Есть и ещё одна мировоззренческая позиция, которую излагают в своих работах Е. Трубецкой («Смысл жизни»), французский православный богослов О. Клеман («Смысл Земли»). Первозданный мир имел совсем другую природу, без времени и пространства, поэтому попытки использовать научные инструменты нашего падшего мира для анализа мира первозданного не имеют смысла. Епископ Василий (Родзянко) прямо связывает Большой взрыв Вселенной с грехопадением Адама («Теория распада вселенной и вера Oтцов»). Эта точка зрения имеет свои преимущества, но ставит под вопрос всё направление естественнонаучной апологетики.
Святые отцы имели различные мнения о творении мира. Представители Александрийской богословской школы Ориген и Афанасий Великий, следуя Филону Александрийскому, учили о мгновенности творения. Эту точку зрения разделяли и каппадокийцы святитель Василий Великий и святитель Григорий Нисский, избегая при этом аллегорических крайностей александрийской школы. Антиохийская школа в лице преподобного Ефрема Сирина и святителя Иоанна Златоуста учит буквальному пониманию 6 дней творения как земных 24-часовых суток. Способ творения Богом мира из ничто не догматизирован, поэтому верующие могут иметь разные точки зрения по этому вопросу.
Церковные деятели:
Отвергают эволюционизм в любой форме:
- Серафим (Роуз), иеромонах (1934 – 1982), магистр
- Константин Буфеев, протоиерей (род. 1961), кандидат геолого-минералогических наук
- Даниил Сысоев, иерей (1974 – 2009), кандидат богословия
- Георгий Максимов, иерей (род. 1979), кандидат богословия
Другие конфессии:
- Г. Моррис (1918–2006), баптист, доктор наук, основатель Института креационных исследований
Высказывались против эволюционизма:
Свт. Феофан Затворник (1815 – 1894), св. прав. Иоанн Кронштадский (1829 – 1908), преп. Варсонофий Оптинский (1845 – 1913), профессор В. В. Болотов (1854 – 1900), свт. Лука Войно-Ясенецкий (1877 – 1961), свт. Николай Сербский (1880 – 1956), преп. Иустин Попович (1894 – 1979).
Однако большинство из них осуждают идеологизированное эволюционное учение, противопоставленное вере в Творца. Например, преп. Варсонофий Оптинский писал: «Английский философ Дарвин создал целую систему, по которой жизнь – борьба за существование, борьба сильных со слабыми, где побежденные обрекаются на погибель, а победители торжествуют. Это уже начало звериной философии, а уверовавшие в нее люди не задумываются убить человека, оскорбить женщину, обокрасть самого близкого друга – и все это совершенно спокойно, с полным сознанием своего права на все эти преступления».
Признают эволюцию в той или иной форме (теистический эволюционизм, «староземельный» креационизм):
- Свщмч. Михаил Чельцов, протоиерей (1870 – 1931)
- Александр Глаголев, протоиерей (1872 — 1937), магистр богословия, профессор
- Н. Н. Фиолетов (1891—1943), профессор права, богослов, участник Поместного собора РПЦ 1917-1918 гг.
- Василий Зеньковский, протопресвитер (1881 — 1962), профессор, психолог, философ, богослов
- Б. М. Мелиоранский (1870 — 1906), профессор церковной истории
- Н. В. Тимофеев-Ресовский (1900—1981), доктор биологических наук, генетик
- Ф. Г. Добржанский (1900 – 1975), разработчик синтетической теории эволюции, почётный доктор богословия Свято-Владимировской семинарии, правнук Ф. М. Достоевского
- Стефан Ляшевский, протоиерей (1899 — 1986), геолог
- Александр Мень, протоиерей (1935 — 1990), кандидат богословских наук
- Иоанн (Вендланд), митрополит (1909 — 1989), кандидат геолого-минералогических наук
- Глеб Каледа, протоиерей (1921 — 1994), доктор геолого-минералогических наук, профессор
- Николай Иванов, протоиерей (1904 — 1990), кандидат богословия
- Михаил (Мудьюгин), архиепископ (1912 — 2000), кандидат технических наук, доктор богословия
- Василий (Родзянко), епископ (1919 — 1999), кандидат богословия
- А. И. Осипов (род. 1938), доктор богословия, профессор
- Андрей Кураев, протодиакон (род. 1963), кандидат философских наук, кандидат богословия, профессор
- Александр Тимофеев, протоиерей (род. 1974), геолог
Инославные:
- Тейяр де Шарден, священник (1881 — 1955), католик-иезуит, доктор наук
Литература по теме:
http://pstgu.ru/news/smi/2011/01/27/27593/ О проблемах «богословия эволюции» на рубеже ХХ–ХХI вв.
https://royallib.com/book/_evgeniy_trubetskoy/smisl_gizni.html Трубецкой Е. Смысл жизни. 1918 г.
https://royallib.com/book/_olive_kleman/olive_kleman_smisl_zemli.html Клеман О. Смысл Земли.
http://www.religare.ru/2_62014.html Туровцев Т. Наука, опирающаяся на критерии, вводимые падшим человеком, вряд ли может способствовать непосредственному толкованию Шестоднева.
- Метки
- миссия