17.02.2016
На Сретенье в кафедральном соборе звучала проповедь о самых важных встречах
15 февраля Божественную литургию в Благовещенском храме возглавил иеромонах Корнилий (Жадов). Слово перед причастием на апостольское чтение дня (Евр. 7:7-17) о том, что такое священство по чину Мелхиседекову и почему оно превосходит левитское, произнес Виктор Селивановский.
— Об этом Мелхиседеке мы практически ничего не знаем, в Писании о нем очень скупая информация, — отметил руководитель миссионерского отдела Благовещенской епархии. — Мы не знаем, какого он был рода и племени, сколько лет было его жизни. Но хотя он был земным человеком, он несомненно является прообразом Мессии — об этом сказано в 109-м псалме, «Ты иерей вовек по чину Мелхиседекову».
Какое же все это имеет отношение к сегодняшнему празднику Сретенья Господня? Дело в том, что Симеон Богоприимец как образ ветхозаветного священства уходит в прошлое, упраздняется, уступая место священству Иисуса Христа. Вскоре эта воля Божия будет выражена и в исторических события. В 70-м году по Рождестве Христовом был разрушен ветхозаветный иудейский храм, единственный храм, в котором совершались жертвоприношения, и на сегодняшний день он не восстановлен — по промыслу Божию, потому что было упразднено ветхозаветное священство и жертвы, которые приносил ветхозаветный народ, ибо совершенная жертва Иисуса Христа искупила всех людей. Господь одновременно является и священником, приносящим эту жертву, и Его священство как раз является священством по чину Мелхиседекову, о котором говорит пророк.
Вскоре на этот амвон выйдет священник с Чашей — точно также, как когда-то Мелхиседек вышел навстречу Аврааму. Мелхиседек принес Аврааму хлеб и вино, священник принесет нам Плоть и Кровь Христову. У нас есть предписание, оставленное Христом, это шестая глава Евангелия от Иоанна, где Господь говорит: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:54-55). Кто не будет есть Плоти и Крови Сына Человеческого, тот не будет иметь в себе жизни.
Говоря о встрече Богомладенца Христа с праведным Симеоном Богоприимцем, ключарь кафедрального собора отец Корнилий обратил внимание молящихся на то, что в день Сретения в иерусалимском храме находились тысячи людей, но узнать в покоящемся на руках Пресвятой Девы маленьком Мальчике Спасителя мира сподобились лишь единицы — те, кому это было дано.
— Так же происходит и в нашей жизни, — заметил священник. — Многие из нас встречали Бога, но не все узнали его. Чтобы эта встреча состоялась, необходимо постоянно очищать свое сердце — покаянием, постом и молитвой, ибо, по слову Священного Писания, Бога узрят только чистые сердцем. Главная задача христианской жизни — очищение сердца от страстей и стяжание Святого Духа.
В конце богослужения духовенство собора совершило чин освещения свечей и окропило верующих святой водой.
Праздник Сретения Господня — один из самых древних в христианской Церкви. Первые сретенские проповеди перед народом произносили еще IV-V веках — например, святители Кирилл Иерусалимский, Григорий Богослов, Григорий Нисский и Иоанн Златоуст. Праздник стал общегосударственным для Византии в VI веке. Вслед за этим традиция торжественного празднования Сретения распространилась по всему христианскому миру.
У Сретения Господня — неизменное место в церковном календаре, 15 февраля (2 февраля по старому стилю). Если Сретение выпадает на понедельник первой седмицы Великого поста, что случается очень редко, праздничное богослужение переносится на предыдущий день — 14 февраля.
Сретение — праздник Господский, то есть посвященный Иисусу Христу. Но в первые века христианства в этот день чествовали Богоматерь. Поэтому те, кто скажет, что это Богородичный праздник, будут отчасти правы. Сретение близко к праздникам в честь Божией Матери и по строю богослужения. В тропаре праздника, в прокимнах на утрене и Литургии и других песнопениях обращения к Богородице занимают центральное место.
Интересно, что двойственность Сретения повлияла на цвет облачений священнослужителей на праздничной службе. Они могут быть и белыми — как в Господские праздники, и голубыми — как в Богородичные. В церковной традиции белый цвет символизирует Божественный свет, а голубой — чистоту и непорочность Девы Марии.