Митрополит Климент: «Мы должны внимательно слушать, когда Евангелие читается вслух» - Благовещенская епархия

Статьи

20.05.2015

Митрополит Климент: «Мы должны внимательно слушать, когда Евангелие читается вслух»

Слово митрополита Калужского и Боровского Климента накануне праздника Вознесения Господня. Произнесено по окончании всенощного бдения в Благовещенском кафедральном соборе 20 мая 2015 года.



Книга имеет большое значение в нашей жизни. Мы так привыкли к книге, что не обращаем на неё внимания. А ведь по книге мы учились, по книге мы набрали опыта жизни, по книге мы узнали о Боге. По книге мы узнаём и путь духовный в жизни. Книга – незаменимая вещь. Господь дал разум человеку, и человек её изобрёл.

Этот год у нас – год литературы, указом президента, год тысячелетия кончины святого равноапостольного князя Владимира. И эти даты, эти события неслучайны в год книги. Потому что в жизни ничего случайного не бывает, мы должны это понять. А здесь промыслительно почему? Потому что мы должны задуматься о великом русском Слове.

Откуда оно взялось? Мы родились, родители нас научили: скажи «мама», «папа», скажи другие слова. Школа нас научила, а мы не обращаем внимания. Но русское слово – оно отличается от английского, от греческого, от любого другого – не по произношению. Русское слово появилось с привнесением на нашу землю православия. Наши предки до князя Владимира не имели этого языка. Князь Владимир принёс нам этот язык. Он пригласил святых братьев Кирилла и Мефодия, чтобы они научили грамоте. И тогда появилось русское слово.

Это не тот славянский язык, который у наших братьев-славян. Язык русский зародился здесь, на земле. И он зародился, развивался, вырос, стал богатым благодаря православию. Мы не придаём значения словам, а все слова у нас имеют славянский корень, кроме иностранных: гаджеты, компьютеры, телевидение… У остальных – славянские корни. А славянский язык наш – это Евангелия язык. Люди вначале услышали слово Евангелия и потом стали его изучать. Развитие языка, литературы появилось с развитием православия.

Вот вы имеете небесного покровителя, покровителя этого города – Святителя Иннокентия, который много лет трудился на Аляске. Я изучал Аляску, читал оригинальные письма Святителя Иннокентия, и что он сделал? Он в первую очередь, когда приехал туда молодым священником, изучил разговор алеутов и составил грамматику, составил для них язык. Какой результат? 150 лет, как мы продали Аляску, а они читают по-русски молитвы. С акцентом, но даже дети прочитают «Отче наш» по-русски. Вот как мы здесь читаем перед едой, так и они прочитают. Как мудро он поступил, что дал им свой язык.

И это несмотря на то, что была сильная американизация: первый начальник образования на Аляске, который прибыл из Вашингтона, Шелтон Джексон заявил, что со всеми национальными языками и культурами надо покончить. Только один язык американской цивилизации – это английский. Но алеуты сохранили свой язык. Они и сейчас говорят: «Это язык Святителя Иннокентия, это язык Церкви, этот язык от Бога нам дан». Только в 1953 году, почти через 100 лет после продажи Аляски, американское правительство приняло закон, разрешающий употреблять на Аляске алеутский язык официально. Почему? Потому что поняли, что это язык народа, который сохраняет идентичность этих людей.

У нас это русский язык, и мы должны любить и хранить его. И вот эта выставка, «Радость Слова», как раз и направлена на то, чтобы познакомить с новой православной литературой. Чтобы каждый из нас мог взять книжку, не только в Москве, а вот здесь, на благословенной благовещенской земле. Книжку о православии, о Христе, о Евангелии. Само Евангелие взять и почитать. Мы должны полюбить Евангелие, мы должны полюбить чтение. Вот завтра праздник Вознесения, а откуда мы знаем, что Христос вознёсся? Из Евангелия. Откуда мы знаем, что Христос 40 дней ходил после своего Воскресения, и для чего ходил? Мы узнаём из Евангелия. И мы должны внимательно читать его.

Отдание Пасхи прошло, праздник Вознесения настал, но не поздно взять и почитать. Как Христос являлся, что Он говорил ученикам. Он же говорил не только им, Он говорил и говорит нам тоже. Когда мы читаем Евангелие, мы должны это не просто воспринимать, как литературное слово. А воспринимать, что это Христос нам говорит. Мы должны внимательно слушать, когда Евангелие читается вслух. Внимательно – со страхом, с благоговением, с верой. Обязательно Евангелие надо слушать с верой, читать с верой. И дома должны регулярно читать.

Кто-то, может даже, наверное, удивится, когда я скажу, что вот у вас есть дети, внуки, внучки. А вы докажите, что вы их любите, научите их читать Евангелие. Мы своих детей выращиваем инженерами, они будут уметь моделировать разные вещи, но они чувствуют потребности души. А душа хочет одного – связи с Богом. Заставить ребёнка молиться, заставить ребёнка читать – это даст сомнительный результат, если мы сами не будем молиться, если мы сами не будем читать. Ребёнок должен увидеть нас читающими, тогда и он будет читать.

А сейчас часто я не буду говорить про Благовещенск, я по-другому скажу. Я интересный случай имел один раз, выходил из храма одного, и знакомые люди подошли, знаю, у них дети есть. Раньше ходили в храм, сейчас стали реже ходить. Подросткам лет 13-14 одному, другому лет 10-12. Я их спросил, почему они в храм не ходят – они на секции. Это был праздничный день – на секции. Секции дороже, важнее, чем прийти в храм и помолиться с Богом. Я их предупредил, что у детей сейчас возраст такой, мол, последите за ними. Они говорят: «А они не гуляют, только в школу, на секцию и дома сидят». Я спрашиваю: «А что они дома-то делают?» «В интернете». Я говорю: «Подождите, но это же ещё хуже!» Чем бы они под окном бегали, мяч гоняли. Чему он научится в интернете? Что он возьмёт там? Часто в жизни мы считаем, что любим своих детей. И говорим: «У тебя день рождения, на тебе айпэд, на тебе на следующий день рождения айфон, на тебе интернет…»

Почему мы не подарим ребёнку частичку своего сердца? Частичку своей жизни вместе с ним? Посидеть, поговорить. Поговорить о книге, можно посмотреть православные фильмы и потом разобрать. Прочитать просто художественную литературу и потом поговорить. Вот тогда мы полюбим. Но очень часто мы жалеем своё время. На тебе игрушку – и мы довольны. Это неправильно! Если мы любим ребёнка, то должны отдать ему часть своей жизни, пожертвовать ему своим временем, а то мы его упустим. Посмотрите, маленький ребёнок, когда мы приходим домой, бросается на ручки, прижимается: «Мама, папа, как долго вас не было, почему? Я так соскучился!» Подрастёт ребёнок: «О, мама, папа, пришли? Привет!» А когда вырос, родители дома сидят, ждут, не дождутся, когда ребёнок из своей комнаты придёт, чтобы с ними поужинать. И зовут: «Пойди, покушай, всё остыло!» «Мне некогда, я занят». Всё, вот так он ушёл из семьи. Ушёл в мир интернета, в виртуальный мир, он уже не живёт вопросами и нуждами семьи, он уже не хочет помогать семье. Он увлечён этой стихией, а она очень коварная, очень жестокая. И эта стихия доведёт человека до того состояния, что он потеряет смысл жизни, что он разочаруется во всём.

Сегодня и завтра мы отмечаем праздник Вознесения. Перед тем как Христос вознёсся, Он сказал Своим ученикам: «Я буду с вами до скончания века». Он с нами. А теперь мы должны спросить себя: А мы с Ним или нет? Мы любим Его? Он нам сказал: «Кто Меня любит, тот заповеди Мои соблюдает». И вот я желаю, чтобы побольше добрых людей стремилось к Богу, побольше людей к нашим родным и близким, друг к другу. Первые христиане всегда жили как единая дружная семья, друг другу помогали.

А я даже расскажу не только про первых христиан, но и про свою жизнь. Когда я был маленький, был период гонения. Скончался Сталин, пришёл Хрущёв. Я помню, когда хотели показать последнего священника по телевизору. Наверняка, в те годы закрыли остатки почти всех храмов, только осталось несколько на Дальнем Востоке. Мы ходили в храм. У мамы был инфаркт, когда мне было семь лет. Храм был недалеко от нас. И что интересно, стали к нам приходить женщины из храма – простые женщины приходили, а нас тогда четверо ребят было: от четырнадцати до трёх лет. Прихожане приходили, мама лежала полтора месяца. Они приходят, всё по дому делают, потому что папа работал: и приготовят, и постирают, и приберут, и на огороде посадят… Одна семья была. Они увидели, что нашей семье трудно, и стали помогать. Явили настоящую любовь христианскую, вот и мы должны друг другу помогать. Потому что, когда человек уходит в иную, греховную стихию, мы должны помочь ему вернуться к Христу. Мы должны подсказать ему, что путь греха – это путь смерти.

А Христос нам через своё Воскресение и Вознесение на Небо открыл путь жизни. В праздник Вознесения мы вспоминаем, что наша человеческая природа соединена с Божественной: Христос поднял наше тело к Богу. И так мы должны жить, вот наша цель, вот смысл жизни, а всё на земле, что мы приобретаем, на что тратим все средства и силы – мы ничего с собой туда не возьмём. И мы об этом должны помнить.

Я сердечно поздравляю с праздником, хотел бы поблагодарить дорогого владыку за приглашение приехать сюда, за то внимание, за ту заботу, когда мы здесь находимся. Спасибо, дорогой владыка, я буду всегда за тебя молиться и прошу тебя молиться за меня и моих спутников.