КРАТКОЕ ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ПРЕПОДОБНОГО ЕРМОГЕНА

In Новости by Василина Добрецкая

Житие преподобного Ермогена Албазинского вы можете скачать здесь

О происхождении Ермогена и его жизни до монашеского пострига
ничего не известно. По преданию, он был «прихожим священником», т. е.
прибыл в Восточную Сибирь вместе с казаками, уже будучи иеромонахом.
Первое документальное упоминание Гермогена содержится в
челобитной священника Илимской Спасской церкви Амвросия Толстоухова,
поданной 15 марта 1663 года илимскому воеводе Лаврентию Обухову. От
имени местных крестьян и промышленников он просил воеводу выделить
землю близ Никольского погоста для устройства монашеской обители.
Строителем будущего монастыря просители выдвигали чёрного попа
Ермогена. Прошение было удовлетворено. На реке Лене при впадении в неё
Киренги Ермоген получил требуемые земли и начал собирать братию.
В 1665 году в монастыре уже проживало более 30 человек братии, ими
были построены часовня и кельи, заведено крепкое хозяйство. Тогда же
Ермоген получил благословение архиепископа Тобольского Симеона на
строительство в новой пустыни двух церквей – в честь Живоначальной
Троицы (с двумя пределами) и Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Но
продолжить начатое дело Ермоген не смог.
Причиной тому стал конфликт илимского воеводы Лаврентия Обухова с
местными жителями, которых он разорял и бесчестил. 28 июня 1665 года он
был убит группой казаков. Учинив таким образом самосуд, заговорщики
решили бежать в Даурию. Возглавил отряд беглецов приказчик Никольского
погоста Никифор Черниговский. Под его предводительством в Даурскую
землю отправилось более 80 человек. В приказной избе на Чечуйском
волоке они составили пространную челобитную, в которой объяснили свой
поступок нежеланием более терпеть обуховский произвол. При этом они
обещали верно служить русскому государю на Амуре. Среди многих беглых
людей, приложивших руку к этой челобитной, значился и чёрный поп
Ермоген.
Черниговцы увели старца против его воли, желая воссоздать на новых
землях традиционный церковный уклад. Ермоген расценил своё пленение
как промысел Божий и с христианским смирением принял крест доброго
пастыря для пленивших его разбойников. Известно, что по мере следования
на Амур несколько человек, включая сыновей Никифора Черниговского
оставили отряд и поворотили обратно. Вероятно, возможность побега была и
у Ермогена. Однако, следуя пастырскому долгу, он продолжил путь с
разбойничьей ватагой.

2

Отряд Никифора Черниговского прибыл на Амур осенью 1665 года и
обосновался на месте бывшего даурского городка князя Албазы.
Пятнадцатью годами раньше это поселение было захвачено Ерофеем
Хабаровым, а после его ухода пришло в запустение. Уже к осени 1666 года
черниговцы отстроили Албазинский острог, обложили ясаком местное
население, завели пашню и сняли первый урожай. Не забывали албазинцы и
об устроении церковной жизни. В 1670-е годы, испросив благословение
Тобольского митрополита Корнилия, они построили в самом остроге церковь
во имя Воскресения Христова с приделом Владимирской иконы Божией
Матери.
В это же время недалеко от Албазина в урочище Брусяный камень
иеромонахом Ермогеном был основан монастырь во имя Всемилостивого
Спаса, в котором подвизались четыре насельника. Возле обители постепенно
выросла крестьянская слобода, жители которой работали на монастырские
угодья. Монахами были устроены кузница и две мельницы.
В июне 1685 года обитель была уничтожена маньчжурами. Монахи и
жители окрестных селений укрылись за стенами Албазинского острога. Но
силы противников были неравны. Тогда иеромонах Ермоген убедил
албазинского воеводу Алексея Толбузина начать переговоры о мирной сдаче
крепости. Маньчжуры позволили албазинцам беспрепятственно уйти в
Нерчинск, разрешив взять с собой только самое необходимое имущество.
Иеромонах Ермоген унес из подлежащему сожжению острога чудотворный
образ Всемилостивого Спаса и несколько других храмовых икон, среди
которых по преданию была икона Божией Матери «Слово Плоть Бысть»,
почитаемая с тех пор, как Албазинская.
Отпущенные маньжчурами албазинцы пошли вверх по Амуру. Всего в
отряде было боле 230 человек. Опасаясь, что такому числу людей не удастся
найти достаточного пропитания, они решили разделиться. Отряд служилых
людей под командованием воеводы Алексея Толбузина продолжил
движение в западном направлении и скоро прибыл в Нерчинский острог.
Другая группа албазинцев двинулась на север – по рекам, ведущим к Лене. В
числе этих 120 человек – пашенных крестьян, промышленников и служилых
людей был также иеромонах Ермоген. По Лене он добрался до устья Киренги
и вернулся в основанный им Свято-Троицкий монастырь, где принял схиму.
19 декабря 1690 года Ермоген почил и был погребен за правым
клиросом Троицкой церкви. Сразу же после его смерти началось почитание
преподобного подвижника. К его могиле из окрестных селений приходили
паломники. По молитвам старцу совершались многие чудеса.