14.02.2016
Как встретить Бога в церкви и в жизни? (+АУДИО)
Настоятель подворья в честь Архистратига Божия Гавриила и прочих Небесных Сил бесплотных иеромонах Георгий (Исаков) о смысле праздника Сретения Господня. Произнесено в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» 15 февраля 2015 г.
С чем связан этот праздник и для чего он установлен? Само повествование евангельское доносит до нас сведения о тех событиях, которые происходили в жизни Божьей Матери, Ее Обручника, святого праведного Иосифа, и Самого Господа, Который тогда был ещё младенцем. Иудейская традиция – на сороковой день приносить в храм ребёнка, первенца, дабы посвятить его Богу, – существует среди иудейского народа и по сей день. По этому обычаю первенец должен быть принесён в храм Господень, и за него должна быть принесена очистительная жертва в виде двух голубиных птенцов. По этому самому обычаю Божья Матерь и Её названный муж, Обручник Иосиф, принесли Бога-Младенца Христа в храм, для того, чтобы посвятить Его Богу и тем самым исполнить эту традицию.
Конечно, для Спасителя не было такой необходимости, чтобы Его приносили в храм и посвящали Богу. Но традиция есть традиция, её надлежало исполнить, так и было совершено. Особенностью этого события является то, что встретившие их люди по вдохновению Божьему – Духом Святым – были извещены о том, что Спаситель мира в этот день должен быть принесён в храм.
Праведный Симеон и пророчица Анна – люди, которые своей благочестивой и праведной жизнью заслужили такое откровение Божье. Причём старец Симеон был уже в довольно преклонном возрасте – Священное Предание доносит до нас, что ему было больше ста лет. Ему было дано слов, что он не умрёт, пока не увидит Спасителя мира. Он каждый день в ожидании этого чуда приходил в храм, молился, выходил на улицу и ждал: «Быть может, сегодня принесут Того, Кто должен отпустить меня, освободить от земной жизни». Так прошли многие годы – в ожидании великого чуда, великого события. Божьим Промыслом в этот день святой праведный Симеон Богоприимец снова находился в храме, молился. И вот на выходе из храма он встречает пару: мужчину в возрасте и молодую женщину, на руках которой был Христос-Спаситель. Он увидел и сразу понял, что вот спасение для него, спасение для всего мира, пребывающего в ожидании чуда.
Взяв Младенца на руки, он сказал великие слова, которые даже вошли в богослужебные тексты вечернего богослужения: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение народов и славу людей Твоих Израиля». Это величайшие слова, свидетельствующие о том, что человек принял на руки Бога, соединил ветхозаветное время с новозаветным временем. Христос Своим пришествием в храм освятил храм Божий. Освятил не только здание, но и всех, кто там молился. И каждый раз, когда мы приходим в храм, мы приходим в надежде встретиться с Богом. Встретиться с Тем, Кто несёт спасение, Кто несёт прощение, и Кто даёт благодать быть человеком, образом и подобием Божиим, который мы от сотворения несём в себе. Правда, уже в искажённом виде.
Вчера за вечерним богослужением я приглашал всех прийти в храм помолиться в этот праздничный день, Сретенье Господне, чтобы не просто покаяться в своих грехах, но и встретить Бога, Живого Бога. Бога-Младенца, принесённого в храм Его Пречистой Матерью. И эта встреча состоялась для каждого из нас. И если каждый из нас посмотрит в свою душу, вглубь себя, увидит, что то единственное, чем он сегодня живёт, даже если хлеба не будет, даже если не будет воды, это, конечно, будет Христос. Как молился один святой, говоря замечательные слова: «Господи, дай мне лицезреть красоту Христа, чтобы в этой жизни меня никакая другая красота не прельщала».
И так должно быть у каждого человека. Ибо Сам Христос пришёл на землю не для того, чтобы посмотреть на людей, как они выглядят. Нужны ли Богу лица людей, которые отвернулись от Него? Но Он, по Своей любви и милосердию, заботясь о будущих наших поколениях, надеется на, то, что человек погрешит-погрешит, да и покается. Обидится, будет в обиде пребывать долгое время, но потом, поняв, что обида делает хуже только тому человеку, который обижается, обернётся и попросит прощения, и простит сам. И в этом есть надежда на спасение каждого из нас и, в общем, всех людей.