30.01.2017
Как святитель Иннокентий (Вениаминов) стал основателем Благовещенска
В преддверии празднования 220-летия со дня рождения этого выдающегося духовного лидера всего Дальнего Востока амурские журналисты вспомнили, какой вклад он внес в историю города
В этом году будут отмечаться две памятные даты, связанные с именем одного из основателей Благовещенска святителя Иннокентия (Вениаминова): 220-летие со дня его рождения и 40-летие его канонизации. Дата значимая для всего Дальнего Востока. Святитель Иннокентий оставил добрую память о себе во всех городах, где ему довелось пожить. Но, пожалуй, самый значительный вклад он внес в развитие столицы Приамурья.
Иван Евсеевич Попов, именно так в миру звали будущего святителя Иннокентия, родился 26 августа 1797 года в селе Ангинском Иркутской епархии в семье пономаря. Тогда еще никто не мог предположить, какую значительную роль он сыграет в истории Дальнего Востока и не только. В 1806 году он поступил в Иркутскую семинарию, в 1817-м был рукоположен в диакона, а в 1821-м-во священника.
Россияслав? Благовещенск!
Миссионерское служение святителя Иннокентия началось в 1823 году. Более 40 лет он посвятил делу просвещения коренных народов Северной Америки и Дальнего Востока России. Так, судьба привела его на берега Амура как раз в то время, когда встал вопрос о присоединении этих земель к России.
— Еще до того как был заключен Айгунский договор (1858 год), святитель Иннокентий познакомился с генерал-губернатором Восточной Сибири Николаем НиколаевичемМуравьевым, горячо поддержал его стремление и благословил его на эти труды, — рассказывает историк Владимир Пушкарев. — Более того, он даже принял участие в одном из сплавов по Амуру, и когда выбиралось место для организации казачьего поста, святитель Иннокентий отметил как раз то место, где Зея впадает в Амур. Сказал, что оно будет удачным для устройства будущего города.
Не только удачное месторасположение для города, но и название его — тоже идея святителя. В 1857 году на месте будущего Благовещенска был заложен казачий Усть-Зейский пост, и сразу же началось строительство первого храма в честь Николая Чудотворца. Немного позже святитель Иннокентий заложил основание кафедрального собора, а престол его освятил в честь праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Можно сказать, что это был главный храм рождающегося города. Это было знаковое событие, ведь по старой русской традиции в честь какого православного праздника или в честь какого святого освящался храм, такое название давали и самому поселению. К этому времени на берега Амура прибывали все новые и новые люди, поэтому поселение уже не соответствовало статусу просто казачьего поста. Сперва он стал называться станицей Усть-Зейской, затем, по предложению архиепископа Иннокентия, станицу переименовали в Благовещенскую.
И вот, когда подписали Айгунский договор и левый берег Амура стал официально российской территорией, встал вопрос о том, чтобы повысить статус поселения до статуса города. Но как его назвать? Николай Муравьев-Амурский рассматривал разные варианты. Наш город могли назвать Чернореченском, Россияславом… И именно святитель Иннокентий предложил вариант, который существует уже 159 лет.
— Николай Николаевич с этой идеей согласился. А главное — ее поддержал император Александр II и своим указом от 17 июля 1858 года учредил новый российский город Благовещенск, — рассказывает Владимир Пушкарев. — Поэтому святитель Иннокентий не только подсказал расположение нашего города, не только оказывал духовную поддержку первым горожанам и непосредственно участвовал в строительстве, но еще и имя, можно сказать, придумал для этого города. Конечно, его участие в истории нашего города колоссальное.
Духовный лидер Дальнего Востока
Святитель Иннокентий поддерживал Муравьева-Амурского на всем пути к подписанию Айгунского договора. Генерал-губернатор почитал его как духовного наставника, советовался с ним.
— Святитель Иннокентий стал духовным лидером всего Дальнего Востока. До того как он пришел сюда, здесь жили язычники, кочевые племена и народы. Из истории России мы знаем, что это не та вера, не та религия, на основе которой можно что-то строить, — слишком разные у языческих племен представления о том, что правильно и кого слушать. А вот вера в Единого Бога людей, наоборот, объединяет, — считает Анна Лиманская, пресс-секретарь Благовещенской епархии. — Первопроходцы-казаки тоже были людьми верующими, и вера помогала им справляться с трудностями. А трудностей было много: жить было негде, зимы морозные, дома как-то надо строить, лес валить… И хоть они были людьми военными и были морально готовы ко всему, но все равно было тяжело. Они ведь с семьями приехали в такую глушь. В первую зимовку многие умерли от морозов и болезней…
Поэтому первое, что казаки сделали, — построили храм. И в этом плане святитель Иннокентий помог им не только как духовный наставник. Он долго жил на Дальнем Востоке и на Аляске среди кочевых племен, которые к таким суровым условиям были привычны. Он занимался их просвещением, учил бороться с разными болезнями, а с другой стороны — и сам у них учился выживанию. Этот ценный опыт он смог передать нашим первопоселенцам.
На Амуре святитель Иннокентий прожил до 1868 года, вплоть до своего назначения митрополитом Московским и Коломенским.
— И хоть после основания Благовещенска святитель прожил здесь не так много лет, но эти годы были очень насыщенными, — продолжает Анна Лиманская. — Он успел основать семинарию (первая на Дальнем Востоке России Благовещенская духовная семинария открыта в 1871 году. — Ред.), заложить кафедральный собор, найти людей, которые продолжали бы его дело, основать миссионерскую деятельность. Он хотел работать с Китаем, искал сюда священнослужителей, которые бы знали китайский язык. Он был удивительным человеком, всю жизнь работал. Не только богослужения совершал, хотя это была важная часть его жизни, но и налаживал контакты, организовывал снабжение, ездил в столицу просить помощи, чтобы и у священников была достойная жизнь и чтобы переселенцам помогали. Он и научную деятельность вел, занимался описанием Дальневосточной земли. Его почитают своим и в Якутии, и в Иркутске, и в других городах Дальнего Востока.
СКАЗАНО!
«Юбилей такого выдающегося человека, как святитель Иннокентий, ставит перед нами задачу организовать и провести как можно большее количество мероприятий, направленных на изучение истории родного края. Мы должны консолидировать усилия светских органов власти и Благовещенской епархии. Для координации данной работы мы создали комитет по подготовке к юбилейной дате».
Губернатор Амурской области Александр Козлов на первом заседании оргкомитета по подготовке мероприятий в честь празднования 220-летия святителя Иннокентия.
Скоро у Благовещенска может появиться новый герб.
КСТАТИ
По инициативе амурских краеведов предлагается привести герб Благовещенска в соответствие с правилами геральдики, которым он сейчас не соответствует. Помимо прочего, предлагается изобразить на гербе щитодержателей — две фигуры, прообразами которых стали Николай Муравьев-Амурский и святитель Иннокентий. Геральдический совет проект нового герба одобрил. Пакет документов для утверждения нового герба должны передать в Благовещенскую городскую думу.
Источник: сайт газеты «Комсомольская правда», автор: Юлия Гоман