Инокиня Макария Нелинь: "Я не считаю свои работы. Их надо отпускать..." - Благовещенская епархия

Новости

30.11.2021

Инокиня Макария Нелинь: «Я не считаю свои работы. Их надо отпускать…»

Обычная квартира в типовом доме города Благовещенска. Здесь живут десятки людей, но большинство из них не догадывается, что буквально за соседней стеной, рождаются иконы. Образы Спасителя Мира и Его Матери Преблагословенной Девы, святых Русской Православной Церкви.

В этой мастерской уже почти 10 лет трудится инокиня Макария Нелинь. Петербурженка, по Воле Божией, оказавшаяся на Амурской земле. Штукатур-маляр с образованием химика, которая пишет иконы, восхищающие амурчан и тех, кто живет далеко за пределами нашей области.

Матушка Макария приехала в Амурскую столицу по приглашению архиепископа Благовещенского и Тындинского Лукиана. О своем непростом пути в иконопись, о вере и искусстве инокиня Макария Нелинь рассказывает нашим читателям.

 

«Как-то одна матушка сказала про одну из первых моих икон: «Это же как надо было нагрешить, чтобы так написать»» — улыбается инокиня Макария. Эта простая, искренняя улыбка, живой взгляд и легкие, буквально невесомые движения создают впечатление человека очень светлого и хрупкого, с доброй иронией относящегося к жизни и к себе. Наблюдая за ее работой кажется, что всю свою жизнь она только и делала, что писала иконы. Однако, путь к призванию инокиня Макария прошла не простой.

«Специально я не училась. Всю жизнь хотела рисовать и делала это для себя. В художественную школу не ходила. Мама считала, что серьёзная живопись, это не для девочки. У девочки должна быть на первом месте семья. Рисуешь, мол, и рисуй. Я так всю жизнь и рисовала. Мама хотела, чтобы я на бухгалтера поступала. Благо туда я не поступила. Пошла учиться на химика.» — говорит матушка Макария. Но любовь к изобразительному искусству не прошла. Поступить в художественное училище было уже невозможно. Не было базы: опыта художественной школы, портфолио.

Так будущий иконописец оказалась в реставрационном училище. «Там было не до художеств. Основная специальность — живопись по стенам: под камень, под лепку. И то на основное это направление уделялось всего полгода.» — рассказывает инокиня Макария. Но все же это было на шаг ближе к мечте.

На тот момент девушка еще не предполагала, что станет писать иконы. Говорит, что ходила в Православный храм, потому что туда ходила мама. А когда, к примеру, на ее памяти, мощи святого преподобного Серафима Саровского были перенесены из Москвы в Дивеевский монастырь (1991 год) – даже не придала этому значения.  И вот, внезапно, на втором курсе реставрационного училища, то ли в силу юношеского максимализма, то ли по моде того времени, но явно по Промыслу Божию, инокиня Макария решила уйти в монастырь.

«Я прочитала в православной газете про Покрово-Тервенический монастырь. Было указано, что надо взять благословение у отца Лукиана и мы с мамой поехали за благословением. Он встретил нас в телогрейке: «Что, в монастырь привели?» Расспросил что да как и сказал, что не надо ни в какой монастырь. Что есть мастерские, можно писать иконы. Так и осталась.»

Эта встреча стала поворотным моментом в судьбе юной художницы. Она была определена в иконописную мастерскую под руководством монахини Даниилы (Мясниковой) (сегодня игумения Среднебельского Богородичного женского монастыря). Предстояло многому научиться. К примеру, писать маслом. Умения достигались упорным трудом. А знакомство с будущим правящим архиереем Благовещенской епархии архиепископом Лукианом переросло в дружбу, сохранившуюся на долгие годы.

«Владыка, как руководитель, не оставлял нас без внимания. Честно говоря, он сам — художник. У него прекрасное церковное, эстетическое и художественное чутье. Я работаю с ним в тандеме. Все утверждаем, обсуждаем. Начиная от образцов, заканчивая финальными штрихами. Иногда спорим, но последнее слово за ним. Его участие и вообще все то, кем мы стали — благодаря ему.»

Сейчас инокиню Макарию Нелинь по праву можно назвать одним из главных иконописцев Благовещенской епархии. Перечислять работы, которые были написаны ею можно долго. Это и икона «Явление Богородицы на Амуре 1900 года» и список «Касперовской» иконы Божией Матери, и икона «Явление Жировицкой иконы Божией Матери на груше», в которую вставлена точная копия чудотврного Жировицкого образа Богородицы на яшме.

Одна из особенных работ матушки Макарии — иконы китайских новомучеников: святого Митрофана Пекинского и святых Ии и Иоанна. Работа стала исследованием с необычными поворотами.

«Владыка сказал, что нужно написать такую икону. Я начала подбирать информацию. Начала с отца Митрофана. В моем представлении священник должен быть с бородкой, к примеру. Выражение лица соответствующее. А опереться-то не на что.»

Художнице пришлось просмотреть множество фотографий и кинофильмов в поисках нужной фактуры. И вот, наконец, работа была завершена.

Написала, позвали отца Димитрия (иерей Димитрий Чжан служащий священник Среднебельского Богородичного женского монастыря с. Среднебелая, прим.ред.)  Он посмотрел и скромно сказал, что похож святой Митрофан не очень. Мы с Владыкой удивились: а с чем можно сравнить, если нет фото. Отец Димитрий тут же показал нам фотографию. Оказывается, мы её много раз видели, но в голове не укладывалось, что православный священник может выглядеть вот так, с забритой головой и косичкой.»

Лик пришлось переписать. К счастью, поскольку краска была еще свежей, удалось обойтись без серьёзных потерь и все обошлось благополучно. Соответствие – это главное, говорит художница. Важно найти не просто нужное выражение лица, но и фото, соответствующее времени. Люди меняются вместе с эпохой.

          Часто современным иконописцам приходят на помощь новые технологии. Благодаря интернету можно увидеть лица людей, живших в прошлые века, подобрать нужный цвет или составить концепцию будущей работы.

«Сейчас есть интернет. В свое время у нас не было ничего. Помню, Владыка принесет от шоколадки обертку и говорит: «Смотрите, вот какой цвет нужен!». Есть какая-то картинка, а надо в зеркальном отражении… Поставишь зеркало и пробуешь. Конечно, профессиональные художники так не делают. Да и при академическом образовании нужна натура. А где ее взять? Благодаря интернету я вижу фотографии, которые были сделаны в XIX веке художниками. Так они идеально подбирали и модель и одежду и позы.»

          Процесс написания иконы современными мастерами отличается от того, как это происходило несколько веков назад. Но объединяет эпохи главное – молитвенное общение с Богом, смиренный, кропотливый труд и самоотдача.

«По-первости перед каждой работой совершалось молитвенное правило. Но теперь этот настрой приходит самостоятельно. Перед каждой работой я волнуюсь получится или нет. Каждая работа — неизвестность и это волнение всегда есть и я, как могу, прошу Господа, чтобы он помог мне. Когда-то люди специально постились. Но представьте, если я пишу постоянно, то мне бы приходилось все время находиться в состоянии строгого поста. Поэтому, еще раз говорю, все естественно происходит. И смирение, и пост, и молитва.»

Работы матушки Макарии необычны для амурчан. Они выполнены в академическом стиле, который был не слишком распространен в Амурской области. Но очень многие оценили его возвышенность, яркость и красоту.

«Очень многое в академическом стиле выражается в нюансах. Строгость и возвышенность добивается очень лёгкими моментами: положением бровей например. Так икона однозначно выглядит, как икона. А не как иллюстрация.

Владыка всегда для нас, художников, старался находить антикварные иконы хорошего академического письма. Так делали даже раньше, в дореволюционных художественных академиях. Детей туда отдавали с 6 лет и они учились копировать. Это очень важно сначала научиться копировать.

В Благовещенске выбор храмов не так велик. В Москве не нравится один храм по стилю — идешь в другой. Я люблю академический стиль. Владыка — сторонник академического стиля и по его наблюдениям людям ближе такой стиль. Конечно, есть эстеты, которые скажут, что каноника — это более верно. Но на самом деле нет ничего «более правильного». Господь принимает все то, что идет от сердца, от души. Лишь бы это было действительно в рамках эстетики, красоты, духовности.

Весь ХIХ век это исключительно академический стиль. И чудотворные иконы есть в том числе в реалистическом и академическом стиле.»

Написанные иконы инокиня Макария отпускает, как говорит, с легкой душой.  И не любит заявлять о себе, как об авторе. Часто, молясь за Божественной Литургией в Благовещенском кафедральном его прихожане даже не знают, что рядом с ними скромно стоит тот человек, который своими руками создал любимые многими иконы, находящиеся здесь.

Признание маститых авторов, тоже вышло своеобразное. Недавно известный художник с запада России представил работу инокини, как свою собственную, добавив от себя лишь несколько элементов по краям. Личной обиды, говорит матушка Макария, на душе не осело. Жаль только, что не звучит название мастерских, в которых икона была написана.

«Мне лично не надо популярности. Я не умею себя, говоря современным языком, «пиарить», да и времени на это нет. Неприятно не за себя. Эту икону мне даже не пришлось до конца дописать. Над этой работой трудились еще две матушки. Всего лишь сказали бы, что основа — работа мастерских Тервенического монастыря и этого было бы достаточно.»

          На вопрос: нужны ли иконописцы сейчас матушка Макария отвечает однозначно. Время святых не прошло. И в наши дни есть люди, которые страдают за Христа.

«Иконопицсы нужны. Появляются новомученики. Кто будет их писать? Мало тех молодых, которые идут и хотят поработать для Бога. Была такая волна, когда молодежь шла в монастыри. Сейчас идет меньше людей. Ладно здесь, это не столица, но даже в Питере, где есть академия, я знаю только одну пару, которая может писать. Из целой академии.»

А пока новые мастера только ищут свой путь или делают первые шаги в иконописи, матушка Макария не покладая рук трудится в своей мастерской, прерываясь на небольшие прогулки и краткий отдых. Ведь еще столько всего нужно успеть.

«Я вкладываю все, что я могу. Если Господь примет, то примет. Я делаю, все, что в моих силах. Есть честность перед собой. Для Бога я стараюсь, насколько это возможно. Если кому-то нравится, то Слава Богу…»