Епископ Лукиан: «Христос – исключение из всех правил» - Благовещенская епархия

Проповеди

01.03.2015

Епископ Лукиан: «Христос – исключение из всех правил»

Слово епископа Благовещенского и Тындинского на евангельскую притчу о субботнем покое (Мф. 12:1-8). Произнесено за Божественной литургией в храме Архистратига Божия Гавриила и прочих Небесных Сил бесплотных г. Благовещенска в первую субботу Великого поста, 28 февраля 2015 года.

Мы собрались здесь, на подворье мужского монастыря с тем, чтобы стать участниками Божественной литургии, и каждый из нас, так или иначе, от чистого сердца приносил Богу покаяние, причащался Телу и Крови Христа, Богу, Который очень просто обращался к людям, когда был на земле в образе человека. И две тысячи лет обращается к нам словами Евангелия.

Потрясающая история – казалось бы, бытовой случай из жизни учеников и Христа, но Евангелие зафиксировало, записало и передаёт нам отношение Бога к людям, когда они благочестивы и исполняют закон. Обычная история: шли голодные ученики Христа через поле, где вдоволь пшеницы. И чтобы утолить свой голод… Нам это немного трудно представить, как это бывает тяжело в Азии и на юге, когда ты не можешь попить воды да ещё если ты голодный. огда ты готов сорвать любую соломинку для того, чтобы пожевать и утолить и жажду, и голод.

Ничего другого не сделали эти ученики – только рвали колосья, чтобы себя подкрепить. Но это был субботний день. И, как правило, всегда за Христом, за Божественным Учителем следовали те, кто был не просто заполнен Им, а люди лукавые, которые ревновали и завидовали Христу и Его потрясающему учению, потому что никто так просто и сильно, с властью, не говорил, как это делал Христос. До появления Христа – да, проповедовали в синагогах, говорили о Законе Божьем, напоминали, учили Закон Божий, но в этом не было той нормы, того основного, что мы уже знаем и понимаем, как христиане двадцать первого века. Не было Христа, не было любви, и не было доброты, поэтому ни один закон не работал. И все те, кто соблюдал Закон, будучи благочестивыми людьми, испытывали особое состояние переживания и беспокойства: чего-то не хватало.

И сегодня мы в этом убеждаемся, живя в нашем мире – и в церковном, и в гражданском – когда есть законы, есть положения, но почти каждый из нас в какой-то степени их нарушает. Какое может быть исключение из правила? Что же всё-таки может успокоить метущуюся человеческую душу? Только один Божественный Закон – закон любви и доброты, который явил здесь на земле Сам Бог, Спаситель мира.

Да, все положения и заповеди Христа сводились к одному. Зная, что всё уже было у людей предостаточно, и на опыте было, не просто какие-то отвлечённые теории, были конкретные зафиксированные письмена. Но они не работали, не давали спокойствия, уверенности человеку на Земле.

Конечно, Христа осудили, как Божественного Учителя: «Ну, как же так?! Твои ученики срывают колосья в субботу!» А этого делать было нельзя. Лишнего шагу нельзя было ступить. Христос приводит потрясающий пример из жизни царя-пророка Давида, когда он со своими друзьями, будучи гонимым, зашёл в храм и, испытывая голод, съел хлебы предложения, которые могли вкушать только священники храма у – тогда ещё ветхозаветного – алтаря. И Он сказал потрясающие слова на все времена: «Суббота для человека, а не человек для субботы». Мы все знаем и помним это замечательное крылатое выражение. И очень многие пользуются этим высказыванием Христа, чтобы опять-таки оправдать нарушения закона. Обойти, ведь Сам же Христос сказал, что суббота – это не самое главное, что она дана человеку для его пользы. Если не нравится или не хочется, то я могу обойти этот закон.

Но дальше история заходит в синагогу. И Христос, по Своей Божественной природе будучи любовью – Богом любви и доброты среди жестокосердного мира, среди тех многих законников, умников, которые собрались в храме, – увидел человека, который страдал много лет парализованной рукой. И зная, что его опять будут осуждать, спрашивает: «Что надо делать в субботу? Добро или зло?» Помочь или просто быть равнодушными, не обращать внимания?

И Евангелие указывает, что все промолчали, потому что все прекрасно понимали, что ни в этой синагоге, ни даже, может быть, во всём мире не найти такого врача, который мог бы помочь этому человеку, у которого отсохла рука. Но все понимали, что не просто так был задан вопрос. И уже знали и были наслышаны, что Христос творил чудеса. Уже было до этого претворение воды в вино, уже было воскрешение сына вдовы – мёртвого человека. Они знали, что Он мог это сделать, и молчали.

Но Он спросил их только об одном: что надо делать в субботу, добро или зло? Он исцеляет этого человека, дарует ему здоровье. И опять начали роптать: «Ну, надо же, сотворил чудо в субботу, нарушил закон!» И Евангелие указывает, что Господь даже прогневался за жестокосердие людей: страдание, боль, и завтра каждый может стать парализованным, обиженным, оставленным, и нет сострадания, нет сердца. Но зато все красиво говорят о каких-то высоких духовных законах.

Христос в евангельской истории, в истории жизни многих-многих людей уже двадцать один век является исключением из тех правил, которые даны Богом человеку, и тех, которые людьми придуманы для собственной пользы. Потому что все законы и все положения и даны, и продуманы для людей несовершенных, для того, чтобы дисциплинировать, упорядочить жизнь людей, указать им какое-то направление, по которому они должны развиваться.

Но единственный закон любви и доброты принёс на землю Христос, Сын Божий, Которого мы, православные, исповедуем, и благодарим Бога за то, что мы принадлежим к Его святой Церкви, где главой является Он Сам. И через таинства Он Святым Духом не только освящает каждого из нас, но и даёт возможность правильного нормального видения и понимания себя самих, окружающего мира и того будущего, которое ожидает каждого из нас.

Зачем субботы? Зачем происходили исцеления? Зачем мы постимся? Зачем мы молимся? Что за этим стоит? Ведь, казалось бы, по-человечески, по всем правилам, особенно по гражданским, которые работают в жизни людей, нас всех ожидает кладбище. Кого-то как-то побогаче, получше, кого-то проще. Что является основой жизни и зачем эти субботы? Зачем посты, зачем молитвы, зачем нам нужен закон о любви, великий Божественный закон? Просто для того, чтобы как-то успокоить нас на время? Это сегодня прекрасно делают мирские психологи, которые убаюкивают сознание людей для того, чтобы они протянули ещё какое-то время. Ну, а что будет потом? Восемнадцатый, семнадцатый километр. И всё. Нет человека, и нет проблем.

Настоящий закон для духа, для души, для разума, для сердца, для полного человека дан и освящён только Спасителем мира. И этот закон любви, великой жертвенной любви мы все будем проходить во время поприща, во время Четыредесятницы, во время Великого поста. В церкви нам будет предлагаться чтение Священного Писания, Ветхого и Нового Заветов. Мы будем много говорить и много молиться. Но под этим всем всегда будет подразумеваться и преследоваться только одна цель: не лишиться великой Божественной любви, которая была проявлена не просто один раз – в далёкое евангельское время, – которая живёт и работает сегодня точно так же, как это было в прошлом.

И сегодня субботы работают на людей, и сегодня люди сухие, уродливые, парализованные, может быть, не рукой, но сердцем, душой и умом так же могут получать исцеление. И наша святая православная Церковь сегодня преследует только одну цель – нести людям добро. Как бы не было ожесточённо сердце и ситуации среди людей, Церковь будет будоражить умы сердца и напоминать о самом главном законе, а вернее даже исключении из всех законов, которые существуют в нашей человеческой жизни, и даже из великого Божественного закона.

Наш озлобленный мир сегодня очень часто прикрывается даже Священным Писанием. Например, мы празднуем семидесятилетнюю годовщину победы в Великой Отечественной войне. И мало кто задумывается, что эту войну развязали не дикари, не людоеды из диких лесов, а цивилизованная европейская христианская страна. В которой каждый держал в руках Библию и изучал её. Но зло почему-то вышло из этой среды. Мы видим, что сегодня происходит с христианской и даже православной Украиной – она раздирается. Уже придумали пять или шесть только православных конфессий. Сплошные разделения, драки, дележи и прочее. Ну, не работает почему-то закон, не останавливает этих людей. Потому что многие лишаются потрясающего дара и не стремятся к нему. Дара любви и доброты. Это то, что с бешеной скоростью уходит из нашей жизни.

Ожесточённый мир не остановит ни один закон, если внутри, в сердце каждого, не будет великого божественного закона любви. Если кто-то скажет: «Но это же действительно Евангелие, это Священное Писание», – то православная Церковь говорит и заявляет о том, что это больше, чем Священное Писание. Это живой реальный Христос, это живой Бог, Который сегодня отсутствует в разных религиозных организациях, течениях и прочих – тех, кто ушёл от святой православной веры. Не кому-нибудь другому, а именно святой апостольской церкви Христос пообещал быть с ней до скончания века и реально присутствовать в таинствах. А ведь сегодня очень многие конфессии ушли от благодатных таинств, апостольской и Христовой преемственности. Дети крестятся неправильно и безблагодатно, таинство брака недействительно. И сегодня порождается поколение обманутых людей только потому, что уступили, предали, изменили святому Православию. И тому подлинному настоящему закону любви Божией и благодати Божией, который преподаётся в таинствах нашей Церкви.

Великий пост – это то время, когда нам надо задуматься, что не человек для поста, а пост для человека. О том, что Христос смотрит не на желудок, Он смотрит на сердце. И ищет живого общения через Свою Церковь, которую основал здесь, на земле. И пообещал, что неотлучно Он будет в этой Церкви. И мы имеем большое христианское человеческое счастье через таинства быть причастными к Христу и спасать свою бессмертную душу, и мыслить больше и выше, и дальше, чем семнадцатый километр. Мы знаем, что нас ожидает вечность. Что плоть – участь одна, а для духа, для души – участь совершенно другая.

Поэтому в этот субботний день за Божественной литургией, в печальные, покаянные дни Великого поста мне хочется не только напомнить, но и призвать всех вас помолиться о том, чтобы при всех наших добрых возможностях, переживаниях, чувствах, пониманиях, мы не лишились доброго сердца и той любви, которая была у Христа. Которая является подлинным правилом и смыслом для каждого христианина. Не просто множества законов и положений, а единственного, что было явлено Христом, зафиксировано в Священном Писании, есть в учении нашей Церкви, того, по чему мы должны соизмерять все наши действия: как бы поступил на моём месте Спаситель мира?

Давайте помолимся ещё и о том, чтобы великий Бог, Бог любви, Бог исключения милостиво нас прощал – тех, кто нарушает правила, положения, законы, заповеди, и чтобы Он был реально единственным исключением в нашей христианской человеческой жизни. Помолимся об этом.