05.04.2015
Епископ Лукиан: «Весь мир идет за Ним»
Слово правящего архиерея на Евангелие праздника Входа Господня в Иерусалим (Ин.12:1-18). Произнесено за Божественной литургией в Благовещенском кафедральном соборе 5 апреля 2015 года.
Евангелие от Иоанна. За шесть дней до Пасхи пришёл Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мёртвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила Ему, и Лазарь был одним из возлежащих с Ним. Мария же взяла фунт чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отёрла волосами своими ноги Его. И дом наполнился благоуханием мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: «Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?» Сказал же он это не потому, что заботился о нищих, но потому, что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил при себе, что туда спускали. Иисус же сказал: «Оставьте ей, она сберегла это на день погребения Моего, ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда».
Многие из иудеев знали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мёртвых. Первосвященники же положили убить Лазаря, потому что ради него многие из иудеев приходили и веровали в Иисуса. На другой день множество народа, пришедшие на праздник, услышав, что Иисус идёт в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во имя Господне Царь Израилев!» Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: «Не бойся, дщерь Сионова, се Царь твой грядет, сидя на молодом осле». Ученики его сперва не поняли, но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нём написано, и это не сделать Он не мог. Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря, воскресил его из мёртвых.
Потому и встречал Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо. Фарисеи же говорили между собою: «Видите ли, что не успеваете ничего? Весь мир идёт за ним!» Среди пришедших на поклонение в праздник были и они.
Праздник Входа Господня в Иерусалим, Вербное воскресенье имеет своим основанием учение апостольской святой евангельской православной Церкви. Своим основанием имеет Священное Писание и Священное Предание, которые две тысячи лет не только сохраняет, но и приносит в жизнь наша святая православная церковь. Многие последовали за Ним, сообщает Евангелие, когда фарисеи и книжники начали не только возмущаться, но и переживать: «Ну, надо же!» За Иисусом последовали многие, настолько многие, что это вызвало волнение и переживание среди старейшин, среди тех, кто был обеспокоен, что теряет власть, теряет положение среди народа.
Две тысячи лет святая Православная Церковь следует за Христом. Невзирая ни на кого и ни на что. На идеологии, политические давления, на отдельных лиц, политиков и тех многих, кому порой бывает Церковь невыгодна. Потому что у неё есть одна задача: следовать за Христом и просто и правильно доносить простые истины, которым Он научил Своих учеников и последователей. Две тысячи лет Церковь свидетельствует об этой истине и правде. Нравится она кому-то или не нравится. Доверяет ли кто-то или, может быть, отворачивается. Но всё равно эта истина и правда всегда будут звучать. С одной единственной целью. Потому что за этим стоит спасение бессмертной души человека и всего человечества.
Мы многое пережили в своей жизни: политические и идеологические системы, атеистический натиск, борьбу, жуткое атеистическое противостояние против нашей, отеческой исторической Церкви. Но как бы не восставал человек против Бога, истины Божией, она остается непоколебимой – точно так же, как никто сейчас не может вернуть Новый Год и январь месяц. В жизни природного мира всё идёт своим правильным чередом и установлением порядка, который уложил в этой жизни великий Законодатель природы и человека – Бог. И – хочет этого человек или не хочет, но наступает весна. И, надеемся, будет лето благостью Господней.
Ярким свидетельством и выражением этой удивительной поры служит окружающий мир, который сегодня пробуждается к жизни после зимней, казалось бы, мёртвой спячки и побуждает людей, ради которых был создан этот потрясающе красивый мир, чтобы и люди пробуждались. Чтобы и люди просыпались, чтобы воскрешение было не только вокруг нас, которое мы можем констатировать, наблюдать, критиковать, любить или не любить. Но чтобы это было сильным состоянием человеческого духа.
Именно праздник Входа Господня в Иерусалим. А накануне – Лазарева суббота, когда православная Церковь и весь христианский мир вспоминали потрясающее чудо: Христос воскресил своего друга, благочестивейщего иудеянина, который четыре дня лежал во гробе, и, как его сёстры сказали: «Господи! Не заходи туда! Там уже смердит», мол, он разложился. И это видели сотни людей. И были поражены, когда в погребальных пеленах вышел к ним живой человек, и не было смрада, а был только страх. Что перед всеми стоял не обычный человек, а Богочеловек. Сын Божий. И все прекрасно понимали, что Он не принёс им какую-то политическую независимость, о которой в то время мечтали иудеи, будучи вассалами Римской империи. А Он принёс что-то большее, что-то сильное, что перевернёт умы и сердца людей. В Его руках жизнь и смерть. Он обладает той истинной правдой, которую должно слушать, потому что Ему и мёртвые подчиняются.
Как многие мечтают и фантазируют: «Ну почему же сегодня не воскрешаются мёртвые, почему наши любимые, дорогие уходят в иную жизнь, и по нашим просьбам, по нашим молитвам, по нашей вере не возвращаются в эту земную жизнь? Ведь Христос же воскрешал к жизни молодых людей, старика Лазаря. Зачем? Почему всё так происходит?» В евангельском прошлом это происходило для того, чтобы учение Бога, Который явился на Землю в образе человека, было более убедительным. А сегодня не воскрешаются мёртвые, так как нам хочется, только потому, что с пришествием в мир Христа мы узнали не только новые идеи, но и правильное видение и понимание человеческой жизни, назначения человеческой жизни на земле, будущего человечества. И когда рассуждаем и фантазируем, то так важно к этим переживанием и проблемам подходить не просто фантазёрски, легкомысленно и чувственно: «Мне так хочется, мне так нравится». Но сугубо разумно, понимая то, что нам уже две тысячи лет известна правда и истина, которые Христос очень просто и доступно открыл человечеству через Священное Писание.
Человек призван к вечности. Не к временной жизни. Сколько бы его ни возвращали в эту временную жизнь, он всегда будет уходить из неё, потому что великим назначением – будущим человечества – является вечная жизнь. И в этом уверил нас Христос не только воскрешением молодых людей и благочестивых стариков в далёкое евангельское время. Это делали и праведники на протяжении двух тысяч лет.
Одним из них был наш соотечественник святой преподобный Сергий Радонежский, которому отец принёс маленького ребёнка, единственного, вымоленного ребёнка. Он принёс его ему в гробике, а преподобный вынес его живым. Не проблема сегодня воскрешать. Сегодня есть другие проблемы, которые мертвят человеческий дух, разрушают человеческий разум и сердце. Это самая страшная смерть, которая только есть на нашей Земле, которая убивает и разрушает душу человеческую. Для этого Спаситель мира унизил Себя. Будучи Богом всей Вселенной, пришёл в образе человека, в образе простого раба для того, чтобы послужить спасению человечества. Не переставая управлять всей Вселенной. Он по-человечески пронёс в этой жизни скорби и всё, что мог пронести, казалось бы, обычный человек.Хотя многие, видя эти страдания и подвиг жизни Христа, отказывались, трусили, предавали Его. И донёс Он эту великую, Божественную идею до креста, а Воскресением Своим открыл путь каждой человеческой плоти к иной участи, к вечной жизни.
Сегодня многие сомневаются, не доверяют, а можно сказать, и не верят. Но убедительным для всех нас является то, что мы все уйдём из этой временной жизни. Может кто-то подумает, что это совершенно неправильное слово, но мы все уйдём из временной жизни. И нас в этом убеждать не надо. Это правда. Это то, что мы можем ощутить, пережить на опыте, особенно на опыте наших родных и близких: так многих мы уже проводили в вечный путь. И если это происходит так, и мы признаём эти законы, потому что от них нам никуда не деться, то неужели мы не должны признавать духовные законы, которые не менее сильны и необходимы в нашей человеческой жизни, которые придают ей смысл, которые открывают правду вещей, освещают нашу кратковременную жизнь, здесь, на земле, позволяют нам быть людьми, и не просто людьми, а людьми Бога. С тем, чтобы избежать участи уподобляться животным или обезьяноподобным, как это так недавно хотели навязать всем нам.
Воскресением Лазаря, Своими страданием, смертью и воскресением Христос открыл потрясающую дорогу каждому человечку: правильного видения истины и правды, которая, казалось бы, должна быть так естественна и понятна для всего человеческого рода. Но, оказывается, надо, чтобы Сам Бог пришёл на землю и донёс до нас, и утвердил в нас эти истины и правды. Самые насущные. Без которых немыслима была бы жизнь человеческая.
А самое главное, что надо доказать, как часто бывает, часто звучит: «Докажи, я поверю». Много сегодня этих свидетельств, и сегодня весь учёный мир, пожалуйста, по телевидению, по радио, всякие передачи телевизионные, вы можете посмотреть и увидеть, что они доказывают, что есть духовный мир, что есть загробная жизнь.Но Христос не пришёл доказывать. Он пришёл для того, чтобы принести Себя в жертву, как верх любви и служения человеческому роду. Мало кто из нас сегодня способен на подобные жертвы. Даже то маленькое, что даётся нам в жизни, мы порой не способны пронести ради родных, любимых, близких, от которых зависим, или тех, кто подарил нам жизнь. Мы боимся сегодня жертв, но благодарим Бога за то, что перед нашим духовным взором, человеческими глазами есть этот потрясающий образ жертвы Сына Божия спасения ради человеческого мира. И сегодня мы её исповедуем. Исповедуем так, как Он учил святых апостолов, а апостолы передали апостольским мужам и нам по преемственности. И так уже две тысячи лет.
Нам гораздо легче исповедовать и веровать, нежели тем людям, кто был рядом со Христом. Кто был рядом, а потом и струсил, и сбежал, и предал. Им было трудно понять: «Как человек, воскрешающий мёртвых, себя не может спасти?! Почему Он мог дарить здоровье всем, но не мог этого сделать Своим ближайшим ученикам?» Почему так происходило? Им было это трудно понять. Нам сегодня гораздо легче. Потому что Церковь, водимая Духом Святым, имеет сегодня Божественное откровение. И во все времена доносит его до людей, особенно через Священное Писание, которое сегодня доступно для всех. Доступно и понятно на разных языках мира, только бы читали и знали.
В этот праздничный день, когда мы держим праздничные весенние ветки, мне искренне хочется пожелать всем нам быть причастниками той духовной весны, которая всегда есть в апостольской евангельской Церкви. Той весны, которая особо вдохновляется и взывается к жизни Святым Духом подобно тому, что происходит сейчас в окружающем мире. Целью, задачей Церкви Святого Духа является то, чтобы каждый сегодня пробудился, проснулся, пробудился к духовной жизни, задумался о смысле жизни. Задумался о своей жизни и вообще о положении жизни здесь на земле. Зачем? Почему? Кому это надо? Что нас всех ожидает? Точно так же, как вот эти замёрзшие, холодные и, казалось бы, безжизненные ветки начинают принимать жизнь. И свидетельствуют и являются образом и символом жизни, которую всегда вызывает и даёт великий Жизнеподатель – Бог. Мы исповедуем этого Бога, во власти Которого весь природный мир, окружающий нас и жизнь каждого из нас. Мы исповедуем Сына Божия, Который простым способом пришёл к нам, чтобы спустить нас на землю, тех, кто уже собирается в космос, но ещё не умеет любить. Не умеет сострадать, отворачивается от тех истин и правды, которые, по сути, делают нас людьми. Мы исповедуем Духа Святого, Который уже две тысячи лет, несмотря на всё сопротивление человеческое и на те силы зла, что восстают против истинной исторической апостольской Церкви, не только вдохновляет, но и охраняет и сохраняет её до второго пришествия Сына Божьего. Мы чада этой Церкви, и сегодня смело каждый должен свидетельствовать всем как возможно по традиции нашей святой Церкви.
Одной из лучших традиций является Вербное воскресенье и живая ветвь, которая подобна детям и тем, кто встречал Сына Божьего в Иерусалиме и кричал «Осанна сыну Давидову». Зачем? Чтобы внешнему миру, родным и близким, чтобы себе самому напоминать о самом главном, о том, что верую я в Того, Кто даёт мне жизнь, Кто является хозяином моей жизни и смерти. И, конечно же, так важно сегодня нашему народу, который пропадает во всякого рода поисках истин и правд, которого кидает из секты в секту непонятно почему, не зная, не любя, не уважая той веры, которой жили тысячи лет наши отцы и деды, показать, что наши праздники красивы, что наши традиции имеют богатейший смысл и несут в себе потрясающее духовное содержание. Это то, что можно определить простым человеческим языком. Что Богу угодно. Что людям приятно. Это то, что показывает красоту нашей веры. Это то, что задевает так многих за сердце.
Не все способны читать Евангелие, не все могут знать о Боге, некоторые и слышать порой не хотят! Но как многих умиляет Вербное воскресенье! Все спешат, чтобы в доме была красивая вербная веточка. Даже многие не знают смысла этого праздника, но всем хочется, чтобы в доме была живая веточка. Все тянутся к жизни, это вполне естественно и нормально. И тем самым, даже порой неосознанно исповедуют и тянутся к Тому, в руках Которого жизнь наша. Сегодня мы стоим у алтаря Христова, вспоминаем эти евангельские события и на самом деле переживаем и становимся соучастниками этих событий. И дай Бог, чтобы мы никогда не уподобились тем, кто с красивыми ветками в руках встречал Сына Божия, кричал «Осанна! Осанна сыну Давидову!», а через три дня кричал: «Распни! Распни Его!» Чтобы мы никогда не были распинателями Христа. Чтобы мы никогда не были распинателями того дорогого, драгоценного, что осталось нам от отцов и дедов наших – веры нашей православной. Которая выстрадана потом и кровью лучших людей нашего Отечества, донесена до нас как нужный необходимейший стержень, за который мы будем ещё много-много лет хвататься для того, чтобы выжить и не потерять смысл жизни.
И сегодня, молясь в этот праздничный день, надо поблагодарить Бога за то, что мы принадлежим к той Церкви, которая за две тысячи лет пронесла до нас неизменное Священное Писание, потрясающие традиции и обычаи, которые силой Святого Духа возобновляют наш народ, пробуждают его к духовной жизни, к духовно-культурной жизни, как к той основе, на которой держится всё. И политика будет здоровой, и экономика будет здоровой, если в людях будет духовность и высокая духовная культура. В эти дни к этому призывает нас святая православная русская Церковь, Церковь нашего Отечества.
Мы не должны потерять это потрясающее богатство, которое досталось нам как сильнейшее, необходимейшее достояние. Оно сегодня нам в честь и достоинство, как русским православным людям, оно делает нас русскими, оно удерживает нас в православии и правоверии, без него сегодня невозможно жить – иначе будет полное сумасшествие и дурдом. В этот праздничный день всем вам, кто пришёл в храм для участия в богослужении и освещении праздничных верб, мне искренне хочется пожелать, чтобы те праздники, которые грядут, не обошли нас, особенно великий праздник святой Пасхи. Чтобы радость Пасхи, радость Воскрешения и Воскресения всегда была хорошим состоянием и настроением духа.
Мир, который нас окружает – он притягивает к другому, и мы видим, что происходит во всех отношениях. Удержать надо это состояние духа, и в этом нам помогает Церковь, в этом помогает сила Святого Духа, огромнейшая богатейшая сила Божия, которая – порой явно, а порой невидимо, но ощутимо – сказывается для каждого из нас, для ума, для сердца, для души. Помолимся сегодня о том, чтобы великий Бог наших русских людей воскресил и подарил им воскрешение веры, воскрешение любви и добрых отношений, памяти священной о всем том, что пройдено таким нелёгким путём нашими отцами и дедами.Чтобы вера была самым большим достоянием для каждого из нас. Чтобы люди были добрее и душевно богаче. Чтобы мир менялся к лучшему. О чём ещё можно Бога просить? Дай Бог нам всем этого.