Епископ Лукиан: «Вера, надежда, любовь, мудрость - самые важные проявления духа» - Благовещенская епархия

Проповеди

30.09.2015

Епископ Лукиан: «Вера, надежда, любовь, мудрость — самые важные проявления духа»

Слово правящего архиерея в день памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Произнесено за Божественной литургией в храме подворья Среднебельского Богородичного женского монастыря в Благовещенске 30 сентября 2015 года.

Память великих святых нашей Апостольской Евангельской Церкви собрала нас здесь, в этом соимённом храме подворья женского монастыря. Не просто так возникло это подворье. Не просто так это молитвенное здание именуется церковью в честь святых мучениц. В этом была большая необходимость для верующих православных людей. Особенно для тех, кто носит имена в честь и память святых мучениц.

Ведь в нашем городе проживает много тех, кто носит имя Веры, Нади, Любови, Софии и мало кто задумывается о том, что это не просто красивые имена, что это не просто самые лучшие, самые сильные человеческие христианские проявления добродетели и проявления вообще человеческого духа: вера, надежда, любовь, мудрость. Эти проявления человеческого духа в своей жизни пронесли очень многие подвижники благочестия. И первыми были юные девы и их благочестивая мать. Они проявили веру во Христа. Они имели любовь к Богу. Они имели надежду. Благочестивая матерь София поэтому и дала имена своим дочерям с единственным переживанием, чтобы в своей жизни дочери пронесли эти добродетели и были богаты именно верой, надеждой, любовью и мудростью.

Евангельское чтение, которое сейчас прозвучало, Евангелие от Марка, о кровоточивой жене, которое известно всем церковным людям, верующим людям, тем, кто открывает часто Евангелие и прочитывает строки Евангелия. Потрясающий случай. Семнадцать лет женщина болела кровотечением и не могла исцелиться, и, как передаёт евангелист, она всё своё имение продала, раздала врачам, но они не смогли ей помочь, она была жутко несчастным человеком. Но вдруг она услышала о Чудотворце, об Иисусе. И если он исцелял одним мановением, одним взглядом, одной тенью, она посчитала: «Я только прикоснусь к нему и получу эту помощь, получу исцеление в своей болезни». Так и случилось. И Христос её при всех хвалит, обращая особенное внимание на эту женщину: «Иди в мире и будь здорова! Вера твоя спасла тебя».

Мы так часто слышим этот отрывок за богослужением в наших православных храмах. Но очень мало кто обращает внимание на то, как звучит слово Спасителя мира на нашем родном, историческом славянском языке. Не просто будь здорова, иди в мир и живи, и проживи себе столько-то десятков лет, а потом, естественно, ты всё равно уйдёшь в вечность. Ты помрёшь. И эта радость твоего здоровья просто оборвётся через несколько десятков лет. Но Евангелие на славянском языке удивительно передаёт перевод с греческого и ту мысль, то пожелание, которое Бог сказал этой женщине. Не просто «будь здорова», не просто «иди в мир и будь здорова», а «иди в мир и будь цела».

Понятие «цельность» всегда подразумевает гораздо больше, чем здоровье. Ведь человек может быть физически здоров, а там – в душе, за пазухой – может твориться что-то страшное. По-настоящему здоров тот человек, кто цельно здоров: умом, душой, телом, сердцем. Этот человек цельно красив и здоров. А если он физически здоров, но бывает злым, и на уме у него грязь, и сердце у него холодное или каменное – можно ли назвать такого человека здоровым? И в радость ли ему будет это здоровье? Он будет страдать и мучиться, бродить где-то в гордом одиночестве, не зная, что же с ним происходит. И куда деть своё здоровье, что с ним делать. Во имя чего даётся человеку здоровье? Вера твоя спасает тебя. Иди в мир и будь целым, цельным, полным, настоящим, счастливейшим человеком.

К здоровью этой женщины прибавилось в тот момент самое сильное для её человеческой жизни – её вера, которая открыла для неё смысл жизни, смысл здоровья, смысл дальнейшего её существования. И то, что она получила ответ, зачем мы болеем и бываем здоровы в этой жизни, зачем мы вообще живём, зачем мы приходим в этот мир, во имя чего это всё. И почему мы все умираем? И богатые, и бедные, и здоровые в том числе. Ведь сколько несчастных случаев, кто бы мог подумать. Человек в одну минуту может потерять жизнь и даже не сказать последнего слова своим родным и близким, не оставляя им даже ничего.

С позиций вечности, с позиций Божественного откровения о жизни человека надо подходить к проблемам здоровья и нездоровья физического, душевного, духовного и, конечно же, видения всей своей человеческой жизни, цельной человеческой жизни. Не какого-то отрезка маленького, не какого-то отдельного случая, но целиком всей жизни. И эта женщина ушла от ног Христа с верой и Пожеланием Бога сохранять цельность. Не обращать внимания только на то, что рука болит, и на этом всё. Или кто-то там потерял руку или ногу. Есть что-то гораздо большее, нежели члены нашего тела – это цельность жизни. Там, где есть определение, видение – чёткое, правильное –  с позиций не собственного жалкого «я», когда сердце болит, и так больно, и так хочется, мечтается и прочее. А именно с позиций Божественных, и они даются нам в откровении Священного Писания и учения нашей Святой Апостольской Церкви.

И это очень сильно. Это сегодня очень необходимо. Особенно потому, что Сам Бог определил: мы живём в мире, который во зле. Мы живём в мире, где, в какой-то степени, Сатана правит бал, в мире временном, который находится на пороге вечности. И так правильно верить право, так нужно сохранять эту цельность и не дробить себя перед лицом вечности, потому что рано или поздно мы все уйдём и дадим ответ за прожитое.

И вот потрясающий случай. Собираюсь на богослужение. Рано утром – звонок в так называемые архиерейские покои. Молодая пара. Мы не ожидали в эти дни комиссии. Я думаю, они ошиблись адресом. И слышу, женщина говорит: «Пойдём со двора». И пошли со двора. Вошли они, как у себя дома, постучались в другую дверь – к архиерею. Я открываю: «Что вам надо?» — «Впустите нас». Я говорю: «Кто вы такие?» — «Мы принесли вам приглашение». — «Показывайте». Стоят, улыбаются, счастливые такие. Эти брат и сестра с Нового Поколения: «Мы приглашаем вас в нашу церковь на день рождения. Нам уже двадцать один год!» Я стою – бородатый архиерей – и говорю: «А нам две тысячи лет». — «Мы Духом Святым Вас приглашаем в нашу новую церковь». А я говорю: «А я держусь Апостольской Евангельской Церкви, которой две тысячи лет, в которую верили и исповедовали мои отцы и деды, и ни разу ей не изменили». — «А мы находимся в обновлении. И нам так всё здорово, так интересно, приглашаем вас на наш концерт и банкет». Я сказал: «Я собираюсь на богослужение в храм, поэтому, если вам интересно, то приходите на наше православное богослужение, но на ваш концерт и банкет я не пойду». Они мне вручили открытку от пастыря Дарбиняна.

Я был в полном недоумении. Как так может быть? Ведь понимают же люди, что никогда мы туда не пойдём. И никогда мы не согласимся с тем, что можно перечеркнуть всё апостольское и евангельское, вылупиться непонятно с какого яйца и кричать: «А нам уже двадцать один год!» А где корни? Где история? Где преемственность Духа Святого? Это как раз то, что сказал и пожелал исцелённой женщине Сам Бог: «Вера твоя спасает тебя. Иди в мир и буди цела!» Не просто бери, что тебе нравится и что тебе хочется, а сохраняй цельность ума, цельность настроений души и сердца.

Легко сегодня порвать корни, легко сегодня наплевать на историю, легко сегодня отказаться от родителей, и есть такие. Нельзя быть предателями. Нельзя быть изменниками и иудами. И радоваться тому, что вот двадцать лет мы имеем какое-то счастье. Да, мы его сегодня имеем, но завтра мы его можем потерять. И мы видим это в наших братьях на Украине, которые так радовались независимости: «Зачем нам это всё? Зачем нам эта общая цельность?» Порадовались двадцать лет, лучше стало? Богаче стало? Добрее стали? Увереннее стали? Сколько злобы, война, недружелюбие, рассорились с родными и близкими. В чём цельность? В чём счастье? На предательстве, на измене никогда не будет счастья. Ни лично каждому человечку, ни маленькому обществу, ни большому обществу.

Мы всегда должны дорожить той Церковью, которая две тысячи лет чётко, правильно учит и говорит нам, на которую восставали сильные мира сего, и сам дьявол до сих пор восстаёт, но ничего не может сделать, потому что это Церковь Духа Святого. Никогда мы не будем танцевать в храме. Мы никогда не будем устраивать банкеты. Не потому, что это не наш стиль, а потому, что это несуразица, это ненормально. И будем всегда хранить наши священные молитвы, богослужения и дорожить тем историческим наследием, благодаря которому сегодня мы ещё живём, и на нас ещё злобно обращает внимание мир. Только оставим всё, погибнем сами, и никто даже не обратит внимания, только порадуется.

Поэтому так важно стоять, держать и подтягиваться к тем идеалам, которые сегодня есть в Исторической Евангельской Апостольской Православной русской Церкви – Церкви нашего Отечества. Не потому, что они святы – понятное дело, это их личная заслуга, и они сегодня у Бога в первых рядах. А потому, что их память сегодня заставляет задуматься. Она сегодня будит умы и сердца людей. Они – маленькие дети, юные девы – могли удержать, могли пострадать за веру, которой научила их благочестивая мать. А мы так легко предаём, так легко изменяем и говорим о каких-то обновлениях фантастических, которые обречены на погибель и на многие разрушения, которые мы видим вокруг нас. Поэтому так важно дорожить, любить, верить и верить так, как это было на опыте лучших людей этого мира, а не так, как нам нравится или хочется. А если иметь надежду, то она тоже должна быть правильной. Она не должна основываться на каких-то обманах, она должна быть чёткой и продуманной, и основываться на опыте. Не на каких-то там красивых словах, а на опыте лучших людей нашего общества.

Вера, надежда, любовь, мудрость – это те идеальные проявления человеческого духа, дарованные от Бога, перед Которым мы погрешаем. Поэтому особенность этого праздника – и радость, и грусть. Мы почитаем святых мучениц. Мы молимся и просим их, чтобы они ходатайствовали за нас перед Богом. Но в то же время мы все осознаём, что мы далеко от идеала любви, правильной надежды, веры цельной и искренней, и мудрость часто уступает нашим прихотям и грехам. Поэтому мы немного грустим в этот день, но просим великого Бога – Подателя людям этих потрясающих дорог – чтобы Он не лишил нас веры правильной, надежды, любви доброй, такой сердечной и искренней, и чтобы мудрость, рассудительность нас никогда не оставляли, особенно в нужные моменты, когда происходит выбор в нашей жизни, и когда жизнь наша бывает на волоске. Чтобы поступали мы не просто по сердцу, а по уму. Чтобы Великий Бог – Податель этих необходимейших, бесценнейших даров – никогда нас их не лишил. Об этом давайте помолимся Богу молитвами святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.