Епископ Лукиан: «Пятидесятница – праздник свободы духа, разума и сердца» - Благовещенская епархия

Проповеди

31.05.2015

Епископ Лукиан: «Пятидесятница – праздник свободы духа, разума и сердца»

Слово епископа Благовещенского и Тындинского о празднике Святой Троицы. Произнесено за Божественной литургией в Благовещенском кафедральном соборе 31 мая 2015 года.

В это время апостолы начали проповедовать Евангелие Царства Божия в Иерусалиме и по всей земле. Это было время великого ветхозаветного праздника Пятидесятницы, когда, по обычаю, все иудеи собирались в Иерусалимский храм со всего мира, со всей Римской империи: римляне, египтяне, ливанцы – все иудеи, даже ассимилированные иудеи, считали своим долгом прийти и поклониться в храме, который был воздвигнут в Иерусалиме в честь Единого Всемогущего Бога, Который сотворил небо и землю, и каждого из них и нас.

Праздник Пятидесятницы имеет своим основанием Священное Писание, учение святой исторической апостольской и евангельской Церкви. Сегодня по всей земле, весь православный мир (а нет на земле такого уголочка, где бы православно не исповедовали Бога), сегодня христиане, где бы они ни находились, будут преклонять колена пред Единым Богом в трех Лицах, в трех Ипостасях славимого. Так Он, Единый, изволил – нашего ради спасения, для большего удобства, удобоприемлемости человеческой, спасти человека посредством проявления трех Ипостасей Единого Бога.

Многие зададутся вопросом – понятное дело, сила Божия, Дух Святой снизошел на апостолов, они начали проповедовать на разных языках в силу особой благодати Божией. Но почему сегодня мы не проповедуем разными языками в одном и том же храме? Зачем это все? Почему так происходит, если мы – Церковь Духа Святого? Ведь сегодня есть те христиане, которые считают, что они носители особой благодати – так они называют дар Святого Духа. Они могут говорить многими языками, даже теми, которые никто не понимает, но они производят эффект, они удивляют людей тем, что на таком-то языке они говорят.

Святая Православная Церковь нашего Отечества тысячу лет на родном славянском языке доносит до каждого из нас истины о Едином Боге, о том, что Он сотворил на земле нашего ради спасения, о том, как Он основал Церковь, через которую мы получаем это спасение бессмертной души, через которую мы входим в вечность и надеемся на добрую участь, как и великие святые и праведники нашего Отечества и мира.

Но многие говорят – непонятно. Зачем на славянском языке? Ведь можно перейти на современный русский, на разговорный язык перенести богослужения, это было бы более понятно. Многие так и поступили, особенно другие христианские конфессии – так называемые церкви, которых сегодня очень много. Упростили настолько, что уже за этими церквями и организациями не видно реального Христа – одни лидеры и последователи, умные, добрые, хорошие, лучше всех на белом свете. А где же Христос? Где та сила Духа, где то историческое апостольское благодатное преемство, где то яркое свидетельство историчности? Неужели Христос может быть сегодня русским, американским, французским, и прочим? Или Он меняет свой лик со временем?

Во все времена Он такой же. И об этом говорит нам учение святых апостолов. И Церковь неизменно хранит все то, что святые апостолы проповедовали, чему учили, что создали здесь нашего ради блага. Ради нашего удобства Церковь не глаголет к нам «языки разными», а на родном языке в доступной форме преподносит нам учение Христа, Священное Писание и литургическое богослужение и богословие. И сегодня многие отворачиваются от этого, потому что невыгодно, не хочется, а некоторые говорят: не нравится нам это. Потому что легче и проще жить так, как хочется и нравится, во все тяжкие пустившись, забывая о человеческой порядочности, о долге, о чести, о том, что есть такое сильное проявление человеческого духа, как вера! Конечно, и веру можно ломать по-человечески как хочешь, а Христа вообще подстроить под свои интересы и нравы. Можно говорить: нравится, или не нравится.

Но никогда человек не был мерилом великих Божиих действий. И если он теряет послушание, если он теряет уважение, если он теряет смысл и понимание – он превращается во все то, что часто мы видим за порогом храма. И вот сегодня в день святой Пятидесятницы, день святой Троицы, когда христиане всего мира исповедуют Бога в Троице, мы имеем с вами большую человеческую честь, радость христианскую, исповедовать истинного Бога, принадлежать к исторической, апостольской, евангельской Церкви, которая две тысячи лет окормляет людей, которые хотят спасти свою душу, которые хотят вдохновить себя на ту жизнь, что будет преисполнена даров Святого Духа. И об этом необязательно кричать на разных языках.

Апостол свидетельствует о том, что дары Святого Духа – это любовь, это доброта, это терпение, это вера, а не какие-нибудь чудеса, о которых многие мечтают и из-за которых ложно себе представляют свое благодатное духовное состояние. Без любви, без доброты сердечной, без рассудительности мы ничего не построим на этой земле и, естественно, от нас уйдет та сила и благодать Святого Духа, которая почивает на тех, кто проникается этими дарами любви, мира, радости, терпения, страха Божьего. А иным языком можно сказать – нужно больше обычной человеческой порядочности, которая сегодня постепенно уходит от нашего человеческого мира.

В горнице иерусалимской сила Святого Духа определила и освятила ту апостольскую Церковь, к которой, по преемству истории, мы имеем прямое отношение. И на сегодня мы поступаем так, и проповедуем так, и совершаем богослужение, и Евхаристию, и святую литургию так, как это делали за столом иерусалимской горницы святые апостолы. И так же, как они мы причащаемся Тела и Крови Христа, исповедуем и щедро прощаем милостью Божией всякого, кто согрешил, но кто искренне кается и хочет помириться с Богом в своей собственной душе.

Зачем березки в Пятидесятницу? Зачем эта зелень, которой украшаются дома верующих людей? Почему многие в этот день держат эту зелень в руках? В Иерусалиме это – пальмовые ветки, в пределах нашего Отечества это обязательно – наша русская березка. Тем самым новозаветные христиане – мы, чада новозаветной церкви – свидетельствуем о том, что мы принадлежим по преемству к Церкви, которая есть и была на земле. Ветхозаветная иудейская церковь, преемницей которой является новозаветная Церковь, которая взяла все лучшее и необходимое для пользы человеческой души из Ветхого Завета – от иудейской церкви, от той церкви, которая истинно исповедовала Единого Бога, исповедовала монотеизм в кругу мирового язычества.

Пятидесятница – это для ветхозаветной Церкви воспоминание о свободе, об освобождении от египетского рабства. И когда иудеи вышли из пределов египетской земли, они сооружали зеленые шалаши из пальмовых веток, и жили просто в этих шалашах, радуясь тому, что Бог даровал им свободу: политическую, экономическую, душевную, духовную свободу. Они могли смело исповедовать Единого Бога и уходить от поклонения языческим идолам, которых их заставляли почитать. Свобода духа, разума, сердца, которая не определена языческими правилами и страстями – это то, что праздновали евреи как самое высокое и сильное нравственное проявление человеческого духа.

В память об этом и мы украшаем свои дома зелеными ветками – в память о той, исторической ветхозаветной церкви, к тем пророчествам, праздникам, которые говорили о новозаветном времени, о нашем времени, о том, что всякий, кто будет исповедовать Сына Божия, будет причастником Святого Духа, будет иметь особую свободу и особое состояние души и сердца, которое сделает его сильным и мощным в этом мире. Это будет его отличать от всех тех, кто погряз в страстях, пороках, злых привычках, грехах – этому мы радуемся.

А в религиозной символике, в иконографии зеленый цвет символизирует гармонию Божественного бытия в Его предвечном покое. Поэтому каждый из нас сегодня, держа в руках зеленую веточку, выражает этим свою любовь к исторической Церкви, ее традициям и обычаям. Той Церкви, которая делает все возможное, чтобы Святым Духом мир был преображен, чтобы мы, очень разные, порой даже недостойные люди, помнили о том, что мы являемся частью природного мира, но самой сильной и самой лучшей его частью – образом и подобием Бога.

Ради нас пришел на землю Сын Божий и отдал Свою жизнь, отдал Себя на смерть ради нашего с вами восстания, воскресения. Эта та радость, которая никогда не отнимется от святой православной Церкви. Ее многие хотели отнять, но за две тысячи лет, как бы ни бастовали люди, политики, сильные мира сего, идеологи, которые очень часто навязывают нам разные философские системы, экономические, политические представления, которые, казалось бы, должны нас сделать самыми мощными и подарить нам рай на земле, им это не удалось. Мы прекрасно знаем, чем это все заканчивается.

И на все времена есть Учение, есть вера, есть знание Единого Бога, Который, по сути, и открывает подлинную правду о человеке, о человеческом мире, а самое главное – о Себе самом, – ведь так важно знать Хозяина своей жизни и смерти, чтобы не погрешать перед Ним, чтобы не лишиться благ здесь, на земле и в вечности, куда рано или поздно каждый из нас уйдет из этого мира.

Сегодня зеленые ветви являются своего рода символом, свидетельством и проводником благодати Святого Духа. После Божественной литургии мы будем трижды преклонять колена. Это особое богослужение, которое совершается один раз в год, по всему лицу земли. Даже многие христиане, которые не принадлежат к апостольской церкви, даже баптисты украшают свои молитвенные дома зелеными ветками, придерживаясь традиций, которые когда-то были общими, и так же будут славить Святую Троицу. У нас это особые гимны, особые молитвы, которые Церковь произносит тысячелетиями, написанные святыми людьми. И под эти молитвы, через эти молитвы, лучше сказать, очень многие становятся причастниками благодати и силы Святого Духа.

Сегодня в этот праздничный день мы возобновляем в себе этот дар. Мы не только вспоминаем, символически празднуем, мы сегодня восставляем в себе эту благодать Святого Духа. Мы празднуем и вновь призываем благодать Святого Духа, чтобы она освятила нас, чтобы Великий Бог силой Святого Духа очистил нас и освятил нас и нашу жизнь. Об этом давайте помолимся в этот праздничный день святой Пятидесятницы, Святой Троицы. И пускай Великий Бог, в руках Которого не только наша жизнь, но лучшие дары Святого Духа, которые так необходимы человеку, для того, чтобы он удержался в своей человечности, не лишает нас этих даров, а богато, милостиво, прощая нас, ниспосылает нам Святого Духа.

Помолимся об этом!