Епископ Лукиан: «Наши храмы должны быть красивы!» - Благовещенская епархия

Проповеди

29.08.2015

Епископ Лукиан: «Наши храмы должны быть красивы!»

Слово епископа Благовещенского и Тындинского по случаю обновления церкви иконы Божией  Матери «Скоропослушница» подворья Свято-Троицкого мужского епархиального монастыря в г. Белогорске. Произнесено за Божественной литургией в Неделю 12-ю по Пятидесятнице 23 августа 2015 года после чтения Евангелия дня (Мф.19:16-26).

Сегодня мне радостно видеть вас, в первую очередь потому, что вы своими глазами можете радоваться, какая красота сделана. Обновлённый храм!

Но ведь не секрет, что почти у каждого дома, даже в ванной комнате, есть линолеум, европлитка. А когда мы приходим в храм Божий, и когда мы видим облупившуюся краску, рваный линолеум и прочее – разве это достойно русских православных людей? Неужели по культуре, по вере, по уровню своему наше благочестие заключается в том, чтобы всё было рвано и грязно? И кому-то ведь кажется, что это угодно Богу.

Есть святыни, исторические, древние, но и к ним должно быть трепетное отношение. И они, как в прошлые века, должны сегодня работать на молодое поколение. Не на тех, кто отправляется за город на определённый километр. Как говорят в народе, они своё отжили, они своё взяли. Но иногда храмы превращаются в сараи и какие-то места, куда не могут прийти молодые люди, потому что это ниже их достоинства, – им легче пойти туда, где более современно, где как-то красиво, нарядно, по-европейски. И в этом есть доля правды.

Храмы наши должны быть красивы. В храмах должно быть стильно. Всё соответствовать традиции, культуре нашего большого русского православия. Начиная от Исаакиевского собора Санкт-Петербурга, храма Христа Спасителя в Москве и заканчивая маленькой деревянной церквушкой, всё должно быть душевно, красиво и чисто. Недаром в нашем народе есть такая пословица: «У вас так красиво, как в церкви». Так старики ещё недавно говорили. Те, кто ушёл из этого мира. Очень многие ушли из этого мира. Бедно жили, но это было настолько красиво! Даже самотканные половички, вышитые рушники – это было стильно и красиво. Но это отвечало их времени. И сегодня так важно нам не потерять молодое поколение – тех детей и внуков, которых рожали и растили.

В Евангелии сегодняшнего дня за Божественной литургией, мы слышим удивительное чтение, маленький отрывок: к самому Христу, Который был в образе человека на земле, подходит юноша, молодой человек и спрашивает: «Господи, что мне такого сделать, чтобы унаследовать вечную жизнь?» Вот задача… Не просто иметь какое-то благополучие и удовольствие, за которым гоняется сегодня полмира, и не только молодых, но даже тех, кому за восемьдесят. И они хотят омолодиться, и они хотят пришить себе новый нос, новое ухо, для того, чтобы выглядеть помоложе. И тратят на это большие деньги. Но тут приходит молодой человек: «Господи, что мне сделать?» И Спаситель ему отвечает – многие знают эту историю евангельскую: «Соблюдай заповеди. Не прелюбодействуй. Не убивай. Не воруй». Но он, как это свойственно всем молодым пылким людям: «Господи! Я это делаю с ранней юности своей! Но что мне сделать ещё такое, чтобы больше иметь в этой жизни?» Взять больше и сразу – как это бывает у молодых людей, не имеющих опыта жизни. Спаситель увидел его настроение, сердце, душу и испытал его: «Продай своё имение, раздай нищим и следуй за мной».

Евангелие говорит, что этот юноша опечалился, потому что при всех своих хороших настроениях, у него была одна слабость – страсть к богатству. И он обладал этим богатством. Ему сложно было распрощаться с этим богатством. Отсюда и появилась потрясающая евангельская пословица – легче верблюду пролезть сквозь игольное ушко, нежели богатому пройти в Царство Божие. Это потрясающее определение, на которое мало обращают внимание правильно. Обычно всем хочется заклеймить богатых людей: вот они такие плохие, жадные и прочее. И сразу делится на два класса мир — богатые и бедные. Бедные хорошие, а богатые – плохие. Конечно, это неправда. И мы это все прекрасно понимаем. Потому что по жизни мы знаем, что есть богатые добрые люди, и знаем, что есть бедные, которые бывают злыми, завистливыми, ленивыми и беспечными. Но строка та указывает в Евангелии, и сам Христос указывает на нечто другое: трудно войти в Царство Божие! Не в Царство Небесное, не в царство земное, потому что у богатых здесь, на земле, слишком много разборок и делёжек, но в Царство Божие.

Что же собой представляет Царство Божие, куда трудно войти богатым, от которого, можно сказать, открестился молодой юноша, потому что он не имел достаточно жизненного опыта? Учение Церкви Христовой указывает нам на то, что Царство Божие – это Церковь Христова, это Церковь Святого Духа. И в неё может войти и бедный, и богатый, учёный человек и не учёный, тот, кто может принести сто рублей, и тот, кто может просто стоять и искренне молиться, потому что у него в кармане нет даже двадцати копеек.

Но кто наполняет это Царство Божие? Да, некоторым трудно. Но есть те, кто достойно, чисто, искренне наполняет это Царство Божие, святую апостольскую евангельскую Православную Церковь всего мира! Это люди веры, это люди правильного евангельского понимания, это люди те, кто крепко держит церковные обычаи и традиции, это те, кто сегодня думает о завтрашнем дне. О том, чтобы та молодёжь, которая приходит нам на смену, не осталась за порогом Церкви. А нам – десятерым, пятерым – было очень хорошо, потому что привязались мы – то ли к рушнику, то ли к дорожке, то ли к стилю — вот нам это нравится. И мы совершенно отказываемся понимать то, о чём Церковь молится, за что Церковь переживает, о чём грустил даже Христос, когда юноша отвернулся. Потому что того потянул мир богатства, и далеко, может быть, не денег, потому что по тем временам не было банков, роскошных дач и вилл. Их богатство всего лишь заключалось в том, что один имел сто овец, а другой – триста овец, больше стадо или меньше. А кто-то ещё имел кусок сплава серебра, тот вообще был миллионер.

К чему привязано сердце человеческое? К чему привязано сердце людей возраста и молодёжи? Найдётся ли папа, мама, дедушка, который скажет: «А я не хочу счастья своего сына или своего внука»? Конечно, таких нет, и об этом даже сказал Спаситель Мира: «Есть ли в мире такой отец, даже самый обиженный на сына, и сын у него попросит хлеба, а он даст ему камень?» Нет такого родителя. Мы все любим, переживаем, надеемся на лучшее для тех, кто идёт за нами. И всё, что сегодня делает наша святая Русская Православная Церковь, самая живая, самая духоносная церковь, это то, чтобы люди разных поколений преемственно были участниками удивительного Царства Божия, которое открывает нам святая Православная Церковь, Церковь Святого Духа, где через таинства мы получаем особую благодать и силу Божью, которая укрепляет нас, вразумляет нас. Как жить, как поступать, какой делать выбор, а самое главное, напоминает нам о том, что в этой жизни можно следовать или отвернуться, можно быть богатым или бедным, но всех нас ждёт общее дело.

Рано или поздно мы все уйдём из этого мира. И даже есть те, кто не верит в Бога, кто сомневается, кто надумывает и придумывает себе тысячи идей только для того, чтобы уйти от идеи веры. Потому что она мешает. Она мешает жить вольно, свободно, развратно, в своё удовольствие. Мы все уйдём из этого мира, рано или поздно. И каждый из нас ответит за то, составлял ли ты Царство Божие здесь, получишь ли ты Царство Небесное там, или просто особую область вечного мучения? Вечного отвержения. В этот воскресный день Церковь побуждает нас задуматься, что мы предпочитаем, куда мы идём, какие богатства действительно делают человека счастливым, особенно, молодых людей.

Понятное дело, люди возраста, люди опыта, особенно те, которые говорят: «Да мы уже одной ногой…» И так важно даже тем, кто сегодня, казалось бы, уже уходит из этого мира, поддержать молодых. Показать чёткий яркий пример, на своих собственных ошибках и успехах, на своём собственном опыте. Сделать всё возможное, чтобы молодость никогда не отвернулась от Христа. Чтобы молодые люди имели в своём сердце живого, всегда живого Христа. Где благодатно каждый из нас встречается с ним в православном храме во время великих таинств, которые освящены и преподаются нам Святым Духом.

Вот этот храм – яркое свидетельство того, что белогорцы сегодня не какие-то устарелые, скукоженные, не какие-то зажатые духовно люди, а что православие здесь обновляется. Православие здесь живёт. Православие делает всё возможное, чтобы храм наполнялся молодыми людьми. Чтобы было стильно, красиво, достойно, аккуратно. В то же время сохраняя старину, помня, что это священно, что так должно быть и никак не может быть по-другому.

И вот сегодня за Божественной литургией, когда мы слышали эту печальную историю о молодом человеке, который так рвался, который так зажёгся святостью, красотой, совершенством Божественного Учителя, а потом отказался, потому что ему помешало ложное видение и настроение. Он предпочёл какое-то богатство, которое завтра исчезнет, но потерял в своём сердце Бога. Душу потерял, это самое страшное состояние во все времена. И в те далёкие евангельские исторические времена. И в наше время, когда у человека там ничего святого нет, нет Бога. Отсюда теряется смысл, отсюда всякие злые люди, без настроения и прочее, что есть в нашей жизни.

Так давайте помолимся о том, чтобы люди возраста всегда были на высоте, чтобы молодые люди, которые приходят в храм, могли найти и встретиться здесь по-настоящему с Христом. Чтобы им ничего не препятствовало. Чтобы благодать и сила Святого Духа, которая обильно преподаётся в православных храмах, почивала в их разуме, в сердце их. А люди возраста, те, кто прожил жизнь, кто на своём опыте знает, что такое богатство и бедность, учёность и неучёность, могли им правильно подсказать вот этот путь к храму, эту единственную дорожку, в которой нуждаются все без исключения. И, наверное, пускай это будет одно из самых сильных завещаний людей возраста.

Всё в мире пройдёт. А то богатство, которое мы можем получить, которое по-настоящему сделает нас богатыми, сильными в этом мире – это то, к чему мы должны стремиться. И, как правило, сегодня силы зла, видимые и невидимые, особенно те, которых так много развелось, они пытаются всякий суррогат нам предложить, только чтобы заполнить эту нишу, эту пустоту, там, где старики не усмотрели, даже не подумали об этом, а они уже предлагают, заполняют, только для того, чтобы украсть эту душу. И так важно, чтобы двери храма были открыты, и дорожка к храму была расчищена опытом, добрым отношением людей к Господу. Мы помолимся о том, чтобы всех нас Господь вразумил и особенно людей молодых, которые стремятся к Христу, стремятся к познанию, к лучшей, большой, совершенной жизни, чтобы они понимали, что всё приложится в этой жизни, но главное – это вера, это Бог. И если Бог будет на первом месте, то всё остальное будет на своём, как сказал один великий святой нашей Церкви.

Я ещё раз хочу порадоваться за вас, прихожан этого храма, и попросить также помолиться о том, чтобы Господь послал деловых, интересных людей, кто любит свой город, кто дорожит своими святынями, кто живёт здесь и в будущем надеется, что этот храм будет его храмом, чтобы они откликнулись и помогли закончить эту капитальную работу по этому храму. Но с большой радостью, от чистого сердца я восхищаюсь трудами, я благодарю отца-настоятеля и, конечно же, людей, которые трудятся, бригадира, строителя, которые делают всё это своими руками и душой и сердцем переживают за это дело. Всех вас за поддержку этой красоты. Это стильно, это аккуратно, это красиво. И я радуюсь, служа в этом храме, что у нас есть такая возможность, уже в обновлённом храме уже начать совершать богослужения и просить Бога, чтобы Он помог привести этот храм к завершению.

Пускай в этом деле поможет нам великий Бог, Которого мы православно исповедуем. молитвами Божьей Матери, чудотворный образ «Скоропослушница» Которой находится в этом храме, у которого особенно вы молитесь. Её молитвой пускай Господь всем нам помогает. И храму, и маленькому храму души каждого из вас. Чтобы у всех нас был порядок и хорошее благосостояние.

Помолимся Господу.