Епископ Лукиан: «Боже, дай нам сил судить себя прежде Общего суда» - Благовещенская епархия

Проповеди

20.09.2015

Епископ Лукиан: «Боже, дай нам сил судить себя прежде Общего суда»

Слово правящего архиерея на притчу о талантах. Произнесено за Божественной литургией в Благовещенском кафедральном соборе 20 сентября 2015 года.

Этот воскресный день – день Господень – как говорится в Священном Писании, собрал нас здесь у алтаря Христова, чтобы каждый из нас, так или иначе, предстал пред Господом, перед Хозяином нашей жизни, в руках Которого наши судьбы.

Сейчас мы слышали молитвенное чтение Евангелия – притчу о талантах. Она многим знакома, очень многим понятна, а кто-то, может быть, первый раз её услышал на удивительном, священном, для каждого из нас дорогом историческим славянском языке. Однажды хозяин, у которого было богатое имение, решил отойти в страну далече и своим рабам, которые смотрели за этим имением на время его отсутствия, поручил своё хозяйство и каждому дал определённую меру денег. Одному пять талантов, другому два таланта, третьему – один талант. Как говорит об этом Спаситель мира, Сын Божий, он дал каждому по силе, заранее зная, что умел этот человек.

Тот, кому дал он пять талантов, потрудился, напрягся и приумножил эти пять талантов. Тот, которому дали два таланта, сделал четыре. Ну, а тот, кому дали один талант, пошёл и зарыл его в землю. И когда пришёл господин, хозяин имения, и все пришли к нему с отчётом, он похвалил двоих за то, что они приумножили то, что он им доверил и дал. А третий откопал свой талант, денежную меру, пришёл к хозяину и говорит: «Я знаю, что ты злой человек, что ты собираешь там, где не сеял, что ты собираешь там, где не раскидывал, поэтому я закопал это в землю. И вот принёс твой талант, возьми его, я сохранил его». И что говорит хозяин имения: «Лукавый раб и ленивый! Ты же знал, что я такой. Разве не стоило тебе приумножить один этот маленький талант?» И наказал его за это. Бросил его в тьму кромешную.

Очень, казалось бы, простая притча. И звучит она для христиан, для верующих и неверующих уже две тысячи лет. И, конечно, каждый из нас может понять, что те, кто приумножил, кто потрудился, достойны похвалы. И, как сказал им хозяин имения: «За то, что вы в малом были верны, я вас поставлю над большим». Но третий, которому дано было так мало, не сделал ничего. Не напрягался, да ещё и осудил хозяина имения.

Эта притча была рассказана окружающим и особенно ученикам, когда Спаситель говорил о Страшном Суде. Что каждый из нас даст отчёт за прошлое, за то, что он сделал в этой жизни. За то, что он оставил в этой жизни. За то, что он возьмёт с собой в тот, будущий мир. И сегодня есть предостаточно людей – не только верующих, но и неверующих – которым кажется, что это всё здорово и интересно, справедливо, правдиво. Но так с трудом представляется, когда же будет этот момент, когда Хозяин нашей жизни будет состязаться с нами? А будет ли этот Страшный Суд? А нужен ли этот ответ с нашей стороны?

Тем, кто верит и доверяет Слову Божию и Божественному Откровению и учению Евангельской Апостольской Православной Церкви, известно, понятно и веруем мы в это. Ну, а тем, кто далёк от веры, Церковь этой притчей напоминает, что никто из нас не только не уйдёт от Страшного Суда, но не уйдёт от удела всех человек – смерти. Рано или поздно, каждый из нас приобщится общему уделу – смерти. Поэтому тот третий, лукавый и ленивый, закопал свой талант в землю. Это как раз то, когда даже ленивые и лукавые с трудом соглашаются и не хотят верить, что их маленькое появление здесь на земле – с маленькими возможностями. Всё это уйдёт в землю.

И в чём же смысл человеческой жизни? В чём смысл талантливых людей, выдающихся и тех, о ком сегодня можно сказать русской пословицей – за нет и спроса нет? Ну, не дано. Ну, серый, маленький человечек. Но страшно, когда при этой малости своей, человек заранее губит себя и зарывает даже то малое в землю. Не в ту тьму кромешную, которая ожидает в Вечности лукавых и ленивых, но даже здесь, на земле. Зарывая то маленькое, что Бог дал каждому из нас, мы погружаемся в страшную тьму и бессмыслицу. Поэтому так порой бывает тяжело поверить. А некоторые из христиан и людей других вероисповеданий вообще призывают человечество – погружайтесь в нирвану! Так легче жить!

Сегодня, отправляясь на богослужение, я включил новости. По долгу своего положения, как правящий архиерей, я должен знать, что происходит в мире. И, конечно, слушаю, о чём молятся и что говорят наши братья-христиане, которые не принадлежат к Апостольской Евангельской исторической Церкви, но которых очень много в нашем регионе. И я услышал, как проповедник, без всяких строк Священного Писания, ссылок на Священное Писание, призывает верующих во Христа быть мечтателями! Мечтайте и фантазируйте, стремитесь к своей мечте! И в этом был весь смысл слова пастора. Не задумываясь о том, что это страшная крайность. Люди веры, люди ума, люди сердца должны погружаться в фантазии и мечты. Не задумываясь, согласно ли это Божественному откровению, согласно ли это учению Церкви о человеке!

Но ведь в фантазиях и в мечтаниях можно зайти настолько далеко, что потеряешь разум. Можно сделаться душевнобольным человеком. Ссылаясь на собственное «я», с учётом своей личной греховности, можно потерять разум, можно потерять себя целиком. Потерять ещё в этом мире, для родных и близких, потерять себя навсегда для вечности. Потому что мечтательность и фантазии – это не мерило нормальной человеческой жизни. И мы смело об этом говорим, особенно принадлежа к Святой Православной Апостольской Церкви, потому что опыт двух тысяч лет показал и дал нам интереснейших, сильнейших, мужественнейших людей, которые основывались в своей жизни не на фантазиях и мечте, а на тех реалиях, которые Бог открыл человеку, как Хозяин человеческой жизни. На тех мерах и правилах жизни, которые дают нам Священное Писание и учение Святой Апостольской Евангельской исторической Церкви.

Особенно в наше время, когда так много проблем. Не только политических, экономических, но и духовно-культурных. Когда должны быть основания, когда должна быть правильная цель, когда должно быть правильное видение. Когда мы должны видеть и осознавать себя. Большими или маленькими, но правильно отвечать на то, что Бог даёт нам сегодня, ниспосылая в этой обычной земной человеческой жизни. Большие люди обречены на то, чтобы в силу долга и чести, в силу веры своей делать большие дела. Тем, кому мало дано, нужно уметь пользоваться тем, что Бог дал, потому что даже в этой притче, которую мы слышали сегодня, Сам Бог указывает на то, что каждому по силе. Не больше, не меньше, но в этой жизни каждому дано, что по силе его.

И не надо ударяться в мечтательность, не надо ударяться в пустые фантазии, не надо быть подобно тому третьему рабу лукавыми и ленивыми затем, чтобы не попасть в страшную тьму кромешную, чтобы своим состоянием духа, души не устроить эту кромешную тьму здесь, на Земле, ещё раньше того Суда, который каждого из нас ожидает. Мы – своими делами, мыслями, настроениями, поступками устраиваем эту жизнь по тем дарам, по той благодати и силе, которые даёт нам Бог. И так важно не лениться, так важно не быть лукавыми перед самими собой. Бог-то всё видит и слышит. И знает без наших настроений, фантазий и многого другого, что мы часто проявляем в оправдание себя. Так важно – ради себя и ради других – не устраивать тьму кромешную здесь. И, конечно же, не улучить её в том будущем, куда мы с вами рано или поздно направимся, уйдём из этого мира. Так важно задуматься, что мы оставляем. Что и во имя чего мы делаем здесь, на Земле. Во имя чего живём. И об этом эта простая притча напоминает каждому из нас. Побуждая нас спешить, делать, уходить от бессовестности и лукавства и самого страшного в жизни каждого человека, верующего или неверующего – от лени. От лени рождается много зла.

Давайте помолимся о том, чтобы наш мир верующих людей и тех, кто за оградой Церкви, дал земле нашей – особенно нашему русскому Отечеству, краю нашему – хороших, добрых, а Словами Божьими сказать – благих устроителей дел на Земле. Чтобы каждому из нас хватило сил судить себя прежде Общего Суда, видеть себя правильно, осуждать себя за лень, за лукавство. Только тогда мы построим не только здоровый хороший человеческий мир, но и улучим благ Неба, куда рано или поздно мы уйдём. Давайте помолимся о том, чтобы Великий Бог, Хозяин нашей жизни, раздавая дары каждому по силе, прощал нас, не оставлял нас Своей Силой Божественной там, где мы падаем греховно по-человечески. Чтобы самое главное в нашей жизни – вера, праведная вера, праведное видение Бога и нашей человеческой жизни – никогда нас не оставляло, какими бы ни были трудными годы человеческой жизни здесь, на Земле. Чтобы мы не потеряли самое основное, определяющее и нашу земную жизнь, и участь в вечности – это праведную веру в смысл жизни и порядочность человеческой христианской жизни.

Помолимся об этом!