04.10.2016
Экскурсия по храмам для китайских студентов: фоторассказ
В середине сентября миссионерский и молодежный отделы Благовещенской епархии организовали необычное путешествие по православному Благовещенску для 45 первокурсников международного факультета БГПУ.
Автобус к гостями подъезжает к воротам кафедрального храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Черноволосые юноши и девушки в кроссовках и джинсах проходят через широкий двор к центральному входу. Экскурсовод Анастасия Гаузун на китайском языке объясняет им, зачем люди перед тем, как переступить порог православной церкви, осеняют себя крестным знамением.
Правильно сложенные пальцы символизируют имя христианского Бога — Троицы. Прежде чем войти в святое место или прикоснуться к святыне, например, к иконе, надо мысленно обратиться к Богу, вспомнить о Нем, поставить Его на первое место в своем сознании. Отсюда берет свое начало этот необычный символический жест. Студенты внимательно слушают, некоторые даже пытаются перекреститься по всем правилам — чтобы поздороваться с Тем, в Чей дом они пришли.
— Трудная задачка, — смеется Александр Харлов из молодежного отдела, которого сегодня выбрали ответственным за проведение этой экскурсии. — Для нас это естественно, а для них трудно — некоторые целые звезды на себе рисуют, пытаясь запомнить, как правильно. Хоть это и религиозный жест, но им интересно было попробовать, хотя бы раз.
Экскурсанты заходят в собор, с любопытством оглядываясь по сторонам. Специально для них сотрудники храма включают дополнительное верхнее освещение — чтобы можно было лучше рассмотреть иконостас и ковчеги с мощами. Анастасия рассказывает о том, Кто Такой Иисус Христос, в чем заключается православная вера и как вероучительные положения отражаются в архитектуре храма.
Китайский текст просветительской экскурсии выпускница Амурского государственного университета составила несколько лет назад сама. Подбирала самые простые и понятные для иностранцев выражения и примеры, чтобы они не просто узнали, в каком году и кем были построены религиозные здания в Благовещенске, но и получили представление о том, в Кого верят русские люди, как их исконная историческая вера — православие — отражается в их культуре и даже просто восприятии мира. Об этом в учебниках для иностранных студентов не пишут, да и трудно пересказать почти тысячелетний духовный опыт народа словами. Иногда нужно прийти, посмотреть и попытаться прочувствовать.
Китайские гости собора всегда с большим уважением смотрят на русских, которые стоят у икон и молятся, не обращая внимания на окружающих, крестятся, кланяются, зажигают свечи. Это одни из самых популярных вопросов на таких экскурсиях: «А как это — молиться? Просить? Просто разговаривать? Как обратиться правильно? И что, помогает?».
Быстро выясняется, что молиться-разговаривать лучше всего получается с теми, кого ты лично знаешь, о ком ты хотя бы читал. Есть Иисус Христос. Есть Его Мама — Богородица. О них китайцы, конечно, слышали. Находятся знакомые среди святых, изображенных на иконах храма — например, князь Владимир, Креститель Руси.
Такой портрет великого политического лидера студенты еще не видели. Да и трудно, наверное, молодым людям поверить в то, что политик может быть святым.
Одна из китайских студенток нашла еще одно знакомое «лицо» — преподобного Сергия Радонежского, покровителя всех учащихся. Пока остальная группа слушала историю Албазинской иконы, подошла к ковчегу с частью его мощей — поздороваться.
История Распятия и Воскресения Христа красивая, но сложная — не сразу укладывается в голове. А еще в православном храме так много необычных предметов, к которым и притрагиваться-то боязно. Поэтому студентов стараются не нагружать большим количеством правил — например, девушкам можно ходить по церкви без платка. В Благовещенском соборе много табличек на китайском языке — гостей приглашают выпить святой воды или приобрести книги о православии, специально выписанные для них.
На прихрамовой территории размещены стенды выставки «Православие в Китае» — она двуязычная. Отличное учебно-культурное пособие для китайцев, изучающих русский.
В Свято-Никольской церкви экскурсантам показывают икону святых китайских мучеников. В 1900 году, во время восстания ихэтуаней, больше двухсот христиан Китая отдали свои жизни за православную веру. То есть их убили за то, что они носили крест на груди и исповедовали Христа своим Богом.
Святые китайцы в русском храме — неожиданный для многих поворот. Кто-то верит. Кто-то нет. Но об этом тоже не пишут в учебниках для иностранцев.
В храме вот-вот начнется крещение, так что группа отправляется дальше, к автобусу. Самые смелые решаются сфотографироваться на память с русским батюшкой. Отец Евгений, выпускник Хабаровской духовной семинарии, почти без акцента приветствует их родным: «Нимэнь хао!». Дальневосточные семинаристы учат китайский в обязательном порядке.
Следующая остановка экскурсионного автобуса — храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Старинный, просторный с красивой акустикой.
Часть гостей слушает рассказ экскурсовода о необычной иконе Божией Матери, которая хранится в этом храме. Часть присела отдохнуть на лавочки. Самые любопытные отправились в свечной ящик — разглядывать книжки и серебряные крестики на витрине.
Эта церковь расположена далеко от центра Благовещенска, сюда даже туристы приезжают не часто. Для студентов это редкая возможность узнать, что до революции при русских учебных заведениях, школах, гимназиях и училищах, всегда были свои православные храмы. И что каждый учебный день начинался не с гимна и не со сводки последних новостей, а с молитвы Богу о том, чтобы все было хорошо и в учении, и в жизни.
Еще одна православная церковь, до которой не так-то просто добраться приезжим — храм мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии подворья Среднебельского Богородичного женского монастыря. Возле храма — красивый сквер с удобными скамейками. Но самые стойкие китайские юноши и девушки решаются зайти в церковь — посмотреть, послушать Анастасию и задать ей свои вопросы о православии.
Разговор неожиданно заходит о исповеди и прощении грехов. О том, что служба в храме — это праздник, в котором каждый хочет поучаствовать, поэтому к этому празднику люди готовятся, очищая свою совесть.
В храме мучениц особенно много частиц мощей разных христианских святых. Анастасия объясняет, как правильно прикладываться к мощам — нужно осенить себя крестным знамением и поцеловать край ковчега, в которых они хранятся. Через физическое прикосновение передается невидимая благодать. Для китайцев это странно и сложно, попробовать решаются единицы.
Последний пункт экскурсионного маршрута — духовно-просветительский центр святителя Иннокентия Московского Благовещенской епархии. Здесь студенческую группу напоили чаем из русского самовара, накормили вкуснейшими чебуреками и домашним тортом.
Повара и помощники в организации трапезы заслужили аплодисменты и слова искренней благодарности от китайских гостей — дорога была неблизкой, и они проголодались.
В кинозале духовного центра — специальный показ фильма о православии в Китае на китайском языке.
— Интересные ребята, — делится впечатлениями Александр Харлов. — Жаль, что языковой барьер не позволяет как следует пообщаться. Некоторые по-настоящему впечатлились тем, что у русских, оказывается, вот какая культура еще есть. Глядишь, и сами в храм когда-нибудь отважатся выбраться, уже не в рамках экскурсии.