День семьи: Между жертвой и агрессором

Анна Лиманская День семьи

rubric_issue_17419

В последнее время на православных ресурсах всё чаще поднимаются педагогические вопросы, связанные с ситуациями, когда ребенка в школе обижают. Этой теме была посвящена одна из публикаций на портале «Православие.ру» под названием «Бить или не бить?» Мнения комментаторов статьи диаметрально противоположно разделились. Одни считают, что отпор хулиганам давать необходимо, а другие настаивают на том, что, дескать, христианство не этому учит.

Не кормите детей сухарями

Размышляя на эту тему, нужно учитывать возрастную психологию детей. По своему опыту, в том числе и отцовскому, знаю: многие христианские вероучительные истины детям в этом возрасте (7 и 8 лет) не совсем доступны. И святые отцы советуют в таком случае не пытаться кормить духовных младенцев сухарями – им сейчас нужно только молоко.

Вот почему стараюсь очень аккуратно подавать материал на занятиях по курсу «Основы православной культуры», которые веду факультативно уже четвертый год в одной из частных школ Благовещенска. Дети, а у меня занимаются ребята 1–4 классов, склонны воспринимать христианство в категориях «хорошо» и «плохо». Они еще не различают полутонов. Именно поэтому не все темы из учебника протодиакона Андрея Кураева им по силам освоить. Приходится импровизировать.

По этой причине может быть ошибочно интерпретирована заповедь Христа: «Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку» (Лк. 6: 29). Эту заповедь и взрослые с трудом «переваривают», чего уж говорить о детях. По святым отцам, речь в этой евангельской строке идет только о личной обиде, которую христианин должен стойко перенести, не отвечая злом на зло. Но эта заповедь никак не относится к ситуации, если, например, обижают кого-то другого на улице или на страну напали агрессоры.

Пометить тэгом «смелость»

Проблема в том, что у детей недостаточно жизненного опыта, чтобы промаркировать тот или иной случай, сопоставив его с Евангелием. К тому же есть еще один очень важный момент, связанный с неопытностью юных христиан. Для того, чтобы из ребенка вырастить великодушного и смелого человека, ему нужен как раз этот опыт экстремальных ситуаций и правильных выходов из них. Такой опыт получают все дети в коллективах, начиная с детского сада.

Не нужно упускать из виду, что дети мыслят категорично: либо «добро», либо «зло» – и поэтому не смогут, например, выбрать из двух зол меньшее и так далее. Поэтому заповедь о подставлении щек они должны будут пометить в своем сознании либо тэгом «смелость», либо «трусость». Но еще более важно, каким образом промаркирует эту ситуацию вторая сторона – агрессор. Сомневаюсь, что бездействие того, над кем издеваются, будет оценено хулиганом как смелость. Последствия такой интерпретации будут для «жертвы» просто ужасны – ее будут травить до самого последнего звонка. И кто вырастет из такой жертвы: хороший христианин или закомплексованная личность, которая пугается собственной тени?

Спортивная уверенность

А теперь о личном опыте. Как только старшему и младшему сыну исполнилось 7 и 6 лет соответственно, мы отдали их в спортивную секцию вольной борьбы. Почему туда? Да потому, что их папа в детстве занимался борьбой. Во-первых, этот вид спорта не очень травматичный по сравнению с восточными единоборствами. Во-вторых, занятия хорошо развивают детей физически. И, в-третьих, в борьбе противники находятся в полном контакте, что отлично позволяет почувствовать свои силы и ловкость, а это дает юному спортсмену ощущение уверенности в себе. Честно говоря, определяя детей в секцию вольной борьбы, я больше всего руководствовался третьей причиной.

В школе наши дети безболезненно переносят конфликты с одноклассниками. А свою силу сыновья демонстрируют не через драки, а в различных играх, которые дети сами и придумывают.

Не превратиться в агрессора

Важная задача родителей-христиан, сыновья и дочери которых занимаются спортом, – донести до детей мысль, что свои навыки они не должны применять для агрессии. Вот агрессию можно легко пометить тэгом «плохо». Я, например, рассказываю своим детям, а иногда даже объясняю в ролевых играх, в каких ситуациях нужно применять силу, а в каких – нет. По моему мнению, применять силу можно исключительно для защиты слабых. И мои дети это знают.

Когда они рассказывают о конфликтных ситуациях, я помогаю им для начала разобраться – ведь иногда они сами виноваты в том, что кто-то щелкнул их по носу, – а затем советую, как принять правильное решение. И в этих решениях применение силы – крайний случай. Зачастую бывает достаточно вызвать оппонента на серьезный разговор. Но порой приходится ставить обидчика на место, чтобы он не задирал нос и не терроризировал класс.

В комментариях к статье «Бить или не бить?» участники дискуссии выказывали озабоченность тем, что в классе вместе с их детьми учатся и ребята с Кавказа. Думаю, что вести себя должным образом с хулиганом нужно вне зависимости от того, какой он национальности. Если, конечно, в школе не сложилась организованная группа (тогда этот вопрос уже должен решаться с администрацией школы и полицией). Например, с моим старшим сыном учится мальчик-азербайджанец. Семену было достаточно положить этого мальчика и его славянских дружков на лопатки. Самое интересное, что, видя его ловкость, этот азербайджанец записался в ту же самую секцию.

Источник: Православие.РУ, автор: иерей Святослав Шевченко

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.