03.12.2016
День семьи: Как создать школу приемных родителей на приходе
В пособии, выпущенном Синодальным отделом по благотворительности, содержатся подробные инструкции, образцы документов и примеры из живого опыта, которые помогут тем, кто стремится оказывать практическую помощь в устройстве детей в приемные семьи. В методическом пособии дано подробное описание всех этапов организации школы приемных родителей: от замысла до юридического оформления и составления учебного плана.
Книгу об организации школы приемных родителей написали директор Центра семейного устройства(совместный проект Марфо-Мариинской обители и православной службы помощи «Милосердие») Ольга Полякова и журналист, автор статей на медицинскую и социальную тематику Алиса Орлова.
— Авторы последовательно рассказывают о создании школы приемных родителей, не оставляют за кадром ни один из этапов, ни из чего не делают секрета – напротив, дают буквально пошаговую инструкцию по тому, как правильно подойти к такой тонкой материи, как подготовка кандидатов в замещающие родители, – написала в предисловии к пособию директор благотворительного фонда «Измени одну жизнь» Юлия Юдина. – Книга написана простым и понятным языком, читается на одном дыхании. Здесь нет канцеляризмов и специального юридического сленга, который нуждается в переводе».
Открытие школы приемных родителей – важный способ помощи детям-сиротам, а для потенциальных приемных родителей – обязательная часть подготовки. C 2012 года без обучения в такой школе и документа об окончании обучения родитель не имеет права взять ребенка в семью. Обучение в такой школе – это не лишнее препятствие для усыновителей, а снижение риска повторного отказа от детей: не имея представления об особенностях ребенка из детского учреждения или неблагополучной семьи, о его адаптации к новой семье, родители могут быстро опустить руки.
Школа приемных родителей включает в себя 6-7 недель занятий по специальной программе, которые ведут педагоги, психологи, педиатры, работающие с детьми-сиротами, юристы, опытные приемные родители. Открыть школу может и учреждение для детей-сирот, и НКО, помогающее семейному устройству детей, и другие заинтересованные организации.
— Постепенно в общество пришло понимание, что идеальное место для роста и развития ребенка – семья. И самая правильная помощь ребенку без родителей – помочь ему уйти из детского дома в семью, – считают авторы книги. – Для того чтобы приемные родители смогли заменить ребенку утраченную семью, одного их желания мало. Есть специфические проблемы, с которыми они столкнутся, и для их решения личного опыта недостаточно, даже если в семье есть дети. Когда речь идет о приемном ребенке, нужен опыт и помощь специалистов».
Центр семейного устройства при Марфо-Мариинской обители помогает кровным родителям детей, попавших в детский дом, выйти из кризисной ситуации, оказывает им социальную, психологическую и духовную помощь. Если же вернуться в родную семью невозможно, ребенку помогают найти приемную. Для этого при Центре действует Школа приемных родителей. В 2015 году она была признана лучшей в Москве и удостоена премии «Крылья аиста», учрежденной Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы. Эту премию ежегодно вручают людям и организациям, внесшим весомый вклад в семейное устройство детей-сирот. В прошлом году благодаря работе Школы приемных родителей (в 2015-м ее окончили 67 человек) и Центра семейного устройства в семьи взяли 24 ребенка из детских домов, в кровные семьи из детского дома вернулись 9 детей, предотвращены 7 случаев помещения детей в детский дом, оказана помощь 17 семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
В учебном пособии обобщен ценный практический опыт школы приемных родителей, собраны образцы документов для текущей работы, актуальные учебные программы, есть примеры из жизни реальных семей, помогающие глубже почувствовать тему.
Обучение в школе, утверждается в книге, призвано не усложнить жизнь будущих родителей, а помочь им, прежде всего, рассчитать собственные силы, выявить свои сильные и слабые стороны и подготовиться к встрече с ребенком, который, вероятнее всего, из-за сложного личного опыта будет вести себя непривычно. Авторы признают, что прохождение школы не гарантирует безоблачного периода адаптации, но отмечают, что выпускники обычно оказываются готовы к сложностям, которые ждут семью в первые месяцы после появления приемного ребенка. Но даже если учащиеся на каком-то этапе понимают, что не готовы к такому шагу, это, по мнению специалистов, тоже положительный результат, так как является хорошей профилактикой возвратов детей обратно в детские дома.
Книга состоит из семи глав и приложения с образцами документов, которые придется подготовить для регистрации школы и которые пригодятся в процессе организации ее работы. В разных главах читатель прочитает о юридических аспектах работы школы, о том, какие нужны специалисты, как найти учеников и что спрашивать на собеседовании, с какими учреждениями взаимодействовать. Отдельная глава посвящена самим занятиям: сделаны важные акценты в основных темах (особенности здоровья приемных детей, трудное поведение в период адаптации, принятие в семью ребенка-инвалида и т.д.).
Содействие устройству сирот в семьи и поддержка родной семьи ребенка – это основные принципы церковной помощи детям-сиротам согласно разработанному в 2016 году в Церкви концептуальному документу «Принципы осуществления церковной заботы о детях-сиротах». В нем обобщается опыт наиболее успешных церковных проектов помощи сиротам и предлагаются конкретные практические рекомендации для епархий. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла этот документ был направлен во все епархии в качестве рекомендаций Синодального отдела по благотворительности. Каноническим подразделениям, профильным отделам епархий Русской Православной Церкви, церковным детским домам и приютам предписано развивать формы семейного устройства детей, организовывать школы приемных родителей, подыскивать детям православных усыновителей и помогать семьям, усыновившим ребенка. Кроме того, им рекомендуется организовать попечение о детях, пребывающих в государственной интернатной системе.
***
Учебное пособие «Школа приемных родителей: принципы, устройство, документы» – тридцатое по счету в серии «Азбука милосердия». Серия издается Синодальным отделом по благотворительности. Все пособия написаны на основе успешного опыта в сфере благотворительности и социального служения. Среди книг серии – пособия о помощи бездомным, организации кризисных центров для женщин, формированию доступной среды в храмах, организации службы добровольцев и другие. Все пособия, в том числе книга «Школа приемных родителей: принципы, устройство, документы», доступны для скачивания на сайте Синодального отдела по благотворительности.
Источник: Пресс-служба Синодального отдела по благотворительности
- Метки
- семья