Бокс как повод подумать о духовности: в Благовещенске прошел турнир Георгия Победоносца - Благовещенская епархия

Статьи

16.05.2018

Бокс как повод подумать о духовности: в Благовещенске прошел турнир Георгия Победоносца

— Проша, давай! — разносятся по спорткомплексу АмГУ звонкие крики. — В угол, в угол его зажимай, не давай гулять!

В этот момент паренек в боксерских перчатках примеривается к сопернику и наносит четкий удар. Раздается удар гонга, и спортсмены расходятся по углам ринга. Затем еще два раунда, а потом — объявление победителя. И вот боксеры уже жмут друг другу руки и обнимаются, будто и не было минуту назад никакого противостояния. Так в Благовещенске с 11 по 13 мая проходил турнир по боксу в честь святого Георгия Победоносца.

Идея необычного турнира принадлежит Благовещенской епархии и Федерации бокса Амурской области. Соревнования стали уже традиционными, проходят они с 2015 года, а с 2017-го стали ежегодными. Турнир посвящен Дню Победы в Великой Отечественной войне, ведь 6 мая — это день памяти святого Георгия Победоносца, а также день, когда немецкое командование приняло решение о капитуляции.

Победителям вручали кубки, грамоты и медали святителя Иннокентия. Фото: Юлия ГОМАН

Победителям вручали кубки, грамоты и медали святителя Иннокентия.Фото: ЮЛИЯ ГОМАН

На соревнования в этом году съехалось более ста спортсменов из разных городов Амурской области, ЧитыХабаровска, Еврейской автономной области и Сахалина. Турнир проходил три дня, финальные бои состоялись в минувшее воскресенье. Рядом с рингом суетились болельщики и тренеры, дававшие наставления. Одному из них пришлось перебегать от одного угла к другому: на ринге два боксера, и оба — его воспитанники. За кого же болеть?

— Я в таких ситуациях ни за кого не болею, — признается тренер более чем с 20-летним стажем Борис Дубовцев. — Это как выбирать какой из пальцев, тебе нужнее. Все нужны. Если ударят по одному, мне будет точно так же больно, как если ударят по другому. Или если в семье двойняшки, спроси родителей, кого они больше любят… Ну как тут выбирать?

Победителям на турнире Георгия Победоносца вручают не только традиционные кубки и грамоты, но еще и особенную награду — медаль Святителя Иннокентия, одного из отцов-основателей Благовещенска. Так что спортсмены не только показывают свое профессиональное мастерство, но и попутно изучают историю. А еще так или иначе задумываются о высоких материях.

На соревнования в этом году съехалось более ста спортсменов из разных городов Амурской области, Читы, Хабаровска, Еврейской автономной области и Сахалина. Фото: Юлия ГОМАН

На соревнования в этом году съехалось более ста спортсменов из разных городов Амурской области, Читы, Хабаровска, Еврейской автономной области и Сахалина.Фото: ЮЛИЯ ГОМАН

— Кроме спорта должна быть еще и духовная составляющая, — поясняет идею турнира руководитель миссионерского отдела Благовещенской епархии Виктор Селивановский. — Утеряв духовную основу, мы не сможем быть самими собой. Россия без культурообразующей конфессии, без православия, без души нашего народа перестанет быть Россией. И детям нужно объяснить, что, кроме того чтобы иметь крепкие кулаки и силу, нужно знать, зачем их применять. Христианство и спорт имеют одно очень важное пересечение, которое называется «аскетика». Аскетами называли в древности спортсменов, а потом и монашество усвоило этот термин. Общее и у спортсменов, и у христиан — это подчинение тела духу. А для чего это делать — ради самого духа или ради тела, ради карьеры, денег? Вот здесь уже начинается расхождение. И наша задача как раз и состоит в том, чтобы направить этот вектор в нужную сторону, чтобы ребята в большей мере думали о духовной своей составляющей.

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

«Бокс воспитывает благородство»

В этом году специальным гостем турнира стал иерей Василий Диденко, настоятель храма Святого благоверного князя Александра Невского из Хабаровска. Он знаком с этим видом спорта не понаслышке — еще в 1970-е годы, будучи студентом-второкурсником, он выполнил норматив мастера спорта СССРпо боксу, в общей сложности за свою спортивную карьеру провел около сотни боев.

Специальный гость - иерей Василий Диденко, настоятель храма Святого благоверного князя Александра Невского из Хабаровска. Фото: Юлия ГОМАН

Специальный гость — иерей Василий Диденко, настоятель храма Святого благоверного князя Александра Невского из Хабаровска. Фото: ЮЛИЯ ГОМАН

— В представлении людей бокс и вообще различные единоборства — это агрессия. А здесь мы говорим о духовности. Как это сочетается?

 — Бокс от других видов единоборств отличается очень жесткой системой ограничений, здесь очень много запретов: не бить ниже пояса, не бить лежачего, не бить по затылку и так далее. Очень много ограничителей, которые накладывают на эту внешнюю агрессию определенные рамки. В последующей жизни это дает возможность держать себя в руках, не распоясываться. Бокс в этом отношении воспитывает силу не только мышц, но и силу духа и благородство.

В моем детстве боролись с «подворотней», детей затягивало хулиганство, а сегодня эта «подворотня» пришла в дом в виде интернет-ресурсов. Наши дети в это пространство погружаются и упускают время, которое им дано в детстве для подготовки к взрослой жизни.

В такие виды спорта приходит наиболее активная и здоровая молодежь. Ее надо не только научить бить, надо научить еще и любить. Когда человек любит отца, мать, свою страну, свой народ, своих близких, такого человека не страшно и не опасно вооружать. Потому что бокс — это оружие, как и любое единоборство. И оно должно быть в руках у человека, который не превратит это во зло.

— Как ваше спортивное прошлое повлияло на вашу дальнейшую жизнь?

— Мы все родом из детства. С чем мы там столкнулись, с тем и живем всю жизнь. Я в детстве хотел стать летчиком, но занялся боксом. Однажды мне сломали нос — и я понял, что смещенная перегородка эту дорогу для меня закрыла. Поэтому пошел по тренерской стезе. И она в конечном итоге привела меня к священству, хотя еще какое-то время назад я такого не предполагал. Но человек предполагает, а Бог располагает. Человек придумывает что-то свое, а Бог достраивает или от чего-то ограждает, перекрывает какие-то пути, но открывает другие. Вот нос сломал — и уже не летчик. Или раз — и оказался без работы. Был деканом факультета, а стал простым водителем (в 1996 году отец Василий начал работать водителем в приходе храма Святого благоверного князя Александра Невского. — Ред.). Пять лет возил настоятеля и был счастлив, потому что я вышел из этой социальной пирамиды, где каждый сражается за себя, за свое место под этим солнцем, и ушел в сторону. Может быть, поэтому и остался жив, потому что ушел в 90-х, когда прав был тот, кто первым выстрелит, и дикая конкуренция меня не коснулась.

— Что можете пожелать или посоветовать участникам турнира и не только им?

— Вернуть себе традицию — нашу русскую, православную традицию. Потому что наша русскость, она не по крови, а по духу. Мы, как нация, как народ, собрались вокруг веры своей. Вот нам нужно эту традицию жертвенного служения Богу, Церкви и Отечеству поставить в повестку дня. Если мы сможем это до молодых донести — у нас есть будущее.

СПРАВКА «КП»

Георгий Победоносец — великомученик, живший в IV веке в Римской империи. В юном возрасте пошел служить в армию, во время войны римлян с персами отличался храбростью, был на хорошем счету. Но затем, когда начались гонения на христиан, Георгий объявил себя христианином и раздал свое имущество нищим. За свои убеждения подвергся пыткам, был убит. Изображен на гербе России как всадник, протыкающий копьем огромного змея.

Святитель Иннокентий (Вениаминов) родился 26 августа 1797 года. Более 40 лет посвятил делу просвещения коренных народов Северной Америки и Дальнего Востока России. Был ближайшим сподвижником Муравьева-Амурского на пути к подписанию Айгунского договора в 1858 году. На Амуре святитель Иннокентий прожил до 1868 года, когда его назначили митрополитом Московским и Коломенским.

Источник: «Комсомольская правда» в Благовещенске»