04.02.2016
Архиерейский Собор-2016: Главное в докладе Патриарха
2 и 3 февраля в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве прошли заседания высшего органа иерархического управления Русской Православной Церкви.
На Собор приехали 320 архиереев из России, стран СНГ, ближнего и дальнего зарубежья.
Открыл встречу епископов доклад Святейшего Патриарха Кирилла.
В начале своего выступления Предстоятель озвучил главные итоги жизни Церкви в межсоборный период – с 2013 по 2016 годы. Итоги межсоборного периода
- 2013 год — 1025-летие Крещения Руси
- 2014 год – 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского
- 2015 год – 1000-летие со времени преставления равноапостольного князя Владимира
Празднование этих важнейших дат позволило народам исторической Руси вспомнить свой выбор – принятие христианства, а также подвижников веры и благочестия, которые вышли из их рядов и повлияли не только на духовное единство, но и на национальное единение всех людей.
Осознанный выбор святого князя, а вслед за ним и народа Руси — это не просто событие прошлого. Все мы, наши народы в единстве каждого из них и в их общем единстве, должны непрестанно этот выбор подтверждать, преодолевая силой воли, силой разума, силой сердца, силой духа то сопротивление, с которым мы сталкиваемся не только в самих себе, но и в окружающем мире. Долг Церкви – продолжать оказывать всемерную поддержку митрополиту Киевскому Онуфрию, епископату, духовенству и мирянам Украинской Православной Церкви в их мирном подвиге, продолжать молиться о верующих, которых изгоняют из храмов, оскорбляют и притесняют, а также о всей Украине, чтобы в ней воцарились мир и братолюбие.
Перед человечеством сегодня остро стоит проблема террора. Террористы стремятся посеять в сердцах людей страх и вражду, спровоцировать межрелигиозную и межэтническую ненависть.
Мировое сообщество должно остановить террор и, в частности, восстановить справедливый мир в Сирии, создав пример для всего Ближнего Востока.
С особенной болью мы вспоминаем о христианах Ирака, Ливии, Сирии и других стран ближневосточного региона. Многие из них отказываются покидать свои храмы, монастыри, христианские поселения даже под страхом смерти, и мы вновь говорим о мучениках за Христа. В последнее время политики начали признавать, что массовые убийства, изгнание и взятие в заложники христиан в этом регионе являются настоящим геноцидом по конфессиональному признаку. Попытка вытеснить христианство с Ближнего Востока — это трагедия исторического масштаба, которая влечет за собой последствия для всего мира.
- 65 визитов в 47 епархий (в том числе – в Хабаровскую, Биробиджанскую и Амурскую)
- 5 визитов в братские Поместные Православные Церкви (Элладскую, Сербскую, Константинопольскую)
- В 2013 году – визит в Китайскую Народную Республику
- 15 заседаний Священного Синода
- 16 заседаний Высшего Церковного Совета
- В 2015 году – Архиерейское Совещание
- Утверждено 69 нормативных и пастырских документов, а также многочисленные богослужебные тексты
- Произошло слияние Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества и Синодального информационного отдела в единый Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и средствами массовой информации
- Избрано 73 архиерея — 62 для Русской Православной Церкви, 10 – для Украинской, 1 – для Русской Зарубежной Церкви. Все были рукоположены в епископский сан.
- Всего в составе епископата – 354 архиерея, из них 282 правящих.
- Сегодня Русская Православная Церковь объединяет 293 епархии. Число митрополий составляет 57.
- В 34 764 храмах и молитвенных помещениях совершается Божественная литургия.
- Более 6000 храмов – строящиеся, восстанавливаемые или переданные Церкви в руинах и временно законсервированные.
- Духовенство включает 35 171 пресвитера, 4 816 диаконов.
- В Церкви действуют 455 мужских монастыря и 471 женский монастырь. Еще 56 православных монастырей действуют в странах дальнего зарубежья.
-
По своей природе Церковь едина.
-
Наличие в мире многих автокефальных Церквей – форма исторического бытия Церкви, с помощью которой она осуществляет свою спасительную миссию.
-
Принятие в Церкви решений, имеющих значение для всех православных, всегда требовало участия если не всех архиереев, то, во всяком случае, представителей всех Поместных Церквей.
-
В этом смысле Вселенские Соборы и некоторые иные Соборы всеправославного значения являются видимым выражением единства Церкви.
-
При этом принятие Полнотой Церкви деяний Соборов всегда осуществлялось постепенно, и ни один Собор не мог навязать Церкви свои решения, если они были отвергнуты народом Божиим.
-
Ни один Вселенский Собор не становился таковым по факту своего созыва, его значение становилось очевидным спустя некоторое время.
-
Предстоящий Собор на Крите мы не называем Вселенским. Он не призван решать вероучительные вопросы, так как они давно решены. Он не призван вносить новшества в литургическую жизнь и каноны Церкви. Он призван укрепить межцерковное единство и взаимодействие и уточнить некоторые ответы церковного Предания на вопросы современности.
-
Чтобы Собор стал Всеправославным, в нем должны принять участие представители всех общепризнанных автокефальных Православных Церквей.
-
Соборное общение Поместных Церквей в XX веке было затруднено многими причинами: мусульманским владычеством на территории древних Патриархатов, воинами, революциями.
-
Межправославный конгресс 1923 года как попытка всеправославного взаимодействия оказался неудачным. Русская Православная Церковь и некоторые Поместные Церкви в нем не участвовали, работа проходила в реформаторском духе пренебрежения Преданием, решения этого конгресса никем впоследствии не были приняты – кроме решения о новом календаре в некоторых Церквях, которое привело к расколам.
-
Было еще несколько попыток общеправославных инициатив, самыми заметными из которых являются Всеправославные совещания 60-х гг. На них был составлен каталог тем для рассмотрения на будущем Соборе.
-
Специальная комиссия, созданная в 1963 году Священным Синодом Русской Православной Церкви, подготовила проекты документов по всем без исключения темам каталога, внеся беспрецедентный вклад в подготовку Всеправославного Собора.
-
На Первом Всеправославном предсоборном совещании 1976 года перечень тем сократили до 10. Их разработка проводилась в 80-х годах.
-
В 90-е годы работа над подготовкой Всеправославного Собора была остановлена и возобновилась только в 2008 году.
-
В марте 2014 года на Собрании Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Стамбуле было принято решение о созыве Всеправославного Собора в 2016 году, «если не воспрепятствуют тому непредвиденные обстоятельства».
-
На Соборе будут рассмотрены несколько документов:
+ Миссия Православной Церкви в современном мире
+ Автономия и способ ее провозглашения
+ Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром
+ Важность поста и его соблюдение сегодня
+ Таинство брака и препятствия к нему
+ Регламент организации и работы Святого и Великого Собора Православной Церкви
+ Регламент работы Епископских собраний в православной диаспоре.
-
Некоторые проекты документов еще дорабатываются.
-
Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей пообещал воздержаться от легализации раскола на Украине во время и после Собора, признав что это приведет к катастрофическим для единства Православной Церкви последствиям.
-
В ходе подготовки Всеправославного Собора было принято подавляющее большинство предложений Русской Православной Церкви.
- Основная цель Церкви – проповедь Благовестия Христова для приведения людей к Богу и их спасения.
- Главные задачи сегодня – усиление миссионерской деятельности, всенародное православное просвещение, просветительское служение, особенно среди детей и молодежи.
- На решение этих задач направлены большинство постановлений Архиерейских Соборов, Священного Синода, Высшего Церковного Совета и лично Патриарха.
- Для решения этих задач образуются новые епархии и открываются приходы, увеличивается число епископов и клириков, формируется институт помощников благочинных и настоятелей, реформируются воскресные и духовные школы, ведется диалог с государством и обществом.
- При осуществлении соборных и синодальных решений учитываются различия между епархиями, приходами и регионами. Когда это нужно, существующие решения восполняются новыми.
- Новый этап в работе с молодежью – с 2014 года, при подготовке празднования 700-летия преподобного Сергия Радонежского.
- Церковное молодежное добровольческое служение сейчас развивается не только в Москве. На Международном съезде православной молодежи в ноябре 2014 года – более 11 000 участников из всех епархий.
- Основные направления – милосердное служение, миссионерская и культурно-просветительская работа, участие в духовно-нравственном воспитании детей, в пропаганде здорового образа жизни, в сохранении окружающей среды.
- Усиление активности молодежи связано с введением должности штатных сотрудников по молодежной работе в епархиях, благочиниях и на приходе. Архиереи должны быть с ними знакомы и, по возможности, контактировать напрямую.
- Молодежную добровольческую деятельность нужно вести также на межъепархиальном уровне для обмена опытом – за счет создания координационных центров молодежного служения.
- Эти центры осуществляют методическое и правовое сопровождение и информационную поддержку инициатив православной молодежи, в первую очередь — новообразованных епархий, проводят межъепархиальные обучающие мероприятия.
- В 2012 году утвержден Стандарт учебно-воспитательной деятельности для воскресных школ и Положение об их деятельности.
- С 2013 года по 2016 год около 80% всех российских воскресных школ перешли на преподавание в соответствии с этими документами.
- Остро стоит проблема подготовки квалифицированных кадров – педагогов надо обучать.
- После перехода большинства воскресных школ на новый стандарт была запущена их аттестация, которая продолжится в 2016 году, по ее итогам будет сформирован общецерковный реестр воскресных школ.
- Ведется работа над созданием единого учебно-методического комплекса для воскресных школ. Учебники, программы и методики преподавания еще разрабатываются.
- Тема, требующая отдельного изучения, — забота о подростках 12-17 лет.
Пройден важный этап, когда, не имея ранее опыта систематического методического обеспечения воскресных школ, мы не только создали необходимые рамочные документы, но и провели их вдумчивую апробацию и оценили ее итоги. Теперь требуются усилия, чтобы вывести воскресные школы на качественно новый уровень. Это работу следует проводить плавно, спокойно, без потрясений и сломов.
- Основная задача – унификация бакалаврского образования в семинарии и качественное повышение его уровня.
- В межсоборный период принято около 20 документов, направленных на улучшение деятельности духовных учебных заведений.
- В 2015 году утвержден единый учебный план бакалавриата. С сентября прошлого года духовные учебные заведения постепенно на него переходят.
- Ведется работа по подготовке и изданию современных учебников для семинарий.
- Второй уровень высшего духовного образования – магистратура. Она готовит кадры для научно-исследовательской, преподавательской и церковно-административной деятельности.
- Кроме традиционных направлений (церковно-практического, богословского, исторического и библейского), духовные школы открывают и новые магистерские программы (например, по педагогике, церковному искусству, миссионерской деятельности и религиозной философии).
- Лучшие выпускники магистратуры продолжают свою подготовку в аспирантуре. Формируются нормативные документы, касающиеся богословского образования на этом уровне. Отмечается высокий научный уровень диссертаций на соискание ученых степеней доктора богословия и церковной истории.
- Не все выпускники бакалаврских и магистерских программ успешно проходят итоговую аттестацию, многие (в основном, заочники) вместо дипломов получают справку об окончании обучения.
- Нужно повышать уровень образования в духовных школах.
- Также необходимо создать качественную систему дистанционного семинарского образования, в том числе для духовенства, которое окончило духовные училища у себя в епархии.
- В 2015 году было принято Положение о распределении выпускников духовных учебных заведений.
- В системе централизованного распределения участвуют выпускники шести духовных учебных заведений: Московской и Санкт-Петербургской духовных академий, Сретенской, Перервинской и Николо-Угрешской духовных семинарий, Православного Свято-Тихоновского богословского института.
- По итогам выпускных экзаменов 2014/2015 учебного года 127 человек были распределены в 71 епархию.
- Первый опыт прошел в целом успешно, однако не все архиереи смогли обеспечить выпускникам и их семьям достойные условия проживания и заработную плату.
- Кроме того, были зафиксированы случаи неподобающего поведения выпускников, которые требовали к себе повышенного внимания и, в конечном итоге, покинули те епархии, куда они были направлены.
- Штатные сотрудники по миссионерской, катехизической, молодежной и социальной работе имеются в большинстве епархиальных благочиний.
- Всего их 5 322, чаще всего это совместители (более 90%).
- Эффективность у совместителей ниже, чем у тех, кто полностью посвящает себя этой работе. Следует привлекать на эти должности людей, не связанных иными служебными обязанностями. Кроме того, они должны получить специальные знания для несения своих послушаний.
- Для этого были разработаны образовательные стандарты, направленные на подготовку профильных работников. Такие программы при духовных учебных заведениях или других образовательных организациях рассчитаны на 2-3 года.
- Работа по подготовке помощников благочинных и настоятелей ведется в 23 учебных заведениях 19 епархий. Обучение проходят 901 человек, из них 148 слушатель уже занимают штатную должность церковного специалиста.
- Необходимо обеспечить трудоустройство на соответствующие должности выпускников и выпускниц этих программ.
- Основные направления миссии Церкви – миссия среди коренных народов, противосектантская деятельность и миссия, направленная на просвещение крещенных, но невоцерковленных людей, и тех, кто, будучи некрещеным, относится к народу, исторически исповедующему православие.
- Выборочный анализ работы епархиальных миссионерских отделов показал, что большинство из них выполняют не специфические функции – например, работают в области религиозного образования, молодежного или социального служения.
- Необходимо уточнить, что такое миссионерская деятельность в епархии и составить «дорожную карту» для каждого отдела.
- Синодальная библейско-богословская комиссия подготовила проект Катехизиса.
- Необходимо произвести его церковную рецепцию – в том числе, обсудить в публичном пространстве (в интернете, в блогах), но без неограниченной публикации еще не утвержденного проекта.
- Текст Катехизиса будет передан для чтения постоянным членам Священного Синода Русской Православной Церкви, первоиерарху Русской Зарубежной Церкви и всем руководителям синодальных учреждений, а также в ведущие духовные школы.
- Обсуждение Катехизиса в таком формате необходимо завершить к 1 сентября 2016 года. Дальнейшую его судьбу решит Священный Синод.
- Один из результатов диалога и взаимодействия с государственными властями – ряд изменений в законодательстве России, принятых в 2015 году.
- Гражданский кодекс теперь выводит религиозные организации из-под действия ряда статей, не соответствующих их внутренним установлениям.
- Обновленная версия Федерального закона «О свободе совести…» разрешает определять вопросы участия учредителей и иных юридических или физических лиц в деятельности религиозных организаций уставом или внутренними установлениями религиозных организаций.
- Урегулированы вопросы взаимодействия органов Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) с ведущими религиозными общинами, касающиеся статуса домовых храмов в учреждениях ФСИН, допуска священнослужителей к заключенным в целях совершения Таинств, а также передачи религиозным организациям объектов религиозного назначения, расположенных на территории учреждений ФСИН.
- Обучение религии и религиозное воспитание теперь не являются образовательной деятельностью и потому не подлежат лицензированию. С принятием данной поправки органы прокуратуры и иные государственные органы не будут требовать от воскресных школ получения лицензий на осуществление образовательной деятельности и проводить проверки.
- Религиозные организации выведены из-под действия ряда норм Федерального закона «О некоммерческих организациях», регулирующих вопросы контроля за деятельностью некоммерческих организаций и сдачи ими отчетности.
- Отчеты в органы юстиции будут сдавать только те религиозные организации, которые финансируются из зарубежных источников. Остальные религиозные организации будут направлять в органы юстиции заявление с указанием на отсутствие зарубежных источников финансирования.
- Необходимо уделить особое внимание работе со светскими СМИ.
- Присутствие информации о деятельности епархии и архиерея в светских СМИ — один из показателей, по которым можно судить не только о вовлеченности представителей епархии в общественные процессы, но — нередко — и о готовности региона к церковно-общественному и церковно-государственному сотрудничеству.
- Успех в этой сфере обусловлен заинтересованностью и вовлечением самих епархиальных архиереев в развитие этого сотрудничества.
- Присутствие епархии в СМИ усиливается, когда ясно определены ее спикеры, то есть когда журналисты знают, к кому можно свободно и почти в любое время обратиться за комментарием.
- Представители СМИ реагируют на активность руководителя информационного направления, на его анонсы и комментарии в социальных сетях, на личные контакты — звонки, встречи.
Пресс-секретари или руководители информационных отделов в медийно успешных епархиях в полной мере посвящают себя этой работе и глубоко интегрированы в епархиальную жизнь. Они имеют возможность без задержек получать информацию как от епархиальных отделов, так и от самого архиерея. - На высокую цитируемость влияет участие архиерея в региональных телепроектах.
- По-прежнему большое значение имеют и печатные СМИ, особенно районные.
- Вместе с тем, даже в медийно успешных епархиях стоит проблема распространения через светские издания собственно слова Божия, учения Церкви. Чаще всего под эти цели выделяются колонки или эфирное время в преддверии праздников, причем материалы нередко готовятся самими редакциями и изложены в культурно-историческом ключе.
- Опыт показывает, что проповедовать в средствах массовой информации можно, к примеру, способствуя размещению публикаций о близких и понятных обывателю церковных проектах, особенно в области милосердного служения, или публикаций о людях, которые своей деятельностью или конкретными поступками являют пример христианской жизни в обычном обществе.
- Ценен опыт ряда епархий, которые активно вовлекаются в соорганизацию светских мероприятий в области культуры, просвещения, социальной деятельности, или участвуют в таких мероприятиях.
- Благодаря этому средства массовой информации и в целом общество могут увидеть, что представители этих епархий — просвещенные современные люди с широкими взглядами, готовые общаться с самыми разными собеседниками.
Мы наблюдаем прямую связь между решением об увеличении числа епархий и ростом числа приходов и духовенства. Во второй части своего доклада Святейший Патриарх коснулся темы подготовки Всеправославного Собора, который должен состояться в июне 2016 года на греческом острове Крит. Участие во Всеправославном Соборе-2016
В отдельную тему своего доклада Святейший Патриарх вынес вопрос о так называемых «екатеринбургских останках», найденных в 1979 году, которые могут являться останками Царской семьи и, следовательно, мощами святых страстотерпцев.
Подробно описав факты, которые ставят под сомнения результаты научно-криминалистического исследования, проведенного в 1993 году, он подчеркнул, что экспертиза останков, которая проводится сейчас специальной следственной группой с участием представителей Церкви, будет проходить без спешки и продлится столько времени, сколько необходимо для того, чтобы установить истину.
Заключительная часть доклада Святейшего Патриарха касалась важнейших на сегодняшний день вопросов внутрицерковной жизни. Текущие вопросы внутрицерковной жизни
Важно уделять православным молодым людям искреннее внимание, встречаться с ними, с любовью обращать к ним пастырское слово. Необходимо помнить, что молодые добровольцы — это не «оловянные солдатики», которых можно куда-то «назначить» или «направить». Православные добровольцы — это люди, которые в свободное время занимаются той деятельностью в Церкви, которая им по сердцу. Для кого-то это — благотворительность, для кого-то — помощь в богослужениях, для кого-то — работа с детьми. Пусть у молодых людей не все и не всегда получается в полной мере. Важно, что молодежь дорожит самой возможностью проявить инициативу, на которую нам следует отвечать благословением и поддержкой, не в последнюю очередь — материальной.
Завершая свое выступление, Предстоятель Русской Православной Церкви, призвал епископов побуждать свою паству к подвигу христианской жизни, быть настоящими, вдумчивыми, искренними христианинами, верными сынами Церкви, даже если кто-то считает это трудным, немодным и непопулярным.
Войти в Церковь призывает Господь всех тех, кто решится стать Его учениками; через Церковь Христос несет мир, истину и спасение человечеству, которое остро в этом нуждается. Нет более высокого, достойного и ответственного призвания, чем христианское, и все мы избраны Богом к тому, чтобы воспринять эту честь и ответственность.
- Метки
- Архиерейский Собор