Архиерейский Собор-2016: Главное в докладе Патриарха - Благовещенская епархия

Статьи

04.02.2016

Архиерейский Собор-2016: Главное в докладе Патриарха

2 и 3 февраля в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве прошли заседания высшего органа иерархического управления Русской Православной Церкви.

На Собор приехали 320 архиереев из России, стран СНГ, ближнего и дальнего зарубежья.

Открыл встречу епископов доклад Святейшего Патриарха Кирилла.

В начале своего выступления Предстоятель озвучил главные итоги жизни Церкви в межсоборный период – с 2013 по 2016 годы. Итоги межсоборного периода

  • 2013 год — 1025-летие Крещения Руси
  • 2014 год – 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского
  • 2015 год – 1000-летие со времени преставления равноапостольного князя Владимира

Празднование этих важнейших дат позволило народам исторической Руси вспомнить свой выбор – принятие христианства, а также подвижников веры и благочестия, которые вышли из их рядов и повлияли не только на духовное единство, но и на национальное единение всех людей.

Осознанный выбор святого князя, а вслед за ним и народа Руси — это не просто событие прошлого. Все мы, наши народы в единстве каждого из них и в их общем единстве, должны непрестанно этот выбор подтверждать, преодолевая силой воли, силой разума, силой сердца, силой духа то сопротивление, с которым мы сталкиваемся не только в самих себе, но и в окружающем мире. Долг Церкви – продолжать оказывать всемерную поддержку митрополиту Киевскому Онуфрию, епископату, духовенству и мирянам Украинской Православной Церкви в их мирном подвиге, продолжать молиться о верующих, которых изгоняют из храмов, оскорбляют и притесняют, а также о всей Украине, чтобы в ней воцарились мир и братолюбие.

Перед человечеством сегодня остро стоит проблема террора. Террористы стремятся посеять в сердцах людей страх и вражду, спровоцировать межрелигиозную и межэтническую ненависть.

Мировое сообщество должно остановить террор и, в частности, восстановить справедливый мир в Сирии, создав пример для всего Ближнего Востока.

С особенной болью мы вспоминаем о христианах Ирака, Ливии, Сирии и других стран ближневосточного региона. Многие из них отказываются покидать свои храмы, монастыри, христианские поселения даже под страхом смерти, и мы вновь говорим о мучениках за Христа. В последнее время политики начали признавать, что массовые убийства, изгнание и взятие в заложники христиан в этом регионе являются настоящим геноцидом по конфессиональному признаку. Попытка вытеснить христианство с Ближнего Востока — это трагедия исторического масштаба, которая влечет за собой последствия для всего мира.

  • 65 визитов в 47 епархий (в том числе – в Хабаровскую, Биробиджанскую и Амурскую)
  • 5 визитов в братские Поместные Православные Церкви (Элладскую, Сербскую, Константинопольскую)
  • В 2013 году – визит в Китайскую Народную Республику
  • 15 заседаний Священного Синода
  • 16 заседаний Высшего Церковного Совета
  • В 2015 году – Архиерейское Совещание
  • Утверждено 69 нормативных и пастырских документов, а также многочисленные богослужебные тексты
  • Произошло слияние Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества и Синодального информационного отдела в единый Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и средствами массовой информации
  • Избрано 73 архиерея — 62 для Русской Православной Церкви, 10 – для Украинской, 1 – для Русской Зарубежной Церкви. Все были рукоположены в епископский сан.
    • Всего в составе епископата – 354 архиерея, из них 282 правящих.
    • Сегодня Русская Православная Церковь объединяет 293 епархии. Число митрополий составляет 57.
    • В 34 764 храмах и молитвенных помещениях совершается Божественная литургия.
    • Более 6000 храмов – строящиеся, восстанавливаемые или переданные Церкви в руинах и временно законсервированные.
    • Духовенство включает 35 171 пресвитера, 4 816 диаконов.
    • В Церкви действуют 455 мужских монастыря и 471 женский монастырь. Еще 56 православных монастырей действуют в странах дальнего зарубежья.

    Мы наблюдаем прямую связь между решением об увеличении числа епархий и ростом числа приходов и духовенства. Во второй части своего доклада Святейший Патриарх коснулся темы подготовки Всеправославного Собора, который должен состояться в июне 2016 года на греческом острове Крит. Участие во Всеправославном Соборе-2016

    • По своей природе Церковь едина.

    • Наличие в мире многих автокефальных Церквей – форма исторического бытия Церкви, с помощью которой она осуществляет свою спасительную миссию.

    • Принятие в Церкви решений, имеющих значение для всех православных, всегда требовало участия если не всех архиереев, то, во всяком случае, представителей всех Поместных Церквей.

    • В этом смысле Вселенские Соборы и некоторые иные Соборы всеправославного значения являются видимым выражением единства Церкви.

    • При этом принятие Полнотой Церкви деяний Соборов всегда осуществлялось постепенно, и ни один Собор не мог навязать Церкви свои решения, если они были отвергнуты народом Божиим.

    • Ни один Вселенский Собор не становился таковым по факту своего созыва, его значение становилось очевидным спустя некоторое время.

    • Предстоящий Собор на Крите мы не называем Вселенским. Он не призван решать вероучительные вопросы, так как они давно решены. Он не призван вносить новшества в литургическую жизнь и каноны Церкви. Он призван укрепить межцерковное единство и взаимодействие и уточнить некоторые ответы церковного Предания на вопросы современности.

    • Чтобы Собор стал Всеправославным, в нем должны принять участие представители всех общепризнанных автокефальных Православных Церквей.

    • Соборное общение Поместных Церквей в XX веке было затруднено многими причинами: мусульманским владычеством на территории древних Патриархатов, воинами, революциями.

    • Межправославный конгресс 1923 года как попытка всеправославного взаимодействия оказался неудачным. Русская Православная Церковь и некоторые Поместные Церкви в нем не участвовали, работа проходила в реформаторском духе пренебрежения Преданием, решения этого конгресса никем впоследствии не были приняты – кроме решения о новом календаре в некоторых Церквях, которое привело к расколам.

    • Было еще несколько попыток общеправославных инициатив, самыми заметными из которых являются Всеправославные совещания 60-х гг. На них был составлен каталог тем для рассмотрения на будущем Соборе.

    • Специальная комиссия, созданная в 1963 году Священным Синодом Русской Православной Церкви, подготовила проекты документов по всем без исключения темам каталога, внеся беспрецедентный вклад в подготовку Всеправославного Собора.

    • На Первом Всеправославном предсоборном совещании 1976 года перечень тем сократили до 10. Их разработка проводилась в 80-х годах.

    • В 90-е годы работа над подготовкой Всеправославного Собора была остановлена и возобновилась только в 2008 году.

    • В марте 2014 года на Собрании Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Стамбуле было принято решение о созыве Всеправославного Собора в 2016 году, «если не воспрепятствуют тому непредвиденные обстоятельства».

    • На Соборе будут рассмотрены несколько документов:

      Миссия Православной Церкви в современном мире

      Автономия и способ ее провозглашения

      Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром

      Важность поста и его соблюдение сегодня

      Таинство брака и препятствия к нему

      Регламент организации и работы Святого и Великого Собора Православной Церкви

      Православная диаспора

      Регламент работы Епископских собраний в православной диаспоре.

    • Некоторые проекты документов еще дорабатываются.

    • Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей пообещал воздержаться от легализации раскола на Украине во время и после Собора, признав что это приведет к катастрофическим для единства Православной Церкви последствиям.

    • В ходе подготовки Всеправославного Собора было принято подавляющее большинство предложений Русской Православной Церкви.

    В отдельную тему своего доклада Святейший Патриарх вынес вопрос о так называемых «екатеринбургских останках», найденных в 1979 году, которые могут являться останками Царской семьи и, следовательно, мощами святых страстотерпцев.

    Подробно описав факты, которые ставят под сомнения результаты научно-криминалистического исследования, проведенного в 1993 году, он подчеркнул, что экспертиза останков, которая проводится сейчас специальной следственной группой с участием представителей Церкви, будет проходить без спешки и продлится столько времени, сколько необходимо для того, чтобы установить истину.

    Заключительная часть доклада Святейшего Патриарха касалась важнейших на сегодняшний день вопросов внутрицерковной жизни. Текущие вопросы внутрицерковной жизни

    • Основная цель Церкви – проповедь Благовестия Христова для приведения людей к Богу и их спасения.
    • Главные задачи сегодня – усиление миссионерской деятельности, всенародное православное просвещение, просветительское служение, особенно среди детей и молодежи.
    • На решение этих задач направлены большинство постановлений Архиерейских Соборов, Священного Синода, Высшего Церковного Совета и лично Патриарха.
    • Для решения этих задач образуются новые епархии и открываются приходы, увеличивается число епископов и клириков, формируется институт помощников благочинных и настоятелей, реформируются воскресные и духовные школы, ведется диалог с государством и обществом.
    • При осуществлении соборных и синодальных решений учитываются различия между епархиями, приходами и регионами. Когда это нужно, существующие решения восполняются новыми.
    • Новый этап в работе с молодежью – с 2014 года, при подготовке празднования 700-летия преподобного Сергия Радонежского.
    • Церковное молодежное добровольческое служение сейчас развивается не только в Москве. На Международном съезде православной молодежи в ноябре 2014 года – более 11 000 участников из всех епархий.
    • Основные направления – милосердное служение, миссионерская и культурно-просветительская работа, участие в духовно-нравственном воспитании детей, в пропаганде здорового образа жизни, в сохранении окружающей среды.
    • Усиление активности молодежи связано с введением должности штатных сотрудников по молодежной работе в епархиях, благочиниях и на приходе. Архиереи должны быть с ними знакомы и, по возможности, контактировать напрямую.
    • Молодежную добровольческую деятельность нужно вести также на межъепархиальном уровне для обмена опытом – за счет создания координационных центров молодежного служения.
    • Эти центры осуществляют методическое и правовое сопровождение и информационную поддержку инициатив православной молодежи, в первую очередь — новообразованных епархий, проводят межъепархиальные обучающие мероприятия.

    Важно уделять православным молодым людям искреннее внимание, встречаться с ними, с любовью обращать к ним пастырское слово. Необходимо помнить, что молодые добровольцы — это не «оловянные солдатики», которых можно куда-то «назначить» или «направить». Православные добровольцы — это люди, которые в свободное время занимаются той деятельностью в Церкви, которая им по сердцу. Для кого-то это — благотворительность, для кого-то — помощь в богослужениях, для кого-то — работа с детьми. Пусть у молодых людей не все и не всегда получается в полной мере. Важно, что молодежь дорожит самой возможностью проявить инициативу, на которую нам следует отвечать благословением и поддержкой, не в последнюю очередь — материальной.

    • В 2012 году утвержден Стандарт учебно-воспитательной деятельности для воскресных школ и Положение об их деятельности.
    • С 2013 года по 2016 год около 80% всех российских воскресных школ перешли на преподавание в соответствии с этими документами.
    • Остро стоит проблема подготовки квалифицированных кадров – педагогов надо обучать.
    • После перехода большинства воскресных школ на новый стандарт была запущена их аттестация, которая продолжится в 2016 году, по ее итогам будет сформирован общецерковный реестр воскресных школ.
    • Ведется работа над созданием единого учебно-методического комплекса для воскресных школ. Учебники, программы и методики преподавания еще разрабатываются.
    • Тема, требующая отдельного изучения, — забота о подростках 12-17 лет.

      Пройден важный этап, когда, не имея ранее опыта систематического методического обеспечения воскресных школ, мы не только создали необходимые рамочные документы, но и провели их вдумчивую апробацию и оценили ее итоги. Теперь требуются усилия, чтобы вывести воскресные школы на качественно новый уровень. Это работу следует проводить плавно, спокойно, без потрясений и сломов.

    • Основная задача – унификация бакалаврского образования в семинарии и качественное повышение его уровня.
    • В межсоборный период принято около 20 документов, направленных на улучшение деятельности духовных учебных заведений.
    • В 2015 году утвержден единый учебный план бакалавриата. С сентября прошлого года духовные учебные заведения постепенно на него переходят.
    • Ведется работа по подготовке и изданию современных учебников для семинарий.
    • Второй уровень высшего духовного образования – магистратура. Она готовит кадры для научно-исследовательской, преподавательской и церковно-административной деятельности.
    • Кроме традиционных направлений (церковно-практического, богословского, исторического и библейского), духовные школы открывают и новые магистерские программы (например, по педагогике, церковному искусству, миссионерской деятельности и религиозной философии).
    • Лучшие выпускники магистратуры продолжают свою подготовку в аспирантуре. Формируются нормативные документы, касающиеся богословского образования на этом уровне. Отмечается высокий научный уровень диссертаций на соискание ученых степеней доктора богословия и церковной истории.
    • Не все выпускники бакалаврских и магистерских программ успешно проходят итоговую аттестацию, многие (в основном, заочники) вместо дипломов получают справку об окончании обучения.
    • Нужно повышать уровень образования в духовных школах.
    • Также необходимо создать качественную систему дистанционного семинарского образования, в том числе для духовенства, которое окончило духовные училища у себя в епархии.
    • В 2015 году было принято Положение о распределении выпускников духовных учебных заведений.
    • В системе централизованного распределения участвуют выпускники шести духовных учебных заведений: Московской и Санкт-Петербургской духовных академий, Сретенской, Перервинской и Николо-Угрешской духовных семинарий, Православного Свято-Тихоновского богословского института.
    • По итогам выпускных экзаменов 2014/2015 учебного года 127 человек были распределены в 71 епархию.
    • Первый опыт прошел в целом успешно, однако не все архиереи смогли обеспечить выпускникам и их семьям достойные условия проживания и заработную плату.
    • Кроме того, были зафиксированы случаи неподобающего поведения выпускников, которые требовали к себе повышенного внимания и, в конечном итоге, покинули те епархии, куда они были направлены.
    • Штатные сотрудники по миссионерской, катехизической, молодежной и социальной работе имеются в большинстве епархиальных благочиний.
    • Всего их 5 322, чаще всего это совместители (более 90%).
    • Эффективность у совместителей ниже, чем у тех, кто полностью посвящает себя этой работе. Следует привлекать на эти должности людей, не связанных иными служебными обязанностями. Кроме того, они должны получить специальные знания для несения своих послушаний.
    • Для этого были разработаны образовательные стандарты, направленные на подготовку профильных работников. Такие программы при духовных учебных заведениях или других образовательных организациях рассчитаны на 2-3 года.
    • Работа по подготовке помощников благочинных и настоятелей ведется в 23 учебных заведениях 19 епархий. Обучение проходят 901 человек, из них 148 слушатель уже занимают штатную должность церковного специалиста.
    • Необходимо обеспечить трудоустройство на соответствующие должности выпускников и выпускниц этих программ.
    • Основные направления миссии Церкви – миссия среди коренных народов, противосектантская деятельность и миссия, направленная на просвещение крещенных, но невоцерковленных людей, и тех, кто, будучи некрещеным, относится к народу, исторически исповедующему православие.
    • Выборочный анализ работы епархиальных миссионерских отделов показал, что большинство из них выполняют не специфические функции – например, работают в области религиозного образования, молодежного или социального служения.
    • Необходимо уточнить, что такое миссионерская деятельность в епархии и составить «дорожную карту» для каждого отдела.
    • Синодальная библейско-богословская комиссия подготовила проект Катехизиса.
    • Необходимо произвести его церковную рецепцию – в том числе, обсудить в публичном пространстве (в интернете, в блогах), но без неограниченной публикации еще не утвержденного проекта.
    • Текст Катехизиса будет передан для чтения постоянным членам Священного Синода Русской Православной Церкви, первоиерарху Русской Зарубежной Церкви и всем руководителям синодальных учреждений, а также в ведущие духовные школы.
    • Обсуждение Катехизиса в таком формате необходимо завершить к 1 сентября 2016 года. Дальнейшую его судьбу решит Священный Синод.
    • Один из результатов диалога и взаимодействия с государственными властями – ряд изменений в законодательстве России, принятых в 2015 году.
    • Гражданский кодекс теперь выводит религиозные организации из-под действия ряда статей, не соответствующих их внутренним установлениям.
    • Обновленная версия Федерального закона «О свободе совести…» разрешает определять вопросы участия учредителей и иных юридических или физических лиц в деятельности религиозных организаций уставом или внутренними установлениями религиозных организаций.
    • Урегулированы вопросы взаимодействия органов Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) с ведущими религиозными общинами, касающиеся статуса домовых храмов в учреждениях ФСИН, допуска священнослужителей к заключенным в целях совершения Таинств, а также передачи религиозным организациям объектов религиозного назначения, расположенных на территории учреждений ФСИН.
    • Обучение религии и религиозное воспитание теперь не являются образовательной деятельностью и потому не подлежат лицензированию. С принятием данной поправки органы прокуратуры и иные государственные органы не будут требовать от воскресных школ получения лицензий на осуществление образовательной деятельности и проводить проверки.
    • Религиозные организации выведены из-под действия ряда норм Федерального закона «О некоммерческих организациях», регулирующих вопросы контроля за деятельностью некоммерческих организаций и сдачи ими отчетности.
    • Отчеты в органы юстиции будут сдавать только те религиозные организации, которые финансируются из зарубежных источников. Остальные религиозные организации будут направлять в органы юстиции заявление с указанием на отсутствие зарубежных источников финансирования.
    • Необходимо уделить особое внимание работе со светскими СМИ.
    • Присутствие информации о деятельности епархии и архиерея в светских СМИ — один из показателей, по которым можно судить не только о вовлеченности представителей епархии в общественные процессы, но — нередко — и о готовности региона к церковно-общественному и церковно-государственному сотрудничеству.
    • Успех в этой сфере обусловлен заинтересованностью и вовлечением самих епархиальных архиереев в развитие этого сотрудничества.
    • Присутствие епархии в СМИ усиливается, когда ясно определены ее спикеры, то есть когда журналисты знают, к кому можно свободно и почти в любое время обратиться за комментарием.
    • Представители СМИ реагируют на активность руководителя информационного направления, на его анонсы и комментарии в социальных сетях, на личные контакты — звонки, встречи.
      Пресс-секретари или руководители информационных отделов в медийно успешных епархиях в полной мере посвящают себя этой работе и глубоко интегрированы в епархиальную жизнь. Они имеют возможность без задержек получать информацию как от епархиальных отделов, так и от самого архиерея.
    • На высокую цитируемость влияет участие архиерея в региональных телепроектах.
    • По-прежнему большое значение имеют и печатные СМИ, особенно районные.
    • Вместе с тем, даже в медийно успешных епархиях стоит проблема распространения через светские издания собственно слова Божия, учения Церкви. Чаще всего под эти цели выделяются колонки или эфирное время в преддверии праздников, причем материалы нередко готовятся самими редакциями и изложены в культурно-историческом ключе.
    • Опыт показывает, что проповедовать в средствах массовой информации можно, к примеру, способствуя размещению публикаций о близких и понятных обывателю церковных проектах, особенно в области милосердного служения, или публикаций о людях, которые своей деятельностью или конкретными поступками являют пример христианской жизни в обычном обществе.
    • Ценен опыт ряда епархий, которые активно вовлекаются в соорганизацию светских мероприятий в области культуры, просвещения, социальной деятельности, или участвуют в таких мероприятиях.
    • Благодаря этому средства массовой информации и в целом общество могут увидеть, что представители этих епархий — просвещенные современные люди с широкими взглядами, готовые общаться с самыми разными собеседниками.

    Завершая свое выступление, Предстоятель Русской Православной Церкви, призвал епископов побуждать свою паству к подвигу христианской жизни, быть настоящими, вдумчивыми, искренними христианинами, верными сынами Церкви, даже если кто-то считает это трудным, немодным и непопулярным.

    Войти в Церковь призывает Господь всех тех, кто решится стать Его учениками; через Церковь Христос несет мир, истину и спасение человечеству, которое остро в этом нуждается. Нет более высокого, достойного и ответственного призвания, чем христианское, и все мы избраны Богом к тому, чтобы воспринять эту честь и ответственность.