26.03.2019
АРХИЕРЕЙСКАЯ СЛУЖБА: ВТОРОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ ВЕЛИКОГО ПОСТА, СВЯТИТЕЛЯ ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ
24 марта, во второе воскресенье Великого поста, святителя Григория Паламы, Архиепископ Благовещенский и Тындинский Лукиан совершил Божественную литургию в кафедральном соборе Амурской столицы. Архиерею сослужили: ключарь собора иеромонах Венедикт (Калинин) и клирик иерей Михаил Полтараков.
Во время службы прозвучали священные строки из Евангелия от Марка (2:1–12):
«Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме. Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово. И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный.
Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои. Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?
Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших? Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.
Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали».
После чтения Евангелия владыка Лукиан произнес проповедь.
«Бог есть и называется природой всего сущего, ибо Ему все причастно и существует в силу этой причастности, но причастности не к Его природе, а к Его энергиям». Это высказывание принадлежит святителю Григорию Паламе. Еще в XIV веке он поставил точку в одном из самых сложных богословских споров в истории христианства: как сотворенный Богом мир связан со своим Создателем? Или лишь покинувшая мир душа может познать Бога.
Григорий Палама, епископ византийского города Фессалоники, автор догматико-полемических сочинений, молитв. Именно он высказал точку зрения, согласно которой весь наш огромный мир живет благодаря творческим энергиям Бога, но не является частью своего Создателя. Как, впрочем, и не отделен от Господа. Их связь подобна музыке, которая не является частью музыканта, но выступает воплощением творческого замысла, и звучит (существует) лишь благодаря творческому действию ее исполнителя.
Главная цель христианской жизни, по мнению богослова, и есть наше спасение. Человек по милости Божьей всей полнотой своего существа посредством нетварных энергий соединяется с Богом.
Учение Григория Паламы не было новым, схожие идеи озвучивали и другие догматики. Однако, именно Григорий Палама смог наиболее полно ответить на непростой для христиан вопрос. За что и стал почитаем Церковью.
Как святитель Григорий Палама в своих трудах рассуждает о высоком опыте духовной жизни и восхождении души, так и нам должно думать о том, как растем мы духовно. Как проходим жизненные испытания, насколько крепки в своей вере и как прочно она вошла в нашу жизнь.
Пресс-служба Благовещенской епархии