Исторические сведения, касающиеся иконы Божией Матери, именуемой «Слово плоть бысть», или, по местному названию, Албазинской (1887) - Благовещенская епархия

Исторические сведения, касающиеся иконы Божией Матери, именуемой «Слово плоть бысть», или, по местному названию, Албазинской (1887)

Слово епископа Камчатского Гурия (Буртасовского) к празднику чтимого чудотворного образа. Впервые опубликовано в газете «Прибавление к Иркутским епархиальным ведомостям» (№26 от 18 апреля 1887 г.).

Чума в Астраханской губернии. Крестный ход в селе Ветлянке. Апрель-март 1875. Гравюра И. Матюшина по рисунку А. Бальдингера. 1879

Некоторые из здешних граждан обращались к нам с вопросом: «Откуда и как явилась эта икона и почему она достойна особенного чествования?»

В 1666 году на Амуре, в Албазине, поселился иеромонах Ермоген, увлеченный сюда, помимо желания, из Киренского острога убийцами Илимского воеводы Обухова. По твердой вере в Промысел Божий, все устрояющий во благо, Ермоген благодушно покорился своей нелегкой участи и предался еще более молитвенным подвигам в своей иноческой жизни. В 1671 году он, с согласия и по усердию албазинцев, построил монастырь во имя Всемилостивейшего Спаса невдалеке от нынешнего Албазина, на так называемом Брусяном камне.

Ничего не препятствует предполагать, что он, проникнутый верою и любовью ко Христу Богу и ближним, первый положил здесь, на Амуре, начало миссионерской деятельности по обращению в христианскую веру инородцев, живших в то время большими селениями по всему амурскому прибрежью.

Но в 1685 году китайцы, осадивши Албазин, угрожали ему совершенным истреблением. Сначала албазинцы под предводительством воеводы Толбузина защищались мужественно, но потом, по совету мудрого старца Ермогена, они вошли в переговоры с китайцами, чтобы им предоставлена была возможность беспрепятственно выбраться с Амура, и только под этим условием они положили бы свои бранные оружия. Китайцы, чувствуя в свою очередь истощение своих сил и боевых средств, охотно согласились на это.

Не без грусти, конечно, блаженный Ермоген расстался со здешним краем и благочестивыми мечтами о его процветании в духе православной веры и благочестия, но он все-таки, как бы надеясь на лучшее в этом отношении будущие, вверял сие под покров Богоматери, в знамение чего и оставил в Сретенске в благословение всего края Ея икону, именуемую «Слово плоть бысть».

В 1868 году эта икона была доставлена в Благовещенск Высокопреосвященнейшим Вениамином, ныне архиепископом Иркутским, когда он прибыл сюда для управления епархией. Зная ее историю и благоговея к блаженной памяти Ермогена, он, с благословения иркутского архипастыря, взял ее с собой как имеющую особенное значение для края и ею благословил престольный град Камчатской епархии, а с ним и всю свою новую паству, вверив таким образом ее заступничеству и покровительству Божией Матери.

Благовещенцы с великою радостью приняли этот залог архипастырского благоволения своего нового святителя и начали с особенным благоговением чтить и прославлять эту икону Богоматери как великую святыню, умоляя перед нею Заступницу рода христианского о избавлении себя от всяких скорбей и бед жизни. И получали просимое – не без основания же признавалась она чудотворною.

С отъездом Высокопреосвященнейшего Вениамина из Благовещенска в 1873 году по каким-то обстоятельствам признавалось неудобным удовлетворять благочестивому усердию граждан поднятием этой иконы в их домы, для их освящения и благословения, вследствие чего мало-помалу начало охладевать к ней усердие граждан, а затем забылись даже и повествования о чудесных знамениях благодати Божией, проявлявшейся чрез нее, какие носились в народе в виде слухов.

Частью по личному усердию, частью по благочестивому желанию Высокопреосвященнейшего Вениамина, а главным образом, чтобы доставить православным чадам местной церкви религиозно-нравственную опору в жизни, среди всех ее невзгод, скорбей и напастей, которые обыкновенно нелегко переживаются, когда не на чем остановится и излиться скорбному чувству с надеждой на небесную помощь, чем только и может ободряться обремененное скорбями сердце, — с этою, говорим, целью, по преимуществу, мы поставили себе в обязанность по принятии епископства над Камчатской паствой «восстановить» чествование Албазинской иконы Божией Матери еженедельным чтением пред нею акафиста с молебным пением и установлением церковного празднования оной 9 марта по всей Камчатской епархии, достойно и праведно признав ее местной святыней.

Благодарение Господу, мы встретили в этом случае полное сочувствие со стороны и местной гражданской власти, и со стороны народа, которые более и более выражают свое молитвенное усердие к Божией Матери пред этой иконой Ея.

От благочестивого взора и наблюдения некоторых из здешних боголюбцев и почитателей пречистого лика Богоматери не укрывается следующее обстоятельство, достойное, заметим от себя, внимания: с 1881 года наш город подвергался почти беспрерывно разного рода эпидемиям, часто наводившим страх на всех граждан, особенно при виде во множестве сигнальных флагов пред домами, в которых находились больные, но с осени 1885 года эпидемические болезни, кроме единичных случаев, притом весьма редких, совершенно прекратились не только в городе, но и в окрестностях его. Между тем именно с этого времени установлено нами чтение акафиста пред Албазинской иконой Богоматери, причем в конце молебна принято читать молитву, в которой между прочим испрашивается Божией Матери избавление «от тлетворных ветр и смертоносныя язвы».

Пусть кто как хочет объясняет это благодетельное совпадение, а мы оком веры созерцаем в нем знамение благодати Божией по предстательству Богородицы за наш град, ради благочестивого усердия, по глубокой вере и любви, припадающих перед Ея ликом местночтимым. Ведь условия из обстоятельства жизни не могли измениться к лучшему настолько, чтобы можно было надеяться на совершенное прекращение эпидемий в городе.

До нашего сведения доводится и о других знамениях благодати Божией, источаемой через Албазинскую икону Божией Матери, но мы пока умалчиваем о них. Во всяком случае, мы должны благоговеть перед этой святыней края как бесценным сокровищем веры и благочестивого упования и припадать перед нею с усердными мольбами к Богоматери с верою и надеждою на Ея милость, благовременную помощь и избавление от всяких обид и скорбей, и мы, без сомнения, получим просимое – Ея материнская любовь безгранична, только бы мы сами, по чувству веры и любви, умели относиться к ней как к нашей Матери. Аминь.


Епископ Гурий (Буртасовский) (1845-1907)

i400

  • В 1885-1892 гг. — епископ Камчатский, Курильский и Благовещенский. До хиротонии в течение 5 лет проживал в Благовещенске, исполнял обязанности ректора Благовещенской духовной семинарии.
  • Деятельный миссионер, учредитель Православного братства Пресвятой Богородицы в Благовещенске, члены которого вели активную противосектантскую и просветительскую работу.
  • При епископе Гурии в столице Приамурья открылась богадельня для престарелых священников и церковнослужителей, был построен дом духовного ведомства для вдов и сирот, создан епархиальный книжный склад с отделениями по всей области.
  • После перевода на Самарскую кафедру в 1892 г. много сделал для развития церковно-приходских школ. По его поручению были собраны и опубликованы материалы по истории чудотворной иконы Божией Матери «Взыскание погибших» из Раковского Свято-Троицкого монастыря.
  • В 1897 году в Троицком соборе Александро-Невской лавры участвовал в хиротонии свт. Тихона (Белавина), будущего Святейшего Патриарха Московского, во епископа Люблинского.