7 фактов об амурских истоках православия в Китае - Благовещенская епархия

Статьи

14.11.2016

7 фактов об амурских истоках православия в Китае

Истинную христианскую веру в сердце Поднебесной империи принесли албазинцы

1.

albazincy-na-liturgii

Первые православные жители Пекина – казаки, которые после захвата Албазинского острога в 1685 году вместе с семьями были уведены в Китай. В составе этого отряда был священник Максим Леонтьев. На чужбину он взял с собой из Албазина чтимый образ святителя Николая Угодника (Николы Можайского).

Император Кан Си с уважением принял воинов, которые несколько месяцев героически бились с превосходящими их по численности маньчжурами, и предложил им поступить к себе на службу. Часть албазинцев предпочла вернуться на родину, остальные были зачислены в элитное подразделение императорской гвардии – «Знамя с желтой каймой».

Казаков в Китае ценили очень высоко. Они получали очень хорошее жалование, подарки, дома и земли в вечное пользование. Им разрешили свободно исповедовать свою веру, а для совершения богослужения император передал албазинцам бывшую ламаистскую кумирню, которая была переоборудована в храм Святой Софии.

2.

02-innokentij-kulchickij

 Первая Русская духовная миссия в составе двух священников, одного диакона и нескольких причетников отправилась в Пекин в 1712 году после смерти отца Максима. Задачу для миссии поставил сам император Петр I: «твердыми святаго Евангелия доводами многия души области темныя сатанинския привести во свет познания Христа Бога нашего» и «своим благим житием, хана китайскаго и ближних его людей и обще их народ привести бы к тому Святому делу».

Главой второй миссии (1729-1735) должен был стать епископ Иннокентий (Кульчицкий), но из-за политических интриг разрешение на въезд в Китай он так и не получил. Вместо китайского языка будущий святитель выучил монгольский и бурятский и занялся проповедью христианства среди язычников Забайкалья.

Прожив несколько лет в городке Селенгинск на русско-китайской границе, Преосвященный Иннокентий возглавил Иркутскую епархию. Вплоть до 1840 года Приамурье входило в ее состав. Жители амурской земли до сегодняшнего дня сохранили любовь к своему первому архипастырю и небесному покровителю – до революции память святителя Иннокентия Иркутского праздновали дважды в год (9 декабря и 22 февраля), и оба эти дня были официальными выходными. Он также считается святым покровителем Китая.

3.

03-pekinskaya-duxovnaya-missiya

Первый епископ Камчатский, Курильский и Благовещенский Иннокентий (Вениаминов), просветитель алеутов, колошей и якутов, несколько лет вынашивал идею отправить в соседние с Приамурьем китайские земли собственных миссионеров. Для этого он выписал из Пекинской духовной миссии иеромонаха Евлампия (Иванова), который владел китайским и маньчжурскими языками. Однако ценного специалиста по приезде в Благовещенск сразу перехватили власти, пригласив работать переводчиком комиссии по определению государственной границы между Россией и Китаем. Священник умер раньше, чем смог приступить к миссионерской деятельности.

В 1864 году в Благовещенском епархиальном училище ввели изучение маньчжурского языка и учредили Маньчжурскую миссию. Первым миссионером в Хэйхэ в 1869 году стал священник Роман Цыренпилов.

4.

04-kitajskie-mucheniki

Китайскую паству в России считали духовно слабой – у крещеных китайцев, даже у потомков православных казаков, все-таки сохранялись элементы веры в языческих богов, да и видных пастырей среди них не было. Однако уже в 1902 году Церковь впервые канонизировала китайских христиан, которые проявили невероятное мужество и стойкость во времена гонений. К лику святых причислили 222 мучеников за веру, убитых во время боксерского восстания – половину всей христианской общины Пекина начала XX века. Среди них были священники, женщины, старики и дети.

 Память китайских мучеников празднуется 24 июня. В Свято-Никольской церкви Благовещенска над клиросом есть икона этих святых.

5.

05-arxiepiskop-dimitrij-voznesenskij

Первый и единственный епископ Хайларский (викарий Харбинской епархии) до революции был кафедральным протоиереем Благовещенского собора, епархиальным цензором проповедей, редактором «Благовещенских епархиальных ведомостей», председателем Благовещенского общества трезвости.

Священник Николай Федорович Вознесенский запомнился прихожанам как чуткий пастырь, строгий учитель Закона Божия, автор богословских трудов и христианских детских сказок. В 1917 году священник был вынужден покинуть  Амурскую область и эмигрировать в Харбин. Там в 1933 году он принял монашество с именем Димитрий и вскоре был рукоположен в епископа Хайларского, викария Харбинской епархии.

Трудами владыки Димитрия в Харбине был открыт богословский факультет, бесплатная Серафимовская столовая с приютами для детей, сирот и престарелых, а также духовная семинария.

6.

06-mitropolit-kirill-i-moleben

В мае 2004 года, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, Албазинская икона Божией Матери должна была побывать в Пекине – «для духовного утешения соотечественников, длительное время работающих и проживающих вдали от Родины и Матери-Церкви». Сопровождать чудотворный образ в поездке вместе с правящим архиереем Благовещенской епархии собирался митрополит Смоленский и Калиниградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.

Святыню планировали разместить в бывших архиерейских покоях Русской духовной миссии, так называемой «красной фанзе». В программе ее пребывания – несколько молебнов, Божественная литургия, встреча духовенства с потомками албазинских казаков, крещение желающих. Однако из-за болезни архиепископа Гавриила (Стеблюченко) миссионерский визит в столицу Китая сначала перенесли, а потом отменили.

22 марта 2006 года митрополит Кирилл служил молебен перед списком чудотворной Албазинской иконы в здании бывшего храма святителя Иннокентия Иркутского на территории русского посольства в Пекине. День празднования в честь амурской святыни, исторически связанной с судьбами православия в Китае, совпал с днем официального открытия Года России в Китае.

7.

07-albazincy-v-albazino

В июле 2013 года в Албазино впервые приехали пекинские потомки албазинского казака Дубинина – двоюродные братья Ду Чжунцзе (Петр Павлович Дубинин), Ду Чжунсяо (Касьян Тихонович Дубинин) и Ду Чжунци (Василий Владимирович Дубинин). Последний из них решил принять святое крещение на родине предков. Таинство над ним в водах реки Амур совершил настоятель Албазинского храма игумен Игнатий (Чигвинцев).