7 фактов о святителе Иннокентии, первосвятителе Амурском

Анна Лиманская Статьи

После революции 1917 года писать о заслугах православных священников, конечно, перестали – религия считалась опиумом для народа, и хвалить ее служителей за что бы то ни было советские журналисты и исследователи не могли. Не избежал забвения и митрополит Иннокентий (Вениаминов).

    1. В 1947 году в одном из научных журналов появилась статья под названием «Вениаминов как этнограф» (1947 г.). Во втором издании Большой Советской Энциклопедии, работа над которой началась в 1949 г., святитель Иннокентий упоминается трижды – в отдельной статье «Вениаминов Иван Евсеевич», а также в общих статьях о науках географии и языкознании. Поставление его епископом Камчатским, Курильским и Алеутским, а затем митрополитом Московским, отрицательно сказалось на дальнейшем развитии научной деятельности этого ученого, с сожалением отмечают авторы энциклопедии.

      О заслугах святителя Иннокентия как духовного лидера и государственного деятеля вновь начали говорить только в начале 90-х. Первые статьи о нем в амурской прессе были за авторством историка Николая Шиндялова. В 1997 году Приамурье отметило 200-летие со дня рождения своего первого архиерея. Празднование юбилея поддержала и Московская Патриархия, и даже ЮНЕСКО. После этой памятной даты святителя начали почитать наравне с генерал-губернатором Николаем Муравьевым-Амурским, как одного из основателей Благовещенска.

    2. По утверждению духовника графа Николая Муравьева-Амурского, протоиерея Петра Громова, Благовещенск был назван в честь архиепископа Иннокентия, по имени Благовещенской церкви, в которой тот начинал свое священническое служение в Иркутске. У генерал-губернатора Восточной Сибири действительно был такой обычай – называть населенные пункты в честь подвижников и родных. В пользу этой версии говорит и тот факт, что Муравьев придумал название Благовещенск раньше, чем за месяц до прибытия в Усть-Зейскую станицу в 1858 г., поэтому все прочие события (например, закладка Благовещенской церкви) стали воплощением его изначального замысла. Известно, что сам святитель Иннокентий это имя первоначально считал «не всегда удобным» и предлагал графу другие варианты.
    3. «Святитель Иннокентий», которому были посвящены многие храмы и населенные пункты Амурской области до революции, — это святитель Иннокентий (Кульчицкий), первый епископ Иркутский. Именно его имя священник Иван Вениаминов принял в монашеском постриге. В XIX веке широкой известностью пользовался еще один святитель Иннокентий – Херсонский, которого называли «русским Златоустом». Его творения архиепископ Иннокентий (Вениаминов) настоятельно советовал читать своей пастве.
    4. Одна из дочерей святителя Иннокентия, Прасковья, приняла монашество в Борисовском Тихвинском женском монастыре (Курская область) с именем Поликсения. В своих письмах к ней, наполненных отеческой любовью и заботой, святитель выражает сожаление, что не может наставить ее на пути иноческой жизни, поскольку сам не прожил в монастыре ни одного дня. «Живешь в Борисовке – значит, борись!» — такими словами подбадривал он дочь.
    5. Многие потомки святителя Иннокентия в советские годы подверглись репрессиям – двое его правнуков, носящие фамилию «Вениаминов» были расстреляны в годы «большого террора» 1937-1938 гг. Пострадала от богоборцев и могила первого камчатского архиерея в Троице-Сергиевой Лавре – его останки вместе с останками святителя Филарета Московского были выброшены и затем перезахоронены в неизвестном месте. Найти и опознать их удалось только в 1994 году. Сегодня мощи святителя покоятся в Успенском соборе Лавры, а в Амурской области есть несколько их частичек – в Благовещенске, Ивановке и Тынде.
    6. К лику святых митрополита Московского Иннокентия (в XIX веке эта церковная «должность» была равна Патриаршей) причислили в 1977 году по обращению Православной Церкви в Америке. Тропарь (церковное песнопение) в его честь был составлен по образцу тропаря святителю Василию Великому. В нем подчеркивается апостольский характер его служения: «неведущия Христа светом Евангелия просветил еси, человеческия обычаи украсил еси».
    7. Ради сохранения духовного преемства новый кафедральный собор Благовещенска был заложен в 1997 году, на 200-летие со дня рождения святителя Иннокентия. Сегодня в Амурской области имя этого великого святого носят храм в Серышево, приходы в Иннокентьевке и Верхнезейске, а также духовно-просветительский центр епархии в Благовещенске.

Источник: Благовещенские епархиальные ведомости, №3, 2017

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.